Нити, что в душе и наяву...
В родословном древе тонкие черточки-нити соединяют имена – тех, кто ушел от нас столетия назад, с теми, кто здравствует ныне. Старинные имена соседствуют с современными… Удивительно: эта простая схема всегда вызывает в душе яркие эмоции. Особенно когда ты уже что-то знаешь о людях, чьи имена обведены кружочками, в каждом из которых – судьба: длинная ли, короткая ли, трагическая или счастливая. И это переплетение нитей–судеб звучит особой мелодией в душе каждого из потомков…
Родословное древо моего героя крепкое и здоровое – тяжелые испытания в былые лихолетья не только не сломили представителей предыдущих поколений, и здесь действительно есть кем гордиться. Кадим Агзямович вспоминает деда, муллу, который в годы раскулачивания в родных Нижних Кигах не раздумывая отдал все двенадцать лошадей и двенадцать коров в колхоз и отправил пахать колхозные земли своих троих сыновей, смягчив тем самым бремя всей деревни. Не пожалев ради земляков ничего…
Особая нить в душе связывает Кадима Абзалова с его отцом, Агзяметдином Абзалетдиновичем, который был младшеньким в семье муллы. И хотя повелось, что последыши бывают избалованными, отец привил Агзяметдину такие качества, как самодисциплина, трудолюбие. И наряду с ними главные – порядочность и совестливость. Будучи истинным мусульманином, Абзалетдин Абзалов ценил превыше всего не материальное, а из вещей дорожил лишь намазлыком (ковриком для молитвы), который был отобран ревнителями новой власти. Не перенеся этого, он слег и больше уже не встал…
История любви Агзяметдина и Марьямбану Каримовой заслуживает отдельной книги. Что пришлось пережить девочке, родившейся в семье председателя ревкома Мечетлинского района Габделькутдуса Каримова! Когда белые захватили село Ново-Мещерово, нашлись такие, кто выдал «красного»: жена Ганиямал опознала забитого до смерти мужа только по обручальному кольцу…
Судьба забросила двенадцатилетнюю Марьямбану с матерью в Сибирь. Сердце сжимается, когда читаешь строки семейной хроники, повествующие о том, как, преодолевая неимоверные трудности, они возвращались в родные края.
И судьба привела Марьямбану в Нижние Киги, уготовив ей встречу с Агзяметдином – как оказалось, счастливую. Как-то, спустя много лет, их дочь Нурия спросила маму: «А ведь до замужества ты знала папу совсем недолго. Как ты решилась?» Марьямбану Габделькутдусовна ответила: «Он был таким человеком, что не полюбить его было невозможно».
Агзяметдину Абзалетдиновичу судьба уготовила такие испытания, какие далеко не каждый выдержал бы: Финская война, Японская, Великая Отечественная. И он не просто воевал, а был уважаем и востребован как наставник молодых солдат.
А потом… Плен, концлагерь, ужасы которого сменились в мирное время непосильной работой на шахтах Донбасса, куда отправили работать «виноватого» в том, что был пленен, фронтовика. После шахт – постоянные допросы в районном военкомате, которые прекратились лишь тогда, когда в 1959-м фронтовику был вручен орден Красной Звезды. Как выяснилось, награда нашла героя через 17 лет: Указ Президиума Верховного Совета СССР о награждении орденом командира отделения 591-го отдельного саперного батальона Агзяметдина Абзалова за образцовое выполнение заданий командования на фронте борьбы с немецко-фашистскими захватчиками и проявленные при этом мужество и героизм увидел свет еще в 1942-м…
Когда в 1961-м отец ушел из жизни, Кадиму было пять лет, старшему, Абрику, двадцать три, Зауру тринадцать, Нагиму одиннадцать, сестренке Нурие три…
Я не случайно начал свое повествование с родословного древа и духовных нитей, связывающих нас с предками: мой герой очень это чтит и не раз в нашей беседе упоминал о генетике. Да, отец ушел очень рано, мальчику было всего пять лет, но и дед, и отец передали ему в наследство тот самый стержень в душе, что не позволил оступиться по жизни. Быть может, слово «стержень» суховато, мне больше по нраву другой образ – мелодия души. А мелодия живет только в доброй душе. Именно о доброте говорит, в первую очередь, Кадим Агзямович, вспоминая деда, отца, поставившую на ноги пятерых детей мать, брата Абрика, неустанно опекавшего младших…
И сколько добрых дел сегодня сделал в свои исполнившиеся вчера, 27 мая, 65 лет заслуженный работник Минтопэнерго России, заслуженный строитель Республики Башкортостан, заслуженный нефтегазостроитель Российского Союза нефтегазостроителей, Почетный работник топливно-энергетического комплекса Министерства энергетики Российской Федерации, генеральный директор ООО «ГазЭнергоСервис-Урал» Кадим Агзямович Абзалов! Земляки вспомнят и его участие в строительстве на родине мечети, и возведенные исключительно на благотворительных началах в разных районах республики мемориальные комплексы, детские площадки, объекты соцкультбыта!
Слово «отец» в нашем рассказе прозвучит в разных ипостасях. Помня и чтя своего отца и сам будучи заботливым отцом семейства, Кадим Абзалов любим и уважаем как отец родной и в возглавляемом им предприятии. Здесь знают, что директор пришел не из случайных кругов: с молодых лет он в строительной и нефтегазодобывающей сфере. А лидерские способности, умение сплотить людей разглядел в нем еще до службы в армии председатель родного колхоза, поручив парню собрать бригаду и заняться строительством фермы.
Не будет преувеличением, если замечу, что после окончания Уфимского нефтяного института в 1982 году Кадим Абзалов прошел все ключевые должности в профессии: мастер участка, прораб, старший прораб, главный инженер… Возглавив в 2014 году «ГазЭнергоСервис-Урал» и будучи уже опытным специалистом, он добился не просто высоких производственных и финансовых показателей – фирма нынче уважаема, авторитетна, и ей доверяют выполнение любых работ, зная: все будет сделано качественно и в срок (мне поведали, что нередко поступают заказы именно «под Абзалова» - настолько велик авторитет генерального директора). Если я возьмусь перечислять построенные компрессорные станции, газотранспортные магистрали, комплексы нефтеперерабатывающих и газораспределительных станций в Башкортостане, Удмуртии, Челябинской, Курганской, Свердловской областях – боюсь, газетной страницы не хватит.
- Сегодня занимаемся возведением газораспределительных компрессорных станций в восьми точках России, все они будут введены в эксплуатацию в текущем году, - рассказывает Кадим Агзямович.
Он переключает экран монитора, и мы как на ладони видим строительные площадки, которые находятся за сотни километров от нас. Вот идут работы в Вологодской области, а вот – в Самарской, а здесь строят автобазу… Генеральный директор контролирует все в непрерывном режиме. Может и набрать номер телефона: «Это чего у тебя там люди сидят?!» Причем под контролем как стройплощадки, так и конторы.
А теперь – несколько слов о нитях, вынесенных в заголовок. Уже не духовных, а самых что ни на есть реальных и осязаемых, с которыми наш герой постоянно имеет дело. Речь – о нитках газопровода и конкретно о той, которая «оживет», соединив строящиеся сегодня компрессорные станции. Родится новая, очень нужная газовая артерия…
…Когда я на днях заглянул к Кадиму Агзямовичу, он как раз заканчивал телефонный разговор, подытоживая его: «Да, конечно, приезжайте!»
- Из Москвы коллеги, хотят приехать поучиться, - пояснил он мне.
- Кадим Агзямович, когда мы с Вами познакомились несколько лет назад, у меня сложилось такое впечатление о гендиректоре: человек требовательный и очень жесткий. Сегодня Ваш взгляд мне кажется несколько иным. Это так или мне только кажется?
- Любой человек меняется с годами. Требовательность, конечно, осталась. Но я стараюсь ее сочетать с доверием к подчиненным. Например, доверяю руководителям подразделений решение вопроса о приеме на работу того или иного специалиста. Мне, шутя, тут выговаривают: «Если сами людей подбирать будете – то с Вашими требованиями мы вообще никого не возьмем». Наверное, шутят не зря – не могу себе позволить взять неважного специалиста, ведь пострадает общее дело. Насчет жесткости… Наверное, Вы подметили верно – действительно, стал чуть мягче, что ли…
- Я слышал, Вы не любите долго задерживаться после рабочего дня. И в то же время нередко бываете в своем кабинете в выходные, когда с Вами дружно выходят и другие сотрудники…
- Верно. Считаю, что все надо успевать в течение рабочего дня, от сидения до позднего вечера толку мало. А вот в субботу, например, лично я выхожу с удовольствием: несуетный выходной позволяет сосредоточиться, найти совместно с сотрудниками решение какой-то проблемы. К этому все относятся с пониманием, к тому же в выходной мы до вечера не сидим. И конечно же, каждый вправе потом воспользоваться отгулом.
Есть у меня еще принцип: требую ко мне заходить не с одним решением проблемы, а минимум с двумя.
…Переговорив с некоторыми молодыми сотрудниками предприятия, я еще раз убедился, что шефа здесь действительно не просто уважают, а, ощущая его поистине отцовскую заботу о подчиненных, по-человечески любят. Отмечая, что гендиректору нравится работать с молодыми, на которых он делает основную ставку. И щедро делится всем, что знает и умеет сам. Доверяя в важных решениях, что дорогого стоит. А еще все очень ценят один из главных девизов Кадима Абзалова: «Моих не обижать!»
Он из тех счастливых людей, которые утром спешат на работу, а вечером домой, где ждет его истинная отрада души – семья. И супруга Наира Нурлыгаяновна, и дети: сын Азат и дочь Гузель, как никто понимают служебные проблемы главы семьи, ведь все они «в теме» - в свое время закончили нефтяной. В большой дружной семье, где уже подрастают внук и две внучки, царят взаимопонимание и любовь. И словно постоянно звучит мелодия. Помните? Та самая, чьи первые ноты родились в самом начале родового древа…
Вячеслав ГОЛОВ.
28-05-2021 (0) Просмотров: 1 218 Номер: 37(13507) Версия для печати