Народный артист Башкортостана Ахат ХУСАИНОВ: «Я благодарен любимому театру за то, что мне доверяли»
Особый день рождения отметил в нынешнем году Ахат Хусаинов, народный артист Башкортостана, актер Башкирского государственного академического театра драмы имени Мажита Гафури, который уже 55 лет верой и правдой служит сцене флагмана национального искусства республики. Накануне бенефиса Ахата Рахматулловича мы побеседовали с актером, чье имя неразрывно связано с историей БГАТД. Итак…
- Ахат Рахматуллович, сколько я знаю, Ваша родина - деревня Утяганово Кармаскалинского района…
- Да. И надо сказать, я родился в очень красивом уголке нашей республики: в том месте, где река Агидель серебристым серпом врезается в берега; там и находится наша деревня. Много выдающихся людей родились у нас: жители деревни до сих пор хранят память об Абдрахмане Акзигитове, участнике войны 1812 года. Согласно легенде о боевых подвигах Абдрахмана, он «с яростью впереди отряда конников поражал противника, на несколько минут исчезая среди неприятелей, колол и рубил французов и возвращался цел, и команда его оставалась в выигрыше».
Из нашей деревни вышли писатель, знаменитый ученый-литературовед Гайса Хусаинов, профессор Роберт Баимов, кандидат филологических наук, мой учитель, директор школы Рим Искандеров, из известных женщин – первая из Башкортостана в числе удостоенных звания Героя Социалистического труда Банат Батырова, дважды кавалер ордена Ленина свекловод Фарзана Хусаинова. И почему в деревне, которая дала Родине таких выдающихся личностей, не может родиться хотя бы один артист? Вот им я и являюсь.
- Вы росли в послевоенное время…
- Нашему поколению выпала такая доля. Для нас хлеб лакомством был, мерзлую картоху ели. Наша деревня в 60-ти километрах от Уфы, моя мама приезжала в город продавать ягоды, на вырученные деньги покупала нам одежду и привозила гостинцы, особенно запомнились бублики, которые продавались вязанками, на веревках.
- Знаю, что Ваше имя впервые попало на страницы газеты очень рано.
- Я с пяти лет работал в колхозе. А все дело в том, что годы были голодными, а в колхозе кормили обедом. Мы, мальчишки, сидя верхом, сгребали скошенную траву в кучки; затем управляя конем, помогали перетаскивать сено в копны. Вот тогда приехал журналист из районной газеты, написал про нашу бригаду. Газету я долго хранил, но потом во время переездов из квартиры в квартиру где-то потерял.
- А артистом Вы с детства мечтали стать?
- А как же! У нас многие ребята хотели стать артистами. У меня и мама, и папа очень красиво пели. И я пел. Бывало, пою «Буранбая», а сам плачу, настолько мне нравилась эта песня. Ее не каждый может петь, мне она нравится в исполнении Иншара Султанбаева. Часами мог слушать его пластинку. Помню, как впервые в деревню провели радио - большая тарелка висела на столбе. Потом и в домах начали появляться радиоточки. С малых лет я любил слушать народные песни. У меня голос по типу был теноровый, ближе к баритону. Я ведь и в Уфу приехал, дабы стать певцом, но не знал, что и вокалисты, и драматические актеры - все они артисты. После экзаменов выяснилось, что я поступил в училище на театральное отделение, а не на вокальное. Когда мы пребывали в подростковом возрасте, для нас все они были артистами, мы их по видам искусства не делили...
Наверное, сама судьба меня вела. Когда учился на третьем курсе, горло заболело, невыносимая боль мучила, помню, мама приехала в Уфу и вылечила. Болезнь не прошла бесследно – голос у меня огрубел. Если бы учился на певца, куда бы я пошел тогда безголосый?!.
- Расскажите, пожалуйста, о Ваших педагогах и однокурсниках…
- Нас поступило учиться шестнадцать человек. Принял наш курс Ильшат Халилович Юмагулов. Сценическую речь вела Зайтуна Исламовна Бикбулатова, а сцендвижение было прерогативой Тамары Шагитовны Худайбердиной. Именно благодаря нашим великим педагогам мы учились любить искусство, быть преданными ему. Мэтры говорили нам: «Если вы не любите искусство, театр, то уходите сразу, выберите себе другую профессию». С чистой душой могу сказать, что у нас был самый сильный курс, потому что 85 процентов моих товарищей состоялись на театральной стезе, многие удостоены высоких званий России и Башкортостана. Ныне в Башкирском академическом театре нас служит его сцене четверо - Фидан Гафаров, Танзиля Хисамова, Рамзия Хисамова и я.
- Ахат Рахматуллович, в каком театре Вы начали свой путь?
- После окончания училища меня определили в Башкирский академический театр, но я попросился в Салаватский драматический. Проработав там полтора года, понял, что климат здешний мне не подходит, решил уехать к себе в деревню, стать заведующим клубом. Прибыл специально в Министерство культуры, тогда его возглавляла Клара Тухватуллина, она выслушала и сказала: «Мы тебя никуда не отпускаем, в наших театрах артистов и так не хватает!» Сразу позвонила директору Башкирского академического Фаизу Вахитову. На следующий день я уже вышел на работу в Башдрамтеатр, в тот момент Ильшат Юмагулов на его сцену переносил наш дипломный спектакль «Крепостные», и мне в нем досталась моя же студенческая роль. Потом мы отправились на гастроли, повезли зрителю из глубинки спектакль «Страна Айгуль». Раньше такие «визиты» в районы длились по 75 дней. Меня решили вводить в спектакль, сказали, мол, ходи, смотри пока, будешь исполнять роль Ричарда Галина, которого играл на тот момент Рифкат Исрафилов. Но он должен был уехать в Москву, чтобы поступать на режиссерский.
- А сколько всего ролей Вы сыграли за эти 55 лет работы на сцене?
- Как-то подсчитал – их у меня около двухсот...
- А есть роли, по которым сегодня скучаете?
- Есть, конечно. Каждая роль по-своему дорога. Вот, например, спектакль «Озорная молодость» по пьесе Ибрагима Абдуллина. Самый популярный спектакль в свое время был, случалось, что по двадцать пять раз приходили зрители на него. Роль Исмагила в спектакле «Галиябану» по пьесе Мирхайдара Файзи тоже в числе любимых. Правда, я был введен на эту роль вместо Гайсы Хасанова, когда тот заболел. Но тем не менее народ меня принял, узнавали даже: «О, наш Исмагил пришел!» – такими словами люди меня встречали.
- Ахат Рахматуллович, с «Озорной молодостью» Вы и в разные приключения попадали, говорят...
- Было дело, было… Как я уже сказал, это очень популярная пьеса, ее ставили абсолютно все режиссеры. Выехали мы тогда на гастроли. Вдруг у нас день оказался свободным – «окошко» образовалось, но не хочется терять выходной попусту, и решили найти площадку... Муллаян Суяргулов отправился в Еланлино – родную деревню поэта и драматурга Рафаэля Сафина. Добрался туда, а ему говорят, что на днях приезжали артисты из Салаватского района, играли спектакль по этой же пьесе! Но Муллаян-агай все-таки нашел выход. Вечером мы прибываем в Еланлино, смотрим – а на клубной доске объявлений висит афиша спектакля «Тансулпан»!.. Муллаян-агай нам говорит: «Ребята, не волнуйтесь, здесь уже до нас были коллеги, играли спектакль «Озорная молодость»… Поэтому пришлось схитрить». Перед спектаклем он вышел к зрителям и объявил, мол, заболел актер Арслан Мубаряков, и поэтому решили заменить спектакль «Тансулпан» на «Озорную молодость». Тут пошел гул по залу. Муллаян-агай не растерялся: «Друзья, мы не отрываем контрольный корешок от билета! Вы сначала посмотрите, если спектакль не понравится, потом можете вернуть билеты». Никто из зрителей не сдал их обратно. Да еще к тому же на следующий день на районный сабантуй нас пригласили в качестве почетных гостей.
- Ахат Рахматуллович, ведь таких интересных случаев, баек, юморесок в Вашей «копилке» набралось немало…
- Да, потихоньку набирается. Я начал писать, благодаря Ильшату Юмагулову. Еще во время учебы придумывал много различных этюдов к экзаменам, как раз тогда Ильшат Халилович и посоветовал мне попробовать писать рассказы. Некоторые напечатаны в журналах «Агидель», «Хэнэк», «Тамаша». Я пишу их просто так, для себя.
- Вас, сколько я знаю, приглашают и на роли в кино?
- Да, мне довелось поработать с нашими кинорежиссерами, такими, как Руслан Юлтаев (фильм «Сируси»), Айнур Аскаров («Из Уфы с любовью», «Таганок»). Был даже такой случай. Еду в автобусе, а передо мной - двое парней. Вдруг они оживились, и один из них спрашивает: «Вы же старик Хикмет?». Я говорю: «Нет, не Хикмет, я Ахат Хусаинов». Парень улыбается: «Нет, я имею в виду, что Вы в фильме «Сируси» - Хикмет». Я в ответ засмеялся. Приятно, что молодежь смотрит фильмы башкирских кинематографистов, интересуется актерами.
- Кстати, в Вашей трудовой книжке есть запись – «директор»…
- Было и такое. Десять лет проработал директором, из них восемь лет - в Стерлитамакском башкирском драматическом театре, в Театре танца – один год, в Стерлитамакском русском театре – восемь месяцев. Работал честно. Мы с такими корифеями, как Ильшат Юмагулов, Гульдар Ильясова, Хамит Яруллин, Азамат Халилов, помогали молодому коллективу найти свое место в творческом мире.
- Юбилейный бенефис Вы проведете, выйдя на сцену в спектакле «Черноликие»?
- В спектакле «Черноликие» по повести Мажита Гафури я играю роль Фахри - отца главной героини. Сам я видел двух Фахри в предыдущих постановках – эту роль исполняли Галимьян Карамышев и Ильшат Юмагулов. Оба они были убедительны, просто мастерски играли. Я же занят в спектакле, который поставил Айрат Абушахманов – он совсем по-другому подошел к воплощению этой повести на сцене. Современное прочтение известного произведения отличается от предыдущих версий. У него просто пронзительная драма получилась. Я очень люблю этот спектакль, в нынешней постановке история, написанная Мажитом Гафури, открылась мне с совершенно другой стороны. Мой Фахри переживает личную трагедию. Поверив чужим людям, он становится заложником общественного мнения и религиозных догм. Очень тепло я принял эту роль и всегда играю ее с большим удовольствием. Вживаюсь на все сто процентов и даже плачу по-настоящему, от души.
- А как Вы проводите свободное время?
- Я читаю. Очень много читаю. С нетерпением жду выхода новых книг наших писателей. Девушки в магазине книжного издательства уже узнают меня, специально оставляют по одному экземпляру новых книг. Безусловно, выписываю газеты, журналы. А еще мое хобби – рыбалка.
- Ваши любимые праздники?
- День Победы и Новый год.
- А Ваша личная жизнь как сложилась?
- Что про нее говорить... Был несколько раз женат. Есть дочки, внучки. В прошлом году похоронил дочь Сулпан – она некогда работала артисткой в Башкирской государственной филармонии, а затем служила гримером в нашем театре. Последняя жена Алла умерла 10 лет назад, с тех пор больше семью не создавал. Мой дом – это мой театр, а в свою квартиру прихожу только ночевать. Я благодарен судьбе за то, что в ней есть Театр. Моя Алла умерла 1 января, я растерялся, потому что настолько сжился с ней... Она меня очень любила, заботилась. Я осиротел. Возможно, меня и не было бы сегодня, если бы тогда мне не дали подряд три роли. Эти роли помогли перенести горе, потому что у меня не оставалось времени на скорбь, нужно было учить текст, много репетировать… И я воскрес и снова захотел жить.
- Что бы Вы хотели пожелать своим зрителям?
- Цените каждый миг! Коли у тебя есть место работы и любимая профессия – это счастье. Коли у тебя есть семья, близкие – это тоже счастье. Не надо гадать, искать, надеяться на то, что впереди ждет лучшее. Просто нужно ценить то, что есть, дорожить каждым днем, каждым мгновением. Время быстротечно, поэтому надо наслаждаться тем, что имеете здесь и сейчас. И самое главное – любите Театр. Прислушайтесь к артисту, постарайтесь понять, ЧТО он хочет вам сказать со сцены!..
- А себе самому хотите что-то пожелать?
- Здоровья! Я был верен Театру, поэтому и Театр принял меня. У меня все есть, слава богу, постоянно был занят, режиссеры всегда давали мне роли. Вот мне 75 лет, а я до сих пор на сцене. Если мне скажут, мол, хватит, пора, не стану искать пути, чтоб еще как можно дольше оставаться в театре любым способом… Наоборот, я благодарен за то, что мне дали до таких лет играть на сцене, выходить к зрителям, нести свое слово современникам. Благодарен за то, что мне доверяли – театр, его руководство, мои коллеги, товарищи, партнеры!..
Артист должен оставаться на сцене до тех пор, пока он востребован. Если же ему не дают ролей, он не играет годами – то нужно уходить.
- Ахат Рахматуллович, спасибо Вам! Ну а мы, Ваши поклонники, будем вновь горячо аплодировать артисту Ахату Хусаинову в его юбилейный бенефис, который (и это можно расценивать как особый знак) символично пройдет в день рождения Башкирского государственного академического театра драмы – 4 декабря. Бодрости Вам и здоровья!
Беседовала Динара КАЮМОВА.
Фото предоставлено литературной частью театра.
Фото предоставлено литературной частью театра.
И ЕЩЁ…
Ахат Рахматуллович Хусаинов, актер Башкирского государственного академического театр драмы имени Мажита Гафури. Народный артист Республики Башкортостан.
В 1966 году окончил Уфимское училище искусств.
В 1968 году принят в труппу Башкирского государственного академического театра (хотя в труппе БГАТД он с 1966 года, правда, с перерывами).
Роли актера в текущем репертуаре театра:
Фахри - «Черноликие», Булат – «Цена счастья», Закир - «Необычная история в обычной деревне», Нургали - «Муж на час», Старик - «Любишь - не любишь...», Старик - «Мактымсылу, Абляй и Кара Юрга», Китфир - «Юсуф и Зулейха», Аксакал - «Потомки Салавата не отступят», сеньор Бальбоа - «Деревья умирают стоя», Нигмат - «Вечер», Муртаза - «Гульбустан», Старик - «Урал-батыр».
3-12-2021 (0) Просмотров: 942 Номер: 85(13555) Версия для печати