«Не для радости, а по совести»
Открыв сегодня данные по результатам анализа службы исследований hh.ru — компания является крупной российской онлайн-платформой по поиску работы и сотрудников, — я немедленно вспомнила Анну Адамовну из «Покровских ворот» с ее незабываемым — «Я вся такая внезапная, противоречивая…». Но только в первый момент, поскольку поняла, что в этой самой кажущейся противоречивости респондентов из Башкирии надо разбираться.
Сбило меня с толку то, что 45 процентов жителей Башкирии мечтают об увеличении количества выходных дней и при этом 85 процентов вышли на работу в нерабочие дни ноября. Как так? Мои скромные математические познания заставили меня сходу удивиться. Как, подумала я, можно страстно желать отдыхать больше дней в году, чем сейчас, и при этом с энтузиазмом (ну или без него) отправляться на службу, когда вокруг все отдыхать изволят?
Давайте попробуем разобраться вместе. Итак, по данным службы исследований платформы онлайн-рекрутинга, которая провела опрос, оказалось, что 45 процентов жителей Башкирии уверены, что выходных дней в их жизни должно быть больше. Есть и те, кто вполне удовлетворен ситуацией — их 42 процента, и, кстати, хоть меня и никто не спрашивает, сообщу, что отношу себя к этой категории. Да, просто люблю работать. Остальные опрошенные трудящиеся, видимо, пришли в результате мучительных рассуждений к выводу, что ответить затрудняются. Ну прямо как студенты на экзамене!
«Учитывая сложности с поездками за границу и на курорты, лишь чуть больше трети (34 процента) работников из Башкирии готовы не брать весь отпуск подряд, а распределить дни на весь год, регулярно прибавляя к обычным выходным 1-2 дня. Еще 9 процентов уже так и делают, но большинство — 57 процентов — не готовы дробить свой отпуск ради удлинения выходных», — рассказала руководитель пресс-службы hh.ru Урал Анна Осипова. Идея удлинить выходные за счет дробления отпуска мне показалась вообще за гранью разумного, но аналитики на то и аналитики, чтобы иногда задавать весьма странные вопросы.
На что же тратят драгоценные выходные сотрудники предприятий и организаций нашего региона? В тексте поясняется, что, по результатам опроса, 42 процента чаще всего просто сидят дома, а 34 процента, что считаю весьма похвальным, проводят время с друзьями. При этом 33 процента опрошенных находят отдохновение на даче или в огороде, но, позволю предположить, поскольку в ноябре месяце там особо делать нечего, эти цифры благополучно распределяются между первыми двумя категориями, ведь у респондентов была возможность выбрать сразу несколько «верных» ответов. «В условиях сложной эпидемиологической обстановки 66 процентов работников из Башкирии выходные дни предпочитают посвящать семье, 45 процентов гуляют. Кроме того, 23 процента отдыхают от работы в коротких путешествиях выходного дня. По 11 процентов в выходные делают ремонт или работают на второй работе (чаще всего это ИТ-специалисты, юристы и маркетологи)», — сообщается в исследовании. Поскольку меня хлебом не корми — дай вопросы позадавать, их у меня возникло сразу несколько. Сколько процентов жителей республики до прихода сложной эпидемиологической обстановки предпочитали посвящать выходные семье? Где эти 45 процентов гуляют? К сожалению, ответов привести не могу! По всей видимости, они остались за бортом опросника компании. А жаль! Не правда ли?
Следуем далее в нашем плотном информационном потоке — та же служба исследований не поленилась выяснить, сколько жителей России и конкретно Башкирии продолжали трудиться в период, предварявший ноябрьские праздники, неожиданно для нас объявленный нерабочим.
Как-то меня не удивило, что лишь каждый десятый (9 процентов) россиянин воздержался от работы в нерабочий период с конца октября по начало ноября — подавляющее большинство (91 процент) респондентов в эти дни работали. Доля же не работавших среди респондентов, занимающихся собственным бизнесом или на фрилансе, в режиме самозанятости, выше, чем у трудящихся по найму, — 14 процентов. Вы же тоже не удивились? Ясно-понятно, кто трудится «не на дядю», как правило, больше ценит и себя, и свой отдых, чем те, у кого этот, так называемый, «дядя» имеется. Ведь даже если он весьма симпатичен, трудно ожидать его полной индифферентности к финансовым показателям, которые, пока всех нас не заменил искусственный интеллект, все-таки в определенной степени зависят от присутствия сотрудников на рабочем месте.
В Башкирии на работу в период «режима нерабочих дней» вышли 85 процентов работников, принявших участие в опросе. Заметьте, меньше, чем в среднем по России! Для сравнения приводятся данные соседей — Пермского края, где на работу вышли вообще все 100 процентов. Вот на этом самом месте мне стало интересно посмотреть количество вакцинированных. По данным Минздрава Башкирии, по состоянию на 15 ноября 2021 года полностью вакцинированных у нас было 1513967 человек, а как нам в ту же дату сообщила пресс-служба Правительства РБ, «по предварительным итогам переписи, численность населения Башкортостана превысила 4,1 миллиона человек». Всем понятно, что не все там представляют собой работающее население, и мы не будем утомлять себя расчетом процентов. Но на определенные размышления эта информация наводит…
В первую неделю ноября у нас работали от 92 в до 97 процентов занятых в транспорте, логистике, банках, маркетинге, ИТ, бухгалтерии, медицине и фармацевтике, а также рабочие, строители и высший менеджмент компаний.
Вышли на работу по инициативе работодателя 83 процента и только 17 процентов — повинуясь своим собственным устремлениям. Для сравнения, по России в целом эти цифры равны 87 и 13 процентов соответственно. Наибольшая доля работавших по своей инициативе среди представителей науки и образования, а также сфер искусства, развлечений, масс-медиа — каждый пятый работник. Две трети — 72 процента жителей региона — вышли на работу после раздумий о собственных доходах, 26 процентов не увидели для себя рисков, потому что вакцинировались, что, кстати, вполне похоже на правду, 13 процентов не хотели проводить это время дома (интересно, почему и кого там было больше — мужчин или женщин) либо не успевали закончить важные дела на работе, а 4 процента не хотели выглядеть «белой вороной», поскольку большинство их коллег работали.
В тексте уточняется, что половина жителей Башкирии не получили никаких объяснений от работодателей по поводу распоряжения выйти на работу в период локдауна, что, конечно, так себе выглядит. В 21 проценте компаний объяснили, что нерабочий период негативно отразится на операционных показателях компании, в 12 процентах сослались на риски снижения финансовых показателей — тут к гадалке не ходи, возразить невозможно. И, представляете, 3 процента работников заставили выйти под угрозой увольнения либо лишения премий в ноябре, что ни в какие мыслимые ворота, согласитесь, не помещается.
А теперь предлагаю вернуться к началу нашего повествования. Напомню: 45 процентов жителей Башкирии мечтают об увеличении количества выходных дней. По всей видимости, большая их часть в начале ноября работала, не получив никаких объяснений от работодателей, при этом никто их не пугал увольнениями и лишением премии. И дело не в чьей-то внезапности и противоречивости, включая работодателей.
Кстати, по данным все тех же неутомимых аналитиков, Уфа оказалась на 9-м месте среди 23 крупных российских городов по уровню ожидаемой зарплаты — в столице республики средние пожелания по ней составляют 42413 рублей, что на 19,5 процента ниже, чем по стране в целом. На первом месте в рейтинге зарплатных аппетитов находится Москва, там соискатели в среднем оценивают свое рабочее время в 76405 рублей (на 45 процентов больше, чем по России). Интересно, сколько тружеников вышли на работу в столице нашей Родины в отсутствие дамоклова меча в виде обещания увольнения?..
Динара Копейкина.
19-11-2021 (0) Просмотров: 544 Номер: 81(13551) Версия для печати