«В Рождество все немного волхвы…»
Почему-то, когда я думаю о Михаиле Рабиновиче, мне каждый раз в голову приходит какая-то поэтическая строчка, которую можно связать с Михаилом Исаковичем… Может быть, это происходит потому, что МИР любил поэзию, а может быть потому, что в нем, в его натуре, в его душе всегда читалась мощная составляющая, исполненная лирики самой высокой пробы. И в каждом спектакле режиссера Рабиновича я всегда находила поэтические созвучия – с эпохой, с мыслями Михаила Исаковича о жизни, судьбах России, ее людей…
Вот и в вечер, посвященный памяти Мастера, который проходил в Государственном академическом русском драматическом театре Республики Башкортостан именно в тот день, в который год назад Михаил Исакович ушел от нас, во мне звучала строка из знаменитого стихотворения Иосифа Бродского, написанного, дай Бог памяти, в 1972 году: «В Рождество все немного волхвы…» И дело не в том, что буквально на днях я услышала его в прекрасном исполнении в одном из залов Нестеровского музея, подарившего нам Рождественскую программу, вобравшую в себя великую музыку и подлинно художественное слово, и не только в том, что в святочную неделю я перечитывала стихи Иосифа Александровича, думая о МИРе:
Пустота. Но при мысли о ней
видишь вдруг как бы свет ниоткуда.
Знал бы Ирод, что чем он сильней,
тем верней, неизбежнее чудо.
Постоянство такого родства –
основной механизм Рождества…
Михаил Исакович расстался с нами 9 января, ушел, осиянный светом рождественских дней, оставив нам поселившуюся в душе неизбывную печаль, самые лучшие свои спектакли и веру в бесконечность звездного неба над головой…
И именно один из лучших, столь любимых народом спектаклей режиссера Рабиновича, который смело можно отнести к категории легендарных, родной театр МИРа, служению коему он посвятил тридцать семь лет своей замечательной жизни, собрал в этот исполненный светлой грусти вечер аншлаговый зал. Под сводами ГАРДТ собрались семья, родные, друзья, зрители, почитавшие Михаила Рабиновича как близкого, дорогого им человека, и ощущение того, что Михаил Исакович незримо присутствует в этом переполненном зале, не покидало не только меня, но и каждого из тех, кто пришел отдать ему дань памяти и любви…
Спектакль, о котором идет речь, – это лирическая, абсолютно рождественская история, поставленная Михаилом Рабиновичем по пьесе Надежды Птушкиной «Пока она умирала». Наша газета уже рассказывала читателям о том, что после определенного перерыва, связанного с различными обстоятельствами, он вернулся на сцену Русского академического театра после капитального восстановления. Его возвращение к истосковавшемуся по этой постановке МИРа зрителю – воля всего коллектива и своего рода посвящение незабвенному худруку ГАРДТ.
Премьера сценической версии пьесы Птушкиной состоялась 22 декабря 1999 года, и через двадцать два года день в день Русский академический вновь подарил уфимцам веру в рождественское чудо, бытийную радость и надежду на то, что свет в конце пути обязательно забрезжит. Именно это ощущение волшебства, подобно предсказателю, волхву и звездочету, некогда Михаил Исакович протранслировал в своем спектакле публике, вернув ей, словно кудесник, убеждение в реальности сказки и подарив феномен подлинного дива… И, подобно волхвам, тонко почувствовав настроение режиссера, актеры – эти чародеи сцены и прорицатели будущего – шагнули за ним в неизведанное, создав на подмостках подлинный шедевр, и принесли заполнившим зал людям, которые замерли в ожидании чуда, свои дары. Безусловно, это были не Мельхиор, Каспар и Валтасар, у наших магов другие имена, но ведь… «в Рождество все немного волхвы».
Иные из тех людей, которые были тесно связаны с Михаилом Исаковичем, в этот святочный вечер не могли сдержать слез, но, благодаря магии рождественских чар, сквозь рвущийся наружу плач пробивалась улыбка. Да, исполненная печали, неизбывной, но светлой печали. Печали по тому счастью, которое дарил нам своим творчеством, всей своей жизнью Михаил Исакович Рабинович, внезапно возникший на опустившемся на сцену экране таким, каким он был двадцать два года назад в день премьеры своей постановки, – взволнованным, смущающимся от того, как приветствует его спектакль зритель, бесконечно благодарным артистам и всей постановочной группе и абсолютно счастливым:
Но, когда на дверном сквозняке
из тумана ночного густого
возникает фигура в платке,
и Младенца, и Духа Святого
ощущаешь в себе без стыда;
смотришь в небо и видишь – звезда.
Илюзя КАПКАЕВА.
Фото
Булата ГАЙНЕТДИНОВА.
Фото
Булата ГАЙНЕТДИНОВА.
ИЗ ДОСЬЕ "ВУ"...
Михаил Исакович РАБИНОВИЧ, художественный руководитель Государственного академического русского драматического театра Республики Башкортостан, заслуженный деятель искусств России и Башкортостана.
23 августа 1940 года – 9 января 2021-го…
В 1961 году поступил в Уфимский авиационный институт, в дни учебы стал одним из организаторов Студенческого театра, пользовавшегося огромной популярностью не только в Уфе и в республике, но и за ее пределами.
С 1971 по 1976 год учился в Высшем театральном училище имени Бориса Щукина (режиссерское отделение, курс профессора Александра Поламишева).
Успешно работал режиссером-постановщиком в Русском драматическом театре имени Максима Горького в Махачкале.
С 1984 года – главный режиссер Республиканского русского драматического театра в Уфе.
С 1988 года – художественный руководитель этого театра (ныне ГАРДТ РБ).
Поставил более 50 спектаклей.
Последняя режиссерская работа Михаила Исаковича спектакль «Свой путь» по пьесе Ярославы Пулинович был поставлен в 2021 году.
Выпустил четыре актерских курса в УГИИ. Большинство его студентов были приняты в труппу ГАРДТ.
Награжден орденом Дружбы народов и орденом «За заслуги перед Республикой Башкортостан».
14-01-2022 (0) Просмотров: 2 413 Номер: 2(13564) Версия для печати