Легендарный гудок «Паровоза Победы»
В честь 78-й годовщины Великой Победы в Уфе проходит немало праздничных событий.
И, безусловно, одним из самых запоминающихся стала патриотическая акция, состоявшаяся в минувшую субботу на железнодорожном вокзале Уфы. В ее рамках наш город впервые посетил ретросостав «Паровоз Победы», сформированный на Куйбышевской железной дороге. Столица Башкортостана была включена в маршрут движения данного поезда как Город трудовой доблести. Уфа стала первой точкой в маршруте «Паровоза Победы».
…До прибытия состава – несколько минут. Вся первая платформа заполнена. Встретить легендарный паровоз «Лебедянка» приехали не только уфимцы, но и гости столицы, многие были одеты в военную форму – как взрослые, так и дети. По всему перрону, на десятки метров, растянули огромную георгиевскую ленту. А в начале церемонии георгиевские ленточки раздавали всем гостям. Зрители смогли поучаствовать в реконструкции атмосферы 1945 года, когда солдаты вернулись с фронта. Они подпевали артистам, исполнявшим знаменитую «Смуглянку» и другие песни военных лет.
…И вот уже видны белые клубы дыма, вырывающиеся из трубы локомотива, и раздается протяжный гудок. Тот самый, который мы слышали в фильмах о Великой Отечественной, от которого замирает сердце. А из вагонов машут руками солдаты, на лицах улыбки, как в победном мае 45-го.
В состав включили платформы с военной техникой времен Великой Отечественной и три современных вагона, к окнам которых прикрепили портреты героев войны - работников Куйбышевской железной дороги.
В этот день на импровизированной сценической площадке, появившейся рядом с железнодорожными путями, выступали солисты и творческие коллективы города, работники стальных магистралей Башкирского региона Куйбышевской железной дороги, студенты Уфимского института путей сообщения.
- Компания «Российские железные дороги», в том числе и Куйбышевская железная дорога, ежегодно организуют подобные акции, но данная - в Республике Башкортостан - проходит впервые, – отметил, открывая торжественную церемонию, заместитель начальника Куйбышевской железной дороги по территориальному управлению Дмитрий Новиков. - Мы отыскали этот паровоз времен Великой Отечественной войны, подготовили платформы, технику. В рамках данного патриотического проекта с 29 апреля по 5 мая ретросостав «Паровоз Победы» посетит семь крупнейших станций магистрали - Уфу, Бугульму, Набережные Челны, Ульяновск-Центральный, Рузаевку, Пензу-1 и Самару. Общая протяженность праздничного тура составит почти 2,5 тысячи километров.
- От имени Главы Администрации Уфы Ратмира Рафиловича Мавлиева, от администрации Советского района и от себя лично приветствую гостей, которые прибыли на «Поезде Победы» в наш Город трудовой доблести. Хочу поблагодарить руководство Куйбышевской железной дороги - организаторов этой патриотической акции, - сказал глава администрации Советского района Рустем Рахматуллин.
Ретросостав возглавил украшенный цветами и победным знаменем паровоз «Лебедянка». Управляли им машинисты, одетые в форму железнодорожников военного времени. К паровозу сразу выстраивается очередь из мальчишек и девчонок, школьников, кадетов. Им предоставилась уникальная возможность не только побывать в кабине машиниста, но и самим дать паровозный гудок.
Член самарского военно-исторического клуба «Они сражались за Родину» Юлия Новоселова рассказывает, что этот легендарный паровоз серии «Э», сконструированный в 1909 году, был самым легким из паровозов в годы войны - и по эксплуатации, и, главное, по весу. Именно он шел по новому железнодорожному пути, который приходилось укладывать буквально перед паровозом. Паровозы этой серии доставляли составы с техникой и личным составом на Сталинградскую битву. Для этого пришлось проложить путь сначала от Ульяновска до Сызрани, затем до Саратова и наконец до Сталинграда. Путь был одноколейным, а потому после разгрузки на месте прибытия вагоны просто сбрасывали под откос, и так – состав за составом...
На вагонах размещены портреты железнодорожников, которые прошли дорогами войны. Многие из них погибли. Но они вернулись к нам с «Поездом Победы».
На платформах состава были выставлены автомобили, которые прошли войну, а также две противотанковые пушки, зенитная установка. Но самое интересное - это пушка, которая стояла на прицепе. Как рассказал президент военно-патриотического клуба «Они сражались за Родину» Александр Паулов, это пушка с самолета Ил-2, который был сбит в Сталинграде, и именно ее рабочие завода «Салют» в 1981 году сняли с подоконника дома. Когда самолет сбили, наши бойцы снимали с него все, чем можно было воевать. В экспозицию входит и миномет, который обнаружили недалеко от знаменитого дома Павлова. Также представлено стрелковое оружие – пулемет «Максим», автомат ППШ, два пулемета Дегтярева, противотанковое ружье. А еще щиток стрелка - в музеях таких почти нет, подобные щитки делали сами бойцы и ставили их возле окопов; а вот еще одна самодельная защита – панцирь сапера.
Мальчишки с огромным интересом знакомились с этими экспонатами, вникая в то, как непросто было защитникам Родины на полях боев.
…Главная цель проекта – формировать у школьников, подрастающего поколения патриотические ценности, взгляды и убеждения, воспитывать интерес к истории своей страны. И именно в такой атмосфере, когда у ребят горят глаза при виде легендарного паровоза, оружия времен Великой Отечественной, когда звучат песни фронтовых лет, школьники и получают прекрасный урок патриотизма.
Сергей ОСАДЧИЙ.
Фото автора.
Фото автора.
4-05-2023 (0) Просмотров: 374 Номер: 30(13683) Версия для печати