Воин добра и справедливости
Издревле наша жизнь – вечная борьба добра и зла. Человеку очень важно верить в торжество светлых сил, даже если временами зло значительно превосходит их. И эта вера нам необходима как воздух, ибо потеря ее зачастую равносильна потере духа. Наш рассказ о воине справедливости и добра – почетном работнике прокуратуры России, заслуженном юристе Республики Башкортостан Лермонте Зулькарнаевиче Насырове, без сомнения, укрепит в ваших сердцах эту веру. Аксакал, почти три десятка лет посвятивший безупречной службе в органах прокуратуры, в непростое время – с 1994 по 2001 год - был прокурором города Уфы.
Лермонт Насыров является потомком славного башкирского рода Мин. Он из поколения «детей войны», закаленного неимоверными трудностями, которые выстояли, пережили все: голод, холод, смерть родных, разруху...
«Мой отец Зулькарнай Минхабирович пришел с войны с тяжелым ранением, от которого так и не оправился. В то время мы жили в деревне Герчак Давлекановского района, – вспоминает аксакал, перебирая в памяти те сложные годы. – “Просыпайся, сынок, попрощайся с папой», – разбудила меня бабушка однажды ранним весенним утром. Они вместе с дедушкой приехали из соседней деревни спозаранку. Папа будто прилег просто отдохнуть на широкий деревянный топчан и закрыл глаза от усталости. Я, еще не осознавший, что вижу отца в последний раз, долго гладил его по черным кудрявым волосам...
После похорон отца мы переехали на его малую родину – в деревню Ташлы соседнего Альшеевского района. Вернее, нас туда перевезли бабушка и дедушка – родители папы, считая, что в сложные времена нужно жить вместе. Стоял апрель, под ногами – слякоть такая, что нельзя было ездить ни на санях, ни на телеге..»
В послевоенную разруху сельчане в колхозе работали на трудодни, как говорили тогда, на “палочку”. Жили впроголодь. Лермонт с малых лет стал опорой мамы, братишки и сестренки, рано познал все тяготы крестьянского труда.
«Мама Забира Вильдановна была уважаемой учительницей в селе. В нашем доме знания всегда считались главным богатством», – рассказывает Лермонт Зулькарнаевич. Юноша, стремящийся во что бы то ни стало получить образование, после семилетней школы в соседней деревне Шахта учился во 2-й средней школе, что в районном центре Раевка. Далее – трехлетняя служба в рядах Советской армии, где прошел настоящую солдатскую закалку.
В те времена многим молодым, нацеленным на знания, приходилось днем работать, а обучаться на вечернем отделении вузов. Лермонт Насыров, трудившийся слесарем Уфимского нефтеперерабатывающего завода, после смены торопился на лекции юридического факультета БГУ.
...И вот заветный диплом в руках! Молодой специалист, успешно окончивший университет, был направлен следователем в Чекмагушевскую районную прокуратуру. «Ценнейший опыт, обретенный за годы работы на этой должности, стал опорой во всей моей долгой профессиональной деятельности», – вспомнит спустя много лет Лермонт Зулькарнаевич. Благодаря глубоким знаниям, исключительному трудолюбию, неординарному подходу к расследованию он очень быстро снискал уважение.
В 1975 году Насыров в составе бригады из лучших специалистов Советского Союза был направлен в Узбекистан на расследование сверхсложных дел, связанных со взяточничеством, коррупцией. «За год мы обошли весь Узбекистан. Жизнь простого народа и руководителей-взяточников сильно отличалась», – делится воспоминаниями Лермонт Зулькарнаевич. Он был удостоен Благодарности Генеральной прокуратуры СССР «За примерное исполнение служебного долга при расследовании дел об особо опасных преступлениях в Узбекской ССР».
В заснеженном, завьюженном феврале 1977 года Лермонт Насыров получил новое назначение – возглавил прокуратуру Зианчуринского района, расположенного на юге республики. И десять лет, проведенные в этом суровом крае, где зимой сугробы порой выше домов, оставят у него самые яркие, теплые воспоминания, а зианчуринцы - люди с удивительно светлой душой - станут близкими, словно родные. Даже после переезда Лермонта Зулькарнаевича в Уфу зианчуринские бабушки, невзирая на расстояния, еще долгие годы будут ездить к нему за советом. Многим из них он не раз поможет получить лечение в уфимских больницах. Как же Насырову удалось завоевать такую народную любовь?
Ответ на этот вопрос можно найти в словах одного из его учеников – Фаниля Авхадиевича Аксанова, который начал свою трудовую деятельность в Зианчуринской районной прокуратуре. «Кустым (в переводе с башкирского – братишка), каждого, кто переступит порог прокуратуры, выслушай с почтением, не важно, в какой день он пришел – в приемный или в неприемный. Может быть, он робко открыл эту дверь с последней надеждой. Невнимательность, чисто формальный подход могут навсегда разрушить его чаяния на справедливость, законность”, – эти слова Лермонта Зулькарнаевича все еще звучат у меня в сердце», – делится Фаниль Аксанов.
Это были годы бурного развития колхозов и совхозов, в которых разводили многотысячное поголовье крупного рогатого скота. Однажды в прокуратуру заявилась делегация телятниц одного из крупнейших хозяйств района. Женщины, всю жизнь работающие не покладая рук, не привыкшие ходить по инстанциям, пришли туда, когда чаша их терпения переполнилась. Поборов стеснительность, они рассказали следующее: «Ухаживаем за телятами, как за малыми детьми, но происходит и их падеж. Потери высчитывают из нашего кармана. В результате не получаем даже половины положенной зарплаты..»
На следующий день Лермонт Зулькарнаевич пригласил начальника управления сельского хозяйства, директора совхоза, главного ветеринарного врача района. Достаточно было одной беседы, чтобы остановить произвол и вернуть незаконно удержанные деньги сельчанам. Для руководителей этот разговор стал уроком, напрочь отбившим желание ущемлять права человека труда.
“Больше некуда идти...” – с этими словами приходили люди в надзорный орган. Так обратилась и семья мужчины, изувеченного во время горячей поры на механизированной технике. На защиту прав труженика, который стал ненужным родному хозяйству после потери здоровья, встала прокуратура Зианчуринского района. Должностные лица, обязанные обеспечить безопасность в производстве, понесли ответственность, а сельчанину выделили деньги для лечения.
«Лермонт Зулькарнаевич, всей душой радеющий за интересы государства, общества и права людей, был для нас ярким примером во всех отношениях, – рассказывает Фаниль Авхадиевич. – Я всегда восхищался сочетанием в нем человечности, чести и совести, высокого профессионализма, требовательности к себе и другим. Он по-отечески помогал налаживать наш быт, создавал надлежащие условия работы для своих сотрудников. Никогда не забуду: уже к прибытию для меня, как для молодого специалиста, была подготовлена квартира, о которой заблаговременно похлопотал Лермонт Зулькарнаевич. А после рождения малыша в нашей семье он позаботился и о том, чтобы принесли обогреватель из жилищно-коммунального хозяйства. “Человек, по долгу службы призванный оценивать события через призму законности, не должен быть обременен каждодневными бытовыми заботами. Иначе пользы от его работы мало», – считал Лермонт Зулькарнаевич.»
Забегая вперед, отметим: Фаниль Аксанов, набравшись опыта и окрепнув в Зианчуре, затем долгие годы работал учалинским межрайонным прокурором, прокурором города Нефтекамска, Кировского района Уфы. “Всегда и повсюду я следовал примеру своего первого наставника: точно так же, как он, стремился сплотить коллектив в единую семью, выстраивать эффективное взаимодействие с администрацией, с судебными органами, милицией, межведомственной комиссией во имя соблюдения и укрепления законности. И никогда не забываю то, как Лермонт Зулькарнаевич говорил нам: «Честь и совесть всегда были моими верными спутниками», – с трепетом вспоминает ныне заслуженный юрист Республики Башкортостан Фаниль Аксанов.
К словам Фаниля Аксанова, наверное, с огромным желанием присоединятся все, кто прошел школу Насырова не только в Зианчуре, но и в прокуратуре Мелеузовского района, города Уфы. Ученики Лермонта Зулькарнаевича уже сами достигли солидного возраста, заслужили уважение людей.
Вот какие воспоминания хранит в сердце заслуженный юрист Башкортостана Елена Гарифовна Фатхетдинова, она рассказывает о периоде, когда под руководством Лермонта Зулькарнаевича работала в прокуратуре столицы республики: «Я не знаю больше никого человечнее, благороднее его. В каждом из нас он видел талантливую, неординарную личность. И мы, в свою очередь, прикладывали все усилия, чтобы оправдать его надежды. Каким же масштабом мышления, силой духа и высоким профессионализмом должен был обладать прокурор, отвечающий за соблюдение законности в Уфе – в одном из крупнейших экономических, промышленных, социально-культурных центров страны! Излишне говорить о том, что в мегаполисе совершалось много сложных преступлений. О глубоком, тщательном и всестороннем изучении каждого дела свидетельствует и отсутствие случаев возврата обвинительных заключений, направленных в Верховный суд. Мы никогда не забывали, что маленькая ошибка может разрушить целую судьбу, порой даже несколько судеб. Огромное внимание уделяли защите трудовых прав рабочих на больших предприятиях, интересов детей в образовательных учреждениях социальной направленности. Дотошный, последовательный, основательный стиль работы Лермонта Зулькарнаевича, его умение разглядеть суть в каждой ситуации переняли и мы. И я до сих пор не перестаю восхищаться его тонким профессиональным чутьем».
В прошлом году Лермонт Зулькарнаевич отметил 80-летний юбилей. Он проживает в своей родной деревне Ташлы, знаменитой лебедиными озерами, серебряными ручьями, природными памятниками, такими как Киленташ (Камень снохи), обладающими волшебной силой. Растит чудесные сады, разводит пчел. Ровно 20 лет назад он вернулся в тот край, где испокон веков жили его деды и прадеды.
«Это самое волшебное место во всей вселенной. Я бесконечно рад, что любуюсь золотой осенью, белоснежной зимой, вдохновенной весной и благоухающим медом летом с самой прекрасной женщиной на свете – своей Люцией, с которой мы поженились еще совсем юными», – говорит аксакал. От Люции-апай, славящейся в молодости редкой, завораживающей красотой, и сегодня исходит удивительный, ласкающий взор свет.
«После окончания школы она некоторое время работала в сельском магазине. Демские башкиры, направляющиеся за древесиной в лесные края через нашу деревню, специально останавливались, чтобы зайти в магазин и краешком глаза увидеть ее неземную красоту», – рассказывает с улыбкой Лермонт Зулькарнаевич.
Люция-ханым так же, как и он, получила образование в вечернем отделении, совмещая учебу и труд: закончила институт советской торговли. Всю жизнь проработала экономистом. В их дружной семье родились две девочки. И Гульнара, и Гульназ пошли по стопам отца – они обе юристы. Внуки также решили посвятить себя юриспруденции: сын Гульнары Ринат окончил Институт права Башкирского государственного университета, получив красный диплом, сын Гульназ Нариман ныне учится в Москве на правоведа.
Прошлый, юбилейный год для Лермонта Зулькарнаевича был ознаменован радостным событием. «За продолжительную и безупречную службу в органах прокуратуры, заслуги в деле укрепления законности и правопорядка и в связи с 80-летием со дня рождения» он был удостоен медали Ягужинского, которой награждают работников прокуратуры, отличившихся большими достижениями.
Мы безмерно счастливы и горды, что постигали азы профессии и осваивали кодекс чести у наилучшего наставника – истинного воина добра и справедливости!
Группа учеников
Лермонта Зулькарнаевича Насырова.
Лермонта Зулькарнаевича Насырова.
12-04-2022 (0) Просмотров: 530 Номер: 24(13586) Версия для печати