Олег Чегодаев шёл за весной, а его в это время пыталась догнать зима...
С момента предыдущего своего визита в Благотворительный образовательный фонд «Мархамат», было это во второй половине апреля, незадолго до старта беспрецедентного одиночного похода амбассадора Уральских гор, а точкой отсчета стало 1 мая, Чегодаев похудел. «Да, сбросил восемь килограммов», - подтвердил Олег. «Это еще мало, - подумала я, – по итогам путешествия в сто девять дней, преодолев пешком 3183 километра, причем именно по горам, не сходя на равнинные пространства, поднявшись на сто самых значимых вершин, причем Чегодаев еще не посчитал все пики (от мала до велика)…»
Впрочем, вес, наверное, держится за счет мышечной массы, поскольку Олег являет собой пример идеально тренированного человека, ведь в день он, как правило, преодолевал в среднем до 30 километров, неся на себе груз в 15-20 килограммов, а на одном этапе и вовсе – 30 кило…
Встреча юных мархаматиков с Чегодаевым, на днях вернувшимся в Уфу авиарейсом из Салехарда, состоялась в среду. Читатели «Вечерней Уфы» помнят о том, что завершивший свое путешествие 17 августа амбассадор Уральских гор, блогер, фотограф и путешественник Олег Чегодаев, помимо сверхзадачи, которую он поставил перед собой – пройти «горную страну Урал» от начала Южного (ущелье Долгие горы) до конца Полярного Урала и завершить поход, добравшись до крайней северной вершины Константинов Камень, через два десятка километров от которого уже плещется Карское море, решил попутно и некие вопросы, связанные с жизнью подопечных БОФ «Мархамат», а это дети с ограниченными возможностями здоровья. Побывав у них в гостях в апреле и поняв, что практически никто из этих ребятишек не только не был в горах, но и просто слабо представляет себе, что такое на самом деле Уральский хребет, Чегодаев предложил руководству фонда устроить некое выездное знакомство их воспитанников с предметом разговора. Стороны, к обоюдной радости, пришли к соглашению, и завертелось…
Напоминаю: речь о том, что Олег предложил собрать небольшую группу детей (безусловно тех, кому путешествие к горам окажется по силам), которая могла бы несколько дней пожить на знаменитой на всю Россию туристической базе «Малиновая», испытав прелести и даже, быть может, сложности (что тоже полезно ребенку, открывающему мир) жизни в естественной среде, в непосредственной близости к природе, горному ландшафту. А для тех, кто не знает, поясню – «Малиновая» расположена в Белорецком районе нашего региона и очень популярна среди любителей активного отдыха со всей страны – сплавы, походы в горы, джиппинг, конные маршруты… Для того, чтобы задуманное осуществилось, необходима была определенная сумма, которой фонд не располагал. И тогда Олег обратился в соцсетях к своим друзьям, а их в числе подписчиков у Чегодаева великое множество, и люди живо откликнулись, собрав необходимые средства. Надо отдать должное путешественнику, который, постоянно ведя в своем беспрецедентном походе дневник (с его страницами мы знакомили читателей «Вечерки»), постоянно напоминал всем, кто следит за его передвижениями по маршуту, о мечте юных мархаматиков – увидеть горы и, возможно, подняться на вершину одной из них. И все состоялось, за что подопечные фонда безмерно благодарны и Олегу, и всем добрым людям, откликнувшимся на его призыв! Читатели «Вечерки» помнят, что корреспонденты «ВУ» в конце июля навестили детей, побывавших на «Малиновой», и привезли из поездки подробный материал о житье-бытье на турбазе особенных ребятишек, действительно поднявшихся на одну из вершин. По итогам той поездки фонд сделал небольшой видеофильм, в финальном кадре которого мархаматики дружно скандируют: «Спасибо Олегу Чегодаеву!» Гость, которому показали этот сюжет, растрогался. Еще больше его растрогала коллективная акварельная работа детей, на которой запечатлен горный пейзаж – заветную рамочку он вместе с Благодарственным письмом фонда аккуратно упаковал и забрал домой.
Затем все вместе, и гость, и хозяева, устроились за импровизированным «круглым столом», дабы почаевничать и поговорить. Сначала Олег беседовал с мархаматиками, интересуясь их впечатлениями от поездки, затем принимающая сторона засыпала амбассадора Уральских гор своими вопросами, удалось вставить свои «десять копеек» и журналистам «Вечерки». Итак…
- Назовите, пожалуйста, самую высокую вершину, которую Вы покорили в путешествии по Уральскому хребту?
- Гора Народная высотой 1850 метров. Но запомните, мы не покоряем вершины, это невозможно! Мы не употребляем такое выражение, потому что мы всходим. Вершина – она, как живое существо. Может сбросить тебя, может не принять, не пустить. Так что, на нее можно только взойти, подняться…
- Как Вы поддерживаете свою физическую форму? Ведь пеший поход, который Вы осуществили, требует специальной подготовки…
- Я же постоянно совершаю походы – это, безусловно, лучшая тренировка. А так, повседневно в Уфе – хожу, бегаю, подтягиваюсь на турнике. И еще мы с супругой Татьяной участвуем в соревнованиях, специальных турнирах, обычно двухдневных, что называется, «бегаем по горам»…
- Олег, Вы сказали, что за исключением одного этапа, когда пришлось идти с грузом в 30 килограммов, Вы несли 15-20 килограммов… Речь о провианте?
- Да нет – о палатке, газовой плитке (я принципиально не жгу костры), здесь же необходимый инструментарий, плюс фотоаппарат, спутниковый трекер и килограмм аккумуляторных батарей… Таскать за плечами большое количество провианта тяжело, да и нелогично. Изначально, готовясь к походу, а процесс расчетов и планирования занял полгода, я определил 18 пунктов «забросок» для прохождения каждого следующего этапа. Доставку этих «забросок» организовывала Татьяна, а попадали ко мне «посылки» благодаря друзьям, почте, вертолетам, машинистам поездов. В рацион входили сублимированное мясо, крупы. Раз в день обязательно баловал себя чем-то вкусненьким…
- Чем, например?
- Не поверите, лазаньей...
- Как это возможно в таком путешествии?!
- Сублимированные продукты. Американцы… У них все есть.
- Типа бульонных кубиков Эрнста Кренкеля, которые он испытывал в полярном лагере Отто Шмидта?
- Ну да, только гораздо лучше, совершеннее. Получаешь на каком-то из этапов «посылку», а там всевозможные ништяки, какая-нибудь вкуснятина, и тонус сразу поднимается! Разнообразно питаться в путешествии необходимо. Тебе так-то не слишком комфортно, одиноко, тяжело, в зависимости от рельефа ты можешь сильно изматываться, погодные условия тоже далеко не всегда хорошие, и коли все время есть одно и то же, то настроение падает, и какой смысл идти все дни в подавленном состоянии?..
- Вы рассказывали в дневнике, что на одном из этапов угощались морошкой…
- Ну, это было разово… Когда ты целенаправленно движешься вперед, то времени на «дары природы» (грибы, ягоды, рыбу) у тебя нет, потому как для того чтобы пройти маршрут, надо шагать не останавливаясь.
- Собираясь в поход, Вы планировали уложиться в 4-5 месяцев… То есть, исходя из того, что путешествие заняло 109 дней, Вы прошли маршрут с опережением графика…
- Я изначально держал в голове некую «погрешность», равную двум неделям. И стремился идти так, чтобы ветер дул мне все время в спину, подгоняя… Не скажу, что это было легко. Мне очень помогали ваши пожелания в соцсетях, это невероятно мотивирует, все мои подписчики почему-то были уверены в том, что я дойду. Хотя сам я в этом уверен не был…
- Почему?!
- Ну, на таком маршруте всякое может случиться: скажем, разольются реки, и я сяду ждать погоды на берегу. Или, не дай Бог, какая-то травма… Вот в один из последних дней я упал и чудом не сломал ногу… Все обошлось, к счастью. Но поддержку людей я чувствовал и заряжался вашей уверенностью. Повторюсь – это чрезвычайно мотивирует.
- Число старта 1 мая выбрано было не случайно?
- Нет, все просчитано – это была, что называется, золотая середина. Если бы я отправился позже, то в финальной части попал бы в сплошные дожди (они меня и так накрывали, но не в такой степени, с погодой, в общем, везло), и меня бы ждала зима, которая на Полярный Урал приходит раньше – а это уже тяжело для того, кто путешествует, и даже опасно… А так я все время шел за весной, а меня в это время пыталась догнать зима. Когда в Салехарде сел в самолет на Уфу и понял, что за жара стоит в Башкортостане, стало не по себе, даже подумал: «Хочу обратно…»
- Если вспомнить русский фольклор, то герою либо героине для достижения задуманного, связанного с особыми трудностями либо опасностями, приходилось в пути стереть семь железных посохов, съесть семь каменных хлебов, износить семь пар железных башмаков…
- В моем случае, - Чегодаев разулыбался, - я износил шесть пар кроссовок, одну пару даже отправил на ремонт, и Татьяна выслала мне ее обратно в одной из «забросок» - на них мастер поставил кожаные заплаты…
- Не лучше ли было отправить новые?
- Нет, вы что?! Во-первых, они уже идеально легли по ноге, а в походе это важно. Во-вторых, простите, но каждая такая пара стоит 20-25 тысяч рублей! А они при столь интенсивном использовании рвутся в носке на сгибе – не напасешься… Мастер очень качественно поставил кожаные заплатки – все отлично получилось, еще послужат!
- Вы рассказывали в дневнике, что общались в Приполярье и на Полярном Урале с местными жителями… Как они Вас принимали?
- Замечательно! Они очень радушные, гостеприимные. Приглашали меня к себе, я даже на один день рождения попал…
- На каком языке Вы с ними общались?
- На русском, большинство из них его хорошо знают, они учились в школах-интернатах, потом вернулись в тундру к своим олешкам… Там я встречал представителей четырех народностей – это ханты, манси, ненцы и коми-зыряне… Они с радостью с тобой общаются, поскольку к ним не часто заглядывают пришлые люди. У всех гаджеты, все зарегистрированы в соцсетях – новости узнают из интернета, я уже в Уфе, и они сейчас все мне пишут в Инстаграме: «Ты вернулся?», «Как прошел остаток пути?».
- Чем угощали?
- Олениной в разных вариантах, это очень вкусно!.. И чаем поили.
- Какой чай они пьют?
- Обычный, черный, такой же, как и мы пьем.
- Какую живность видели в походе?
- Оленей, зайчики прыгали из-под ног, семерых мишек встретил…
- Испугались?
- Как вам сказать... Опасность всегда существует. Безопасная встреча с косолапым – это та, которая не состоялась. Поэтому, когда идешь, необходимо предупреждать хозяина о своем визите – покрикивать, постукивать палкой. Медведь в большинстве случаев старается уйти с пути человека. И не приведи господь, если тебе вдруг встретится медведица с медвежатами!..
А ныне в одном из случаев я столкнулся с мишкой вплотную – оказался в полутора метрах от него, он, кстати, сам сильно испугался, так что мы разошлись… Остальных я замечал издалека и успевал покричать либо обойти их…
- Какой участок был в походе самым трудным?
- Тайга. По ней всегда идти трудно и непривычно, чего только под ногами нет, можно легко оступиться... Хорошо шагать по тундре – под тобой ковер из мха, он пружинит под ногами и двигаешься легко, с ускорением даже. Если попадаешь в тундре на заболоченный участок, то мох тоже не даст ногам утонуть, погрузиться в воду полностью.
- Вы когда-нибудь бывали за пределами бывшего Советского Союза?
- Единственный раз, в Австрии, на лыжных соревнованиях. Но мне есть где ходить и куда ехать, и дома я еще далеко не все видел, мне интереснее здесь…
- А почему все-таки Урал, а не Эверест, скажем, на который многие стремятся?
- Потому что Урал прекрасен! А поход на Эверест для меня – это, скажем так, ярмарка тщеславия… Это же аттракцион, в котором все предусмотрено, трасса проверена и чуть ли не благоустроена. Нет, меня привлекает Урал. Нужно сосредоточиться на том, что любишь, и поставить себе задачу – копать глубже. Столько еще не изучено, не познано.
…Чегодаев, который столько дней провел в тишине и одиночестве, встречая лишь местных оленеводов да редких странников, иногда дней по десять не видя людей, устал (это было ясно исходя из выражения лица) от суеты и разговоров, привыкая к шуму постепенно и информацию принимая пока дозированно. Он пофотографировался с малышней, упаковал подарки, поговорил с руководством фонда о дальнейшем сотрудничестве, подмигнул мархаматикам и откланялся. Вдохновленная встречей ребятня побежала в один из классов на урок рисования на тему «Лето и горы», мы тоже распрощались с хозяевами, направив свои стопы в Дом печати. Шли и говорили о том, что по итогам своего похода амбассадор Уральских гор будет писать книгу, а еще начнет монтировать фильм об Уральском хребте, ведь Олег каждый день, помимо дневника, вел и съемки тех мест, которые преодолел за сто девять дней. Впрочем, к разговору об этом мы еще вернемся...
27-08-2021 (0) Просмотров: 1 183 Номер: 60(13530) Версия для печати