$ - 102.5761
€ - 107.4252

ЧИТАЙТЕ В НОМЕРЕ

Горячая биография огнеборцев столицы

Пронзая столетья, зажигая сердца…

«Ещё книги – будут!»

Девятьсот пятьдесят шагов по улице Уфимской

Душа кочующего театра, или Праздник на нашей улице

Дорога надежды


Дорога надежды

Житель Республики Башкортостан Дмитрий Андреевич Юдчиц стал участником первого Бессмертного полка «Паровоза Победы» Куйбышевской железной дороги. Его фотография, вместе с изображениями еще 60 героев войны, была размещена на пассажирских вагонах исторического состава.
Встречать «Паровоз Победы» на станцию Уфа приехали сослуживцы и родственники участника Великой Отечественной войны, железнодорожника Дмитрия Андреевича Юдчица из разных уголков республики – со станций Косяковка, Салават и Стерлитамак. Приехали, чтобы почтить память и дело Человека с большой буквы Дмитрия Андреевича Юдчиц.
Практически всю войну Дмитрий Андреевич прослужил в партизанском отряде. Называли его, как и большинство служивших в то время мальчишечек, – сыном полка. В родное село он вернулся только в 1944 году, тогда ему исполнилось всего 16 лет. Времени на передышку и отдых не было. Стране нужны были рабочие руки и хорошие специалисты. Отучившись в железнодорожном техникуме, Дмитрий Андреевич сначала устроился стрелочником на станцию. Работая на железной дороге, он продолжал учиться, повышать квалификацию, достаточно сказать, что на пенсию ушел, проработав более 20 лет в должности заместителя начальника станции Косяковка Куйбышевской железной дороги. После выхода на заслуженный отдых каждую зиму он трудоустраивался на железную дорогу, на расчистку путей родной станции, потому что не хватало рабочих рук. Любовь к стальным магистралям он смог передать и своим детям, и внукам. Сейчас его дело продолжает внучка.
…Когда началась Великая Отечественная, маленькому Мите исполнилось 12 лет. В первый день войны – 22 июня 1941 года – в их семье родился самый младший, шестой братишка, а отец Андрей Венедиктович ушел на защиту Родины. Вот так этот день стал для их семьи и самым радостным, и самым грустным одновременно.
Первое детское впечатление о войне на всю жизнь врезалось в память Мити. В июле 1941 года рядом с их селом Пешки около деревни Борки упал подбитый советский самолет и взорвался. Один летчик из трех членов экипажа спустился на парашюте, дошел до избы семьи Юдчиц, которая стояла на самом краю села. Здесь его переодела в гражданскую одежду мама Мити – Миланья Юдчиц.
Братья Юдчиц вызвались помочь летчику, так как местность была болотистая, а он мог и погибнуть в таких лесах. Военный согласился и вместе с братьями Юдчиц пошел искать место с остатками самолета. И самолет, и погибших летчиков нашли, их похоронили там же, рядом с большим ягодником.
С того момента мальчишки дали клятву: чего бы это ни стоило, пойти на защиту Родины. К их разочарованию, в армию никого из них не взяли, сказали, что нужно немного подрасти и матери их помощь нужна.
Но когда бомбить начали родное село, они не смогли больше оставаться в стороне и сбежали в партизанский отряд Шиша. Там их поставили на учет, выдали продовольствие и одежду, даже сшили сапоги по размеру.
У каждого солдата и партизана свой путь на фронт или в партизаны и своя роль на этом пути. Но одно было общим – желание разгромить ненавистного врага и дожить до Победы. С первых дней партизанской жизни ответственных мальчишек Юдчиц привлекали к выполнению разных поручений, порой связанных с риском для жизни. Перед братьями была поставлена задача ликвидировать вражеские линии связи и докладывать обстановку.
Старший брат Юдчиц нашел в своей школе карту мира и черным карандашом отмечал движение немецких войск по территории СССР. Возле этой карты всегда собирались партизаны и обсуждали события войны. Сначала как черная клякса по миру растекалась война, развязанная фашистами, оставляя выжженные города и села. Но не было никаких упаднических настроений в отряде, все были настроены на Победу любой ценой. И вскоре надежды оправдались, красным стали наноситься на карту линии и стрелы направлений ударов Красной армии по фашистским войскам.
Все братья Юдчиц хорошо рисовали, особенно старший – Василий. Однажды им поручили в течение ночи изготовить десяток плакатов с карикатурами на фашистов.
А ранним утром в Антополе можно было увидеть две детские тени – братья Дмитрий и Григорий развешивали листовки по всему городу. Сделали мальчишки это так незаметно и виртуозно, что не смог их засечь ни один, даже самый бдительный, немец.
Листовки наделали много шуму. Немцы бегали по городу и сдирали их со стен домов и заборов. С тех пор в Антополе и Городце стали все чаще появляться две детские тени, а с ними и листовки.
В фронтовой биографии братьев было и задание, связанное с железной дорогой. Они должны были фиксировать все перемещения наших поездов по железной дороге. Сутками они сидели в пролеске, недалеко от полосы отвода, наблюдая за стуком колес железной дороги, по которой везли на передовую оружие, технику и провиант нашим бойцам, а обратно составы шли с ранеными бойцами.
Каждый поезд братья Юдчиц встречали с огромной радостью и особой тревогой, лишь бы пришел, лишь бы доехал.
Однажды, более суток просидев в засаде, они не дождались поезда, необходимо было бежать к командиру с докладом, сообщить тревожную новость. Митя, очень редко плакал, как и все на войне, даже когда отморозил пальцы на ноге, даже когда голодал сутками, а тут не мог успокоиться – слезы текли по лицу. Он понимал, если поезд не пришел – значит, случилось непоправимое. Значит, враг рядом. И так нужная сейчас помощь не сможет прийти вовремя. Некому будет помочь его армии, его родине, его селу.
Добежав до командира, он собрал всю волю в кулак и сообщил командиру – поезда не было сутки. Командир подошел к нему поближе, потрепал за волосы и сказал: «Не пугайся боец, идет твой поезд, через часа два у нас будет». Он рассказал, что железнодорожный путь взорвали немцы, но его уже восстановили.
– Идет твой состав, Митяй. Беги на пост и не реви, – улыбнулся командир отряда.
Митя бежал через лес, не видя ничего перед собой, ветки стегали его по лицу, а он ничего не чувствовал, лишь бы успеть. Добежав до железной дороги, увидел хвост уходящего состава и упал без памяти от счастья. Он пришел, его спасительный состав. И вот тогда появилась настоящая уверенность в Победе.
Вместе с ней появилась и настоящая любовь и огромная благодарность к поездам, которую он пронес через всю свою жизнь. Дмитрий Андреевич никогда не предавал свое дело, всю жизнь отдал без остатка своей Родине, своей стране и родной железной дороге.
В 1944 году вернулись домой в село Пешки братья Юдчиц, возмужавшие и повзрослевшие. Сгоревшие дома, торчащие печные трубы, и возле своих пепелищ односельчане, копающие землянки. Лишь несколько домов в деревне уцелело, которые были на отдалении в хуторах, уцелел и их дом, и семья.
А впереди ждала семью Юдчиц настоящая трудовая, счастливая мирная жизнь, которую они, как и все наши фронтовики и тыловики, заслужили, не постояв за ценой…
Мария КАПИТУРОВА.

Дата создание новости 8-05-2023   Комментарии (0)   Просмотров: 242     Номер: 31(13684)     Версия для печати

22 ноября 2024 г. №82(13826)


«    Ноябрь 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930 





ВАКАНСИЯ

Редакция газеты «Вечерняя Уфа» примет на работу корреспондента с опытом работы. Зарплата по результатам собеседования (оклад плюс гонорары). Резюме присылайте на почту ufanight@rambler.ru с пометкой «корреспондент». Обращаться по телефону: 286-14-65.



 
© 2011-2023, Редакция газеты «Вечерняя Уфа»
Использование материалов без письменного согласия владельца сайта запрещено.