$ - 108.0104
€ - 113.0947

ЧИТАЙТЕ В НОМЕРЕ

Горячая биография огнеборцев столицы

Пронзая столетья, зажигая сердца…

«Ещё книги – будут!»

Девятьсот пятьдесят шагов по улице Уфимской

Душа кочующего театра, или Праздник на нашей улице

Иршат ФАЙЗУЛЛИН: «Зритель приходит в театр, чтобы найти ответы на свои вопросы»


Иршат ФАЙЗУЛЛИН:  «Зритель приходит в театр, чтобы найти ответы на свои вопросы»

Сегодня отмечает свой золотой юбилей директор Башкирского государственного академического театра драмы имени Мажита Гафури заслуженный работник культуры Башкортостана Иршат ФАЙЗУЛЛИН.Накануне его личного праздника мы и пообщались с Иршатом Ишбулатовичем.

- Иршат Ишбулатович, прошло пять лет с того момента, как Вы стали директором Башкирского академического театра... У Вас есть некие оценочные критерии того, каких успехов за эти годы достигли Вы лично, Ваша команда, театр в целом?
- Первые два года я был больше исполнительным директором под руководством художественного руководителя театра Олега Закировича Ханова, а последние три с половиной года - уже трудился в качестве первого руководителя БГАТД. За это время коллективом Башкирского академического проделано многое: в 2019 году приняли участие в разных театральных фестивалях в таких городах, как Казань, Оренбург, Грозный, Иркутск, Ижевск, Самара; в Театральной олимпиаде в Санкт-Петербурге, организовали гастроли в Алматы (Казахстан), Санкт- Петербурге; отпраздновали 100-летний юбилей театра и провели капитальный ремонт нашего здания. Безусловно, все это сделано нашей дружной командой. В марте 2020 года мы должны были провести гастроли в Челябинске, Чебоксарах, Йошкар-Оле, но, к сожалению, в планы внесла свои коррективы пандемия коронавируса...
- Когда Вы решили принять на себя непростые обязанности директора, наверное, волновались?.. Помните свои первые эмоции? Были ли страхи, сомнения?
- Да, были определенные сомнения, но в силу того, что я знаком с коллективом театра с 2001 года; то, что уже поработал исполнительным директором и эти обязанности мне в принципе знакомы, помогло принять решение.
- Как Вам кажется, почему люди идут в театр? Чувствует ли публика то, что театр транслирует ей, скажем так, посыл времени?
- У всех разные причины: кто-то приходит для того, чтобы найти ответы на какие-то свои вопросы, есть и те, кто идет на любимого, интересного актера, на талантливого режиссера, знаком с литературным произведением и решил увидеть его сценическую версию… Есть и такие, кто просто захотел интересно и весело провести время, посмотрев комедийный спектакль.
- Расскажите, пожалуйста, про целевую аудиторию Башкирского академического - кто эти люди, кто приходит в театральный зал?
- Так как мы национальный театр, в целом целевая аудитория – это, конечно же, зрители, понимающие башкирский язык, в возрасте от 15 до 80 лет и более, – улыбнулся собеседник. – Хотя в последние годы появилась тенденция – приходит очень много зрителей, не владеющих башкирским языком, бывает и такое, что больше половины зала берет наушники для синхронного перевода спектакля на русский, в основном это происходит на спектакле «Зулейха открывает глаза».
- Да, можно сказать, что «Зулейха» – это своего рода «бестселлер» Башкирского академического театра. В репертуаре БГАТД также есть и другие постановки, которые отличаются завидным долголетием… Например, спектакль «Цена счастья» идет на сцене более десяти лет! Вы задумывались над тем, в чем здесь секрет?
- Помню теплый майский вечер, когда состоялась премьера этого спектакля. По сюжету в какой-то момент в постановке говорится про весенний дождь, и в это же время на улице действительно пошел теплый весенний дождь... Секрет долголетия данной постановки, по-моему, в удачном совпадении ряда обстоятельств, в умении режиссера тонко прочувствовать это и собрать совпадения воедино, в спектакль. Не забывайте – речь о музыкальной мелодраме – одном из любимых жанров публики; хотя в ней звучат и трагические мотивы. Другие причины заключаются в том, что постановка очень жизненная, в ней вас ждет много оригинальных авторских песен в исполнении талантливых актеров. Эти вокальные вставки помогают раскрыть тему спектакля; события в нем развиваются динамично… Ну и важно то, что, как я уже говорил, зритель идет на любимых актеров.
- А есть такие спектакли, которые лично Вы могли бы пересматривать бесконечное количество раз?
- Бесконечное количество раз – наверное, нет, ведь это требует много времени, – вновь улыбается Иршат Ишбулатович. – Хотя, когда остаюсь вечерами в театре, стараюсь не заходить в зрительный зал – начну смотреть спектакль и потом не могу оторваться!.. И таких постановок достаточно много в репертуаре.
- В театре, образно выражаясь, есть своя мода? Какие направления театральной деятельности сейчас в тренде?
- Про моду в нашем театре не могу ничего сказать, скорее всего, этого нет. Башкирский академический выпускает разноплановые спектакли – от классики до современных по жанру постановок, ориентированных на различный возраст. Кстати, по поводу возрастного ценза… Все-таки в последнее время есть небольшой крен в сторону спектаклей для молодого поколения. Обусловлено это тем, что у юношества появилась уникальная возможность посещать театры по Пушкинской карте. У нас даже создан проект для самых маленьких зрителей – бэби-спектакль «От неба до земли», который предназначен для категории зрителей 0+. В нем не так много слов, а вот интенсива, движенческой составляющей великое количество, то бишь спектакль играется на «языке младенцев»…
- Иршат Ишбулатович, кто, на Ваш взгляд, создает историю театра? Режиссер, актер или дирекция?
- Уверен в том, что историю театра создают его спектакли. А спектакли создаются режиссерами, актерами и постановочной группой. Это длинная цепочка… А вот дирекция просто помогает создавать и сохранять историю театра, труппы, всего коллектива.
- Вы можете назвать должность директора театра творческой?
- Должность директора вряд ли можно назвать творческой. В своей работе директор руководствуется Трудовым, Бюджетным кодексом, другими законами, жестко регламентированными нормами и документами. Но служа в театре, находясь среди творческих людей, тебе тоже необходимо подходить к своей работе творчески – во всем, где это возможно.
- А сложно управлять творческим коллективом?
- Я думаю, любым коллективом руководить непросто, а в управлении творческим коллективом и вовсе есть свои особенности. Как и везде, нужно уметь выстраивать взаимоотношения между работниками, отделами, мотивировать людей, находить определенный подход к представителям творческих профессий. Некоторые актеры служат сцене Башкирского академического столько лет, что эта цифра просто перекрывает мой возраст! Актеры выходят на сцену, открывая сердце зрителям, и необходимо, чтобы в эти мгновения ничего не отвлекало их и не доставляло им неудобства.
- Творческий лидер Башкирского академического театра - главный режиссер Айрат Абушахманов. Бывало так, что Вы не соглашались с ним в чем-то, что касалось какого-либо спектакля, советовали какие-то вещи в нем сделать по-другому? Либо только Айрат Ахтямович отвечает за творческую часть?
- Изначально, когда мы вступали в свои должности, договорились о так называемом разделении труда – полномочия, обязанности и ответственность по творческой деятельности театра, по репертуарной политике, по выбору материала, приглашению постановщиков были возложены на главного режиссера. И это правильно. Айрат Ахтямович к тому моменту уже имел опыт исполнения обязанностей главрежа БГАТД, он известный и авторитетный режиссер в российском театральном пространстве. Если и возникают какие-то вопросы, то мы решаем их только совместно.
- Мешает ли театрам цензура, каковую сегодня им диктует иная часть общества?
- Я думаю, цензура у каждого человека должна быть внутренней; тем более у публичных людей, творческих личностей, и она, безусловно, должна находиться в ладу со здравым смыслом.
- Скажите, пожалуйста, какие-то внутренние «закулисные» правила в театре выработались?
- Наверное, в первую очередь они состоят в том, чтобы уважать старшее поколение.
- Башкирский академический всегда славился своей семейной атмосферой, помощью более молодых коллег старшему поколению. Сохранилось ли такое трогательное отношение к старшим в БГАТД?
- В театральном искусстве есть одна особенность – актеры в большинстве своем не уходят на отдых, достигнув пенсионного возраста. Возможно, именно это дает нашей молодежи тот самый бесценный практический опыт мастерства. И в то же время, я уверен, мэтры смотрят на юных как на своих детей... К слову добавлю: на сегодняшний день в театре совместно работают двенадцать семейных пар.
- Можно ли узнать о том, каковы финансовые показатели прошлого года, какова средняя зарплата в театре?
- В прошлом году с учетом пандемии показатели были средние, а вот в нынешнем коллектив успешно работает, и уже по итогам шести месяцев план по количеству зрителей выполнен на 58 процентов, а по валовому сбору на 91 процент. Средняя же зарплата работников регламентируется целевым показателем по повышению оплаты труда и равна утвержденным по республике значениям.
- Сколько, на Ваш взгляд, потребуется времени для того, чтобы театр вернулся в свое прежнее, «докарантинное» состояние?
- Если пандемия отступит и не будет «беспокоить» нас даже сезонно, то на региональном уровне можно за год восстановить процессы, а вот выстраивание взаимоотношений на федеральном уровне уже потребует больше времени.
- Вопрос по недавней реконструкции театра: если отбросить эстетический аспект, то что изменилось с технологической стороны?
- Театр получил современные системы звукоусиления, подзвучен весь зрительный зал, акустические системы регулируются дистанционно через мобильное портативное устройство. Также полностью заменено световое и видеопроекционное оборудование залов, а новое механосценическое оборудование подмостков позволяет программировать движение и установку положений штанкетов на нужной высоте и скорости. Модернизированы системы вентиляции, кондиционирования зрительного зала, системы оповещения и пожаротушения, отопления театра и многое другое.
- Можете ли Вы сказать, в чем, на взгляд директора, заключается миссия театра?
- В Уставе БГАТД прописано: целью театра является формирование и удовлетворение духовных потребностей населения Республики Башкортостан и Российской Федерации в сценическом, музыкальном, хореографическом, изобразительном искусстве. Добавлю лишь, что миссией театра, на мой взгляд, является его просветительская деятельность. Каждый человек приходит в театр за тем, что важно ему. И в театре, возможно, он это находит.
- Чей совет Вы запомнили на всю жизнь, и он помогает директору Файзуллину до сих пор?
- Советов дается достаточно много, и я благодарен всем за это. Но больше всего запомнился совет от супруга моей родной сестры: «Слушай всех, но делай по-своему!»
- Чего Вы ждете от предстоящего сезона?
- Новых интересных постановок, юбилейных вечеров корифеев театра и полные залы зрителей!
- Что, на Ваш взгляд, представляет из себя по-настоящему хороший директор театра?
- Ему, как и в любой профессии, необходимо всецело отдаваться своей работе, прилагать максимум усилий для достижения поставленных целей, быть объективным и открытым к диалогу.
- Спасибо большое, Иршат Ишбулатович, за беседу. Еще раз с днем рождения! Яркого насыщенного театрального сезона!

Вопросы задавала Эльвира ДАВЛЕТБЕРДИНА.
Фото Руслана ЮЛТАЕВА.


Дата создание новости 26-08-2022   Комментарии (0)   Просмотров: 597     Номер: 59(13621)     Версия для печати

26 ноября 2024 г. №83(13827)


«    Ноябрь 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930 





ВАКАНСИЯ

Редакция газеты «Вечерняя Уфа» примет на работу корреспондента с опытом работы. Зарплата по результатам собеседования (оклад плюс гонорары). Резюме присылайте на почту ufanight@rambler.ru с пометкой «корреспондент». Обращаться по телефону: 286-14-65.



 
© 2011-2023, Редакция газеты «Вечерняя Уфа»
Использование материалов без письменного согласия владельца сайта запрещено.