ЧАСЫ БЕЗ СТРЕЛОК, или Время семьи любимой всеми «куколки»
Не могу сказать, кто первым стал называть этот арт-объект часами, и, дабы прояснить это, мне пришлось обзвонить массу людей, вплоть до тех, кто ныне обретается в Москве и Санкт-Петербурге, но добиться четкого ответа не удалось, а посему я постараюсь привести воспоминания очевидцев к общему знаменателю, поскольку истина где-то рядом…
Столь странный зачин к материалу связан с тем, что во вторник, 17 мая, огромная эмблема Башкирского государственного театра кукол, которую большинство из нас называют часами, была демонтирована с фасада здания БГТК на проспекте Октября, 158.
«Вечерняя Уфа» уже не раз писала о том, что в рамках подготовки к 450-летию Уфы в родном доме всеми любимой «куколки» началась реконструкция, а сам коллектив театра на два года поменял место дислокации, переехав в старый особняк с более чем 100-летней историей, расположенный на улице Ленина, 10. Там наши мастера кукловождения, а также дирекция, специалисты разных служб и цехов БГТК живут, репетируют новые проекты и прочее – дел у коллектива много и помимо обязательных показов постановок; а вот спектакли свои он играет теперь на Малой сцене Башкирского государственного театра оперы и балета, параллельно колеся по разным районам республики и неся радость юным зрителям Белорецка, Инзера, Туймазов…
Так вот, во вторник специалисты Строительно-подрядной компании ООО «Строительное управление №1» (она и занимается реконструкцией здания, в котором обосновалась «куколка» в 1976 году) сняли с фасада огромную конструкцию, ставшую не просто символом северной части города, но и в каком-то смысле – символом Уфы театральной. Ведь были времена, когда наш БГТК гремел по всему Советскому Союзу и даже за его рубежами и фактически любой мастер-кукловод знал, что есть в столице Башкирии театр, на фестивальные выступления которого нужно попасть во что бы то ни стало. По этой эмблеме, напечатанной в буклетах уфимской «куколки», ее тут же идентифицировали…
Часы, будем называть их так, это детище незабвенного директора театра Наджета Миннигалеевича Аюханова, труды и дни которого в БГТК выпали как раз на золотой век нашей «куколки». Добавлю также, что Наджет Миннигалеевич пристально следил за всеми новациями в знаменитом Московском государственном академическом Центральном театре кукол имени Сергея Владимировича Образцова. Дело в том, что труппа столичного коллектива ведет летосчисление от года 1931-го, а наша родилась в 1932-м…
Так что оба театра являются старейшими в стране, напомню, что БГТК отметил свое 90-летие 5 февраля 2022-го. Исходя из этого, директор Аюханов сверял часы возглавляемого им театра по хронометру коллектива Сергея Образцова. И когда на фасаде здания московских коллег появились знаменитые часы, которые знает весь мир, Наджет Миннигалеевич загорелся: нам тоже нужно нечто подобное! В ту пору вся труппа жила в радостном предвкушении новоселья, поскольку работы по строительству здания на проспекте Октября, 158, вошли в стадию завершения. Аюханов советовался с руководством города, со специалистами, искал в Башкирии мастеров, которые смогли бы выполнить его заказ, но в ответ слышал: «Не по нашим деньгам и не по нашим возможностям!» Приговор был окончательным и обжалованию не подлежал. Но беспокойный директор рук не опустил, решив зайти с другой стороны: «Хорошо, я все понимаю, но можно же решить проблему иным образом, пусть этот объект просто напоминает часы Образцовского театра, пусть это будет композиция, привлекающая внимание всех, кто проходит мимо нашего здания, пусть она будит воображение потенциальных зрителей, маня их в стены нашего дома, и пусть она станет своеобразным символом именно театра для детей!»
Выслушав Наджета Миннигалеевича внимательно, все взвесив и обдумав, руководство города на такой шаг согласилось. Директор был счастлив. И время спустя на здании, ждавшем новоселов, доселе мыкавшихся по временным площадкам, появился мерцающий всеми переливами меди арт-объект (как бы сказали сейчас), действительно отдаленно напоминающий часы театра Образцова.
Но отвлечемся на минуту от основной темы разговора и вспомним о том, что сегодняшнее обновление здания БГТК стало возможным благодаря национальному проекту «Культура». Как уже было сказано, Театр кукол включен в перечень объектов, «прихорашивающихся» к 450-летию основания Уфы. Ведь с 1976 года в нем ни разу не проводился капитальный ремонт.
Средства на обновление выделены из федерального и республиканского бюджетов. Занимается вопросами реконструкции ГКУ Управление капитального строительства Республики Башкортостан. О генподрядчике было сказано выше – ООО «Строительное управление №1», в арсенале коего 12 лет опыта возведения объектов самой разной сложности, этажности и социальной значимости. Функции генерального проектирования отданы ООО Проектная компания «Георекон». В следующей публикации я постараюсь назвать и фирму, каковая займется дизайном внутренних помещений, скажем, зала, фойе. Пока этот вопрос в стадии обсуждения.
Вернемся же собственно к Часам. Огромную конструкцию, примерно в тонну весом, специалисты сняли, распилив ее по тем меткам, которые сделал главный художник БГТК Андрей Сарпионович Волков, всей душой переживающий за сохранение уникальной эмблемы «куколки». В общем, Часы разобрали на детали, аккуратно погрузив их в машину, и отвезли на склад на Уфимском шоссе, где хранятся сейчас декорации и прочее важное для театра оборудование и инвентарь. До поры до времени эмблема будет находиться здесь, во-первых, ей необходима реставрация (в свое время медь потемнела, затем ее в какой-то момент неудачно покрыли краской…), а во-вторых, первоначальный замысел, связанный с тем, что символ нашей «куколки» украсит одну из стен фойе обновленного здания, потерпел фиаско. В высоту часы достигают примерно восьми метров (с учетом стрелы флюгера, задорный Золотой петушок на которой венчал весь объект), в ширину – около пяти метров. Эмблему такого размера разместить в реконструированном здании не представляется возможным. У Андрея Сарпионовича и директора БГТК Альберта Альфритовича Имамутдинова есть несколько интересных и вполне выполнимых идей по поводу символа театра, «Вечерка» расскажет об этом читателю, когда их предложения выдержат экзамен на жизнеспособность.
А теперь о создателях наших Часов. Автор, который разработал эскизы будущего арт-объекта, а также других элементов оформления здания и прилегающей к нему территории, выдержанных в едином стиле, – заслуженный художник России и Башкорстостана, великолепный живописец Евгений Александрович Винокуров, а воплотил его идею в жизнь уникальный специалист, кузнец, мастер по чеканке Владимир Иванович Плотников.
…Когда Часы под приглядом Андрея Волкова разъяли на части (а загружала сочленения символа БГТК в машину вся мужская часть «куколки», начиная от директора и главного художника и завершая актерами, монтировщиками, водителями), на одном из огромных крыл этой махины мы обнаружили необычную чеканку: «1976 год. Автор – Е.А.Винокуров. Исполнители – Плотников В.И., Плотников И.М., Фешкин А.П., Чернов М.Ф., Фролов Г.И., Разаев В.Ф.». А под ней – неразборчивый росчерк кого-то из этих людей. Тоже, добавлю, вычеканенный на меди.
Некоторых из этих специалистов старшее поколение театра помнит, иные из них приходили в БГТК и после уже выполненных работ, сын одного из перечисленных исполнителей потом даже работал в «куколке» в монтировочном цехе… Директор театра Альберт Имамутдинов рассказал, что как только в официальных источниках прошла информация о реконструкции БГТК, Владимир Иванович Плотников звонил ему, предлагал помощь в той части, которая касалась Часов. Живет он сейчас не в Уфе, а где-то в районе, но болит у человека сердце за свое детище…
Вообще, как только речь о реконструкции «пошла в люди», в Театр кукол наведался далеко не один специалист в области скупки цветного металла, видимо, «бесхозная» медь не давала им покоя… Именно поэтому Андрей Волков заранее аккуратно снял с козырька над центральным входом в здание четыре медных фонаря, также выполненных Плотниковым по эскизам Винокурова. Пока эта красота тоже спрятана на складе и ждет своей поры.
В числе тех, чьи имена были обнаружены на одной из частей эмблемы, видимо, перечислены не только чеканщики и иные мастера по металлу, думаю, в этом перечне есть, скажем, и сварщики, и другие профи, силами и умениями коих рождался каркас, на котором держались Часы. Металлический этот каркас, все швеллеры и уголки из профиля ныне пришли в негодность, поскольку время и погодные условия сделали свое дело. И если Часы возвращать, допустим, куда-нибудь в общественное пространство, то каркас придется делать заново. Приказал долго жить и редуктор, намертво вмонтированный в стену и заставлявший двигаться колесо с прикрепленными к нему восемью фигурками из меди – Доктор Айболит, медведь, Царь из сказки про Золотого петушка, взлетевшего по замыслу Винокурова на спицу флюгера… Рабочие с трудом «выкорчевали» из стены навеки смолкший движок, оставив след на фасаде здания. Если будете проезжать мимо, обратите внимание на центральную брешь – в ней и билось «сердце» наших Часов. Время они, конечно, не отсчитывали, но малышню радовали несказанно, да и взрослых тоже. Хотя… Судя по тому, с какой печалью все мы прощались с этим объектом, с 1976 года ставшим одной из достопримечательностей Уфы, время Часы все-таки отсчитывали. И это время вбирает в себя и дни нашей жизни, и дни жизни многих и многих людей, «писавших» историю Башкирского государственного театра кукол, теперь уже шагающего навстречу своему столетию.
Еще в 90-х годах круг на Часах двигался, затем остановившись, к великому сожалению многих, навсегда. По мысли Евгения Винокурова, Часы представляли собой Волшебный театр кукол, отыскать который так стремился Буратино, поэтому на символе БГТК нашлось место Золотому ключику, отпирающему дверь к несметным сокровищам. И эти сокровища – спектакли, которые дарит и юному, и взрослому зрителю театр. На то, что это театр, указывают и боковые створки Часов (кажется, они могут распахнуться, словно занавес, в любой момент). Понизу створки образуют нишу, в разрезе которой и возникали одна за другой фигурки сказочных персонажей, прикрепленных к вращающемуся кругу, в центре коего сияла звезда, очень напоминающая солнце. Внимательный глаз обнаружит здесь и два соцветия курая, указывающие на связь объекта с культурой именно Башкирии. Вот только лепестков у каждого из цветков не семь, а пять, видимо, тогда за этими тонкостями не следили столь строго…
Как правило, по выходным дням звукорежиссеры театра включали запись музыки из той постановки, на которую спешили в сей момент ведомые родителями за руку малыши. Эффект, как вы понимаете, производило это на ребенка невероятный!
Кстати, в художественный ансамбль, созданный Винокуровым и Плотниковым, входила и композиция «Три пескаря», украшавшая небольшой фонтан перед входом в театр. Эти чудесные рыбешки, столь знакомые всем по приключениям Буратино, именно в трактире с таким названием узнавшего тайну Золотого ключика, тоже переехали на Уфимское шоссе. Слава Богу, искатели цветмета не распознали в них медную основу…
А еще в холле театра под потолком буквально летели на парусах три великолепных люстры-фрегата, изготовленных из того же материала и мерцающих в лучах света золотисто-розовыми оттенками. Им вторили небольшие круглые светильники из упомянутого металла, поверху расположенные по периметру фойе. Вся эта роскошь, все эти произведения, созданные руками истинных мастеров, пропали. Были, видимо, украдены в те поры, когда БГТК руководили другие люди. И именно тогда навсегда исчезли из зала три уникальные работы Винокурова и Плотникова – люстры необычной формы и редкой красоты… Бог им судья, этим мошенникам, попользовавшимся тем, что также было достоянием «куколки». Прошли годы, и сейчас спросить за преступление уже не с кого… Тогда же, в период, когда в БГТК произошел пожар, исчезли и две медные афишные тумбы, стоявшие перед зданием. Их украшали фигурки скоморохов, которых детвора называла «куколки»…
Все, что удалось уберечь от татей бесстыдных, сейчас спрятано на складе БГТК и ждет тех времен, когда коллектив въедет в обновленное здание. К великому счастью, часть знаменитой фирменной мозаики «куколки», автором коей также является Евгений Александрович Винокуров, будет сохранена. Узорная «дорожка» инкрустации останется на фасаде, исчезнет лишь тот ее фрагмент, который переходил на торец дома, ведь с этой стороны БГТК органично прирастет вместительным пристроем. Но об этом я расскажу как-нибудь в другой раз.
А сейчас лишь добавлю: работа на проспекте Октября, 158, закипела. Согласитесь, до 2023 года, на который намечено новоселье, осталось не так уж и много дней. В общем, время пошло! Даже если у Часов «куколки» и нет стрелок.
Илюзя КАПКАЕВА.
Фото Лилии ЗАГИРОВОЙ
и из архива Андрея Волкова.
Фото Лилии ЗАГИРОВОЙ
и из архива Андрея Волкова.
20-05-2022 (0) Просмотров: 1 738 Номер: 33(13595) Версия для печати