Автокредитование: нет поводов для пессимизма
В поисках хороших финансовых новостей буквально наткнулась на информацию о том, что Россия вошла в десятку стран с самым большим количеством центимиллионеров. Этим, признаюсь, абсолютно новым для меня, словом называют людей, которые владеют состоянием свыше 100 миллионов долларов. А посчитали сверхбогатых представителей нашего общества аналитики консалтинговой компании Henley & Partners и аналитической New World Heatlh, на которых ссылается Forbes. Как выяснилось, по состоянию на июнь 2022 года таких счастливчиков в мире насчитывается всего 25490 человек.
Итоги необычного рейтинга
В этом удивительном рейтинге – меня он, признаюсь, удивил – первую строчку заняли США – 9730 центимиллионеров, далее следует Китай – 2021 человек, на третьем месте Индия – 1132 человека. С США, как говорила моя бабушка, все понятно, Китай с их численностью населения воображение тоже не поражает. Но Индия?..
Россия на десятом месте, и у нас центимиллионеров 435. Гендиректор Henley & Partners Юрг Штеффен отмечает, что уровень состояния в 100 миллионов долларов означает, что его обладатель «вряд ли когда-либо снова будет беспокоиться о деньгах» и, как я предполагаю, вряд ли будет брать кредит на покупку автомобиля. Вот об автокредитовании мы сегодня и поговорим более подробно, поскольку только 435 россиян эта тема наверняка не волнует.
Смотря с какой стороны посмотреть
Начнем с того, что в III квартале 2022 года объем выданных автокредитов в нашей стране составил 184,9 миллиарда рублей. Посчитали эту цифру, как водится, эксперты Национального бюро кредитных историй (НБКИ) на базе информации от 4 тысяч кредиторов, исправно передающих бюро свои сведения.
При этом учитывались автокредиты как на новые автомобили, так и на машины с пробегом. Если сравнивать с аналогичным периодом прошлого года, то приходится констатировать снижение на 39 процентов, поскольку в III квартале 2021 года объем выдачи составил 303,1 миллиарда рублей. В то же время если за точку отсчета взять предыдущий квартал, то в июле-сентябре нынешнего года этот показатель, напротив, существенно вырос – на 66,9 процента. Для сведения, во II квартале 2022 года речь шла всего о 110,8 миллиарда рублей.
В Башкортостане объем выданных автокредитов за тот же период текущего года был равен 6,45 миллиарда рублей, что на 33,2 процента меньше, чем в 2021 году. Однако такая динамика не помешала нам остаться в топ-10, где мы располагаемся почти в середине – на 6-м месте.
Наибольший объем выдачи продемонстрировали Москва (17,16 миллиарда рублей), Московская область (13,62 миллиарда рублей), Санкт-Петербург (12,13 миллиарда рублей), Краснодарский край (8,73 миллиарда рублей) и Республика Татарстан (7,88 миллиарда рублей). За Башкортостаном следуют Ростовская, Челябинская и Свердловская области – соответственно 5,6 миллиарда рублей, 5,36 миллиарда рублей и 5,16 миллиарда рублей. Замыкает топ-10 Нижегородская область, где за рассматриваемый период выдали таких займов на 4,15 миллиарда рублей.
Какой у вас ПКР?
Что касается динамики, аналитики отметили, что, по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, в III квартале самое серьезное снижение объемов выданных автокредитов – среди 30 регионов-лидеров в данном виде розничного кредитования – в относительных показателях продемонстрировали Москва (-54,0 процента), Краснодарский край (-45,9 процента), а также Московская (-44,8 процента), Нижегородская (-43,2 процента) и Омская (-42,9 процента) области.
В свою очередь, наименьший спад выдачи автокредитов был отмечен в Кемеровской (-21,8 процента) и Тюменской (-22,8 процента) областях, Удмуртии (-24,5 процента), а также в Пермском (-26,8 процента) и Красноярском (-28,2 процента) краях. Как видите, Башкортостан в этом отношении ближе к золотой середине.
Как считает директор по маркетингу НБКИ Алексей Волков, можно говорить о том, что ситуация в значительной степени восстановилась после падения в апреле-июне. «При этом существенный рост выдачи по сравнению со II кварталом был обусловлен эффектом низкой базы, а также снижением ключевой ставки Банка России и сокращением рыночных ставок. Помимо вышеупомянутых факторов серьезное влияние на выдачу автокредитов в этом периоде также оказала возобновившаяся в июле 2022 года государственная программа льготного автокредитования. В то же время показателей аналогичного периода прошлого года выдача автокредитов в третьем квартале так и не достигла, сократившись почти на 40 процентов. Также стоит отметить, что автокредиты по-прежнему выдаются прежде всего «заемщикам «хорошего кредитного качества», значение Персонального кредитного рейтинга (ПКР) которых находится на достаточно высоком уровне», – заявил господин Волков.
Что касается ПКР, в НБКИ отмечают, что его среднее значение для заемщика по автокредитам составляет 529 баллов. Надеюсь, вы помните, что минимальное значение – 1 балл, максимальное – 999 баллов. При этом если вы захотите занять у банка меньше 100 тысяч рублей, то вам будет достаточно иметь 227 баллов, а если вдруг более 3 миллионов рублей, то будьте любезны набрать 593 балла.
Размер имеет значение
Здесь уместным будет рассказать вам о том, что, по данным того же источника, в сентябре средний размер автокредита составил 1,15 миллиона рублей, сократившись на 3,6 процента по сравнению с предыдущим месяцем. К сожалению, аналитики не стали себя утруждать квартальным расчетом. И надо сказать, что за год показатель снизился – в сентябре прошлого года он был равен 1,21 миллиона рублей, показав максимум в феврале (1,35 миллиона рублей).
Как обычно, банки были максимально добры к жителям Москвы и Санкт-Петербурга: наибольшие значения показателя были зафиксированы в Москве (1,73 миллиона рублей), Московской области (1,51 миллиона рублей), Санкт-Петербурге (1,49 миллиона рублей), а также в Ленинградской (1,37 миллиона рублей) и Новосибирской (1,26 миллиона рублей) областях.
В Башкортостане на покупку машины в сентябре банки выдавали в среднем 963,4 тысячи рублей, что меньше августа на 3,3 процента. В Москве и Санкт-Петербурге падение показателя за месяц составило соответственно 2,6 процента и 1,9 процента. При этом есть ряд регионов, где средний размер автокредита, напротив, увеличился, в том числе в Тюменской области (+3,5 процента), Пермском крае (+3,4 процента) и Саратовской области (+3,3 процента).
Алексей Волков прокомментировал ситуацию следующим образом: «После некоторого снижения в марте-апреле, в дальнейшем средний чек автокредитов стабилизировался, немного сократившись в сентябре. Помимо прочего, на ситуацию со средним чеком влияет возобновившаяся в июле государственная программа льготного автокредитования. Дело в том, что она распространяется только на новые автомобили отечественного производства, которые в целом дешевле новых иномарок. Кроме того, постепенно растет и доля кредитования на покупку автомобилей с пробегом, что также влияет на средний размер автокредита в сторону его уменьшения».
Только хорошие новости
И в заключение немного о программе льготного автокредитования. Ее условия в этом году претерпели изменения – скидка выросла с 10 до 20 процентов (для ДФО сохранилась на уровне 25 процентов), а стоимость автомобиля, подпадающего под льготный автокредит, увеличилась с 1,5 миллиона рублей до 2 миллионов. Предложение доступно семьям минимум с 1 несовершеннолетним ребенком, медикам и учителям, а также водителям, впервые покупающим транспортное средство. Кроме того, условия распространяются и на тех, кто сдает автомобиль старше 6 лет в трейд-ин, при условии, что владели им не менее года. Об этом нам в конце прошлого месяца напомнило РИА Новости.
Кроме того, агентство сообщило, ссылаясь на слова главы Минпромторга Дениса Мантурова, что уже в этом году планируется расширить программу, добавив в нее пенсионеров и военнослужащих. «Мы поддерживаем. Сейчас нормативные акты доработают, и эти категории граждан будут включены», – сказал тогда глава ведомства. Также министр сделал акцент на том, что формат поддержки автопрома постоянно совершенствуется, и сейчас готовятся окончательные предложения в рамках текущего бюджета. Ранее с этой инициативой выступил президент «АвтоВАЗа» Максим Соколов, который полагает, что сейчас необходимо оказать социальную поддержку тем, кто пока откладывает покупку автомобиля, тем самым смягчив падение спроса на транспортные средства.
Еще одна симпатичная новость – осенью на заводе в Липецке стартовало производство новых отечественных электромобилей Evolute, и модели попали под госпрограмму льготного кредитования.
Динара КОПЕЙКИНА.
8-11-2022 (0) Просмотров: 209 Номер: 77(13639) Версия для печати