Музей всегда считался храмом Но ныне он полностью соответствует этому статусу
В Башкирском государственном художественном музее открылась выставка древнерусского искусства. В экспозиции представлены произведения, охватывающие период с XV до XIX века, и такие иконописные школы, как Новгородская, Московская и Русский Север, а также более поздние иконы XVII-XIX веков. Кроме того, выставку органично дополняют культовые предметы, характерные для Православия: кресты, потиры, меднолитые иконки, складни и оклады, богослужебная утварь, богослужебные книги.
Древнерусское искусство имеет многовековые традиции, которые тесно связаны с историей России. С течением времени интерес к искусству древних мастеров иконописи и предметов церковной утвари только возрастал. Создание этих произведений основано на православных традициях, их выполняли специально обученные мастера. Поэтому каждый предмет искусства на выставке представляет собой уникальное творение, имеет интересную судьбу и иконографию. Основными мотивами древнерусского искусства являются события из жизни Христа и Богоматери, христианские праздники, изображения и сюжеты из жизни святых, особо чтимых на Руси.
Самым древним экспонатом на выставке является икона «Благовещение». Она исполнена в ХV веке и относится к Новгородской иконописной школе. «Благовещение» – один из наиболее распространенных иконографических сюжетов в новгородской живописи XV–ХVI веков. Ценность ее не только в сюжете, но и в стилистических особенностях и приемах письма, которые характерны для иконописи Великого Новгорода. Хотя каждая икона представляет собой уникальное явление, все же передача деталей иконописного сюжета редко бывает абсолютно точной и схожей. Так, на выставке можно увидеть иконы, где сюжет Благовещения трактован совершенно по-разному. Все дело заключается в источниках информации, которые используют мастера, строя композицию произведения.
Если автор Новгородского «Благовещения» опирался на канонические тексты Евангелия от Луки, то на выставке, в более поздних иконах, можно увидеть совсем другую трактовку данного сюжета. Например, в иконе «Благовещение» середины XIX века сюжет рожден уже апокрифическими текстами, то есть тайными произведениями раннехристианской литературы, не вошедшими в канон Святого Писания.
Новгородскую школу представляют на выставке еще две иконы XVI века – «Воскресение Христово» и «Сошествие во ад». Сюжет икон идентичен, поскольку до конца ХVI века изображения «Воскресения Христова» и «Сошествия во ад» при том, что названия разнятся, в своей основе имели один и тот же смысл. Иконографические композиции отличаются лаконизмом: Христос, Адам и Ева – около черной расселины, Христос стоит на створках поверженных врат ада, по сторонам от него – праведники, праотцы и пророки, выведенные им из преисподни. Колористическое решение обеих икон характерно для новгородской живописи ХVI века: яркий, насыщенный цвет с преобладанием киновари, охры и зеленого.
Во второй половине XV века политическим и культурным центром молодого русского государства становится Москва. Здесь складывается иконописная школа, каковую возглавляют выдающиеся русские и греческие иконописцы Андрей Рублев, Даниил Черный, Феофан Грек, Дионисий: их искусство сформировало отличительные особенности Московской иконописной школы, которая представлена на выставке образами XVI века «Спас» и «Никола». Деликатность колористического решения подчеркивает остроту их характеристик, заключенную во внутренней силе ликов и выраженную в строгой суровости оных.
Особый интерес вызывает икона «Богоматерь Одигитрия». Икона выполнена в период расцвета «Северных писем» – в XVI веке. Она является образцом высокого художественного совершенства, покоряющего размеренной торжественностью и величавостью образа. Народное декоративное начало иконы – в богатом орнаментальном оформлении нимбов Христа и Богоматери, что было характерно для мастеров Севера, как и довольно скупая цветовая гамма, построенная на сочетании теплых оттенков охр, гармонично дополненная белилами и золотом фона и ассиста.
Эпоха древнерусской культуры длилась семь столетий: с Х века, времени принятия христианства на Руси в 988 году, до XVII столетия.
Представленные в экспозиции иконы XV–XVII веков некогда украшали православные храмы и домашние церкви. Вплоть до XVII века иконы оставались единственной официальной формой искусства на Руси. Они отчасти служили источниками зрительной информации о развитии страны. Когда в конце XVII века началось самостоятельное правление Петра I, им был проведен ряд реформ, коснувшихся непосредственно Церкви и иконописания. Иконопись этого времени становится более натуралистичной, более детальной, иллюстративной. Все чаще иконы, исполненные в этом ключе, делаются похожи на религиозное искусство Запада, которое в большей степени несло в себе именно иллюстративность церковно-исторических сюжетов.
Новое искусство постепенно, но необратимо вытесняет ту высокую ДУХОВНУЮ СИЛУ, которая преобладала в русской иконописи ХIV–ХVI веков. Примеры этому можно найти на выставке. Ярким образцом проявления сиих новых процессов является икона Симона Ушакова «Спас Нерукотворный», датированная 1675 годом.
Образ Спаса (Христа) – один из самых почитаемых Ушаковым. Использование тонкой светотеневой моделировки лица позволяет художнику сделать этот образ сходным с портретом обыкновенного человека и тем самым утвердить новую трактовку одного из древнейших в русской иконографии изображений Спаса, которая впоследствии закрепится и сохранится в нашей иконописи до нынешних времен. Петровская эпоха сильно ускорила процесс превращения иконописи из доминирующего искусства в один из рядовых жанров живописи. Реформы Петра I дали мощный толчок к быстрому развитию и распространению искусства Нового времени.
Очень интересно видеть подтверждение тому на примере сравнения церковной утвари в одной из витрин, где представлены три серебряных потира. Потир – это сосуд в виде кубка с полусферической чашей на высокой ножке с круглым широким основанием – поддоном. Эти священные сосуды используются в православном богослужении для причастия верующих: в них наливают вино, символизирующее кровь Христа. Один из них уникален не только в художественном плане, но и в историческом – сохранил для нас историю своего создания, название места хранения и имя автора.
Все эти сведения разместились на самом потире: исторический текст мастер выполнил в виде орнамента в оформлении сосуда. Одна из резных надписей, исполненных вязью, рассказывает, что данный сосуд создан по заказу горожанина Ивана Яковлевича Попова для вклада в Коломенский монастырь, что и произошло в октябре 1665 года. Автором этого потира был Терентий Кириллов, «государевых серебренных палат мастер».
Потир необыкновенно гармоничен по пропорциям и сдержанно изыскан в декоративном отношении: гладкая с тонкой гравировкой чаша покоится на более рельефной, но также лаконичной по форме ножке. Художник использует разнообразные технические приемы – ковку, чеканку, резьбу. Священный сосуд выполнен из серебра и позолочен, что усиливает его особую красоту.
Рядом экспонируются потиры, созданные уже в XIX веке. Эпоха классицизма и ампира наложила свой отпечаток на форму и декор этих предметов. Удлиненные пропорции, обилие рельефных накладных украшений, многообразие техник исполнения, соединенных в одной форме, сильно отличают эти потиры от эстетических представлений XVII века. В этой связи особенно выделяется потир авторства московского мастера Николая Дубровина (1829 год). Его основание – в виде колокола; украшения – накладные: это гирлянды цветов, между которыми в евангельских сценах изображены Христос и Богоматерь, а также Распятие и орудия страстей Господних.
Экспонирующиеся в витринах многочисленные культовые предметы, характерные для Православия, представляют большой интерес. Это кресты, иконки, складни, выполненные в XVII-XIX веках из серебра, бронзы, сплавов металлов, украшенные эмалью, сканью, зернью, позолотой.
Развитие древнерусского искусства было многогранным и динамичным. Кроме иконописания, большое распространение изначально получило и прикладное искусство, в первую очередь – металлопластика. Традиции украшать икону накладными изделиями из золота и серебра сложились практически вместе с иконописью – после принятия христианства. Так, оклады от иконы Николы Березовского и Богоматери Одигитрии (обе 1866 года), которые вы увидите на выставке, отличаются изысканной техникой в сочетании с тонкими внешними эффектами, рожденными использованием скани, зерни, золочения и, безусловно, вызывающие к себе неизменный интерес зрителей.
Можно долго рассказывать о предметах, экспонирующихся в залах БГХМ, но лучше всего прийти на выставку, увидеть все своими глазами и послушать рассказ музейных сотрудников.
Анна ХАРДИНА, реставратор древнерусской живописи.
НА СНИМКАХ: на выставке; икона Спас Нерукотворный (1675) работы мастера Симона Ушакова; а это упоминающаяся в статье «Богоматерь Одигитрия», XVI век, Северные письма.
Фото предоставлены автором материала.
НА СНИМКАХ: на выставке; икона Спас Нерукотворный (1675) работы мастера Симона Ушакова; а это упоминающаяся в статье «Богоматерь Одигитрия», XVI век, Северные письма.
Фото предоставлены автором материала.
22-07-2022 (0) Просмотров: 349 Номер: 50(13612) Версия для печати