$ - 91.7791
€ - 98.0270

ЧИТАЙТЕ В НОМЕРЕ

Возможно подтопление – все службы начеку

Международный Нуреевский фестиваль в лицах

Готовить любят все!

Неравнодушие спасает миллионы

«Рельсы упрямо режут тайгу...»


«Рельсы упрямо режут тайгу...»


Кто сказал, что мы .родиться опоздали,
Что досталась вся героика не нам.
Знай, что на Байкальской магистрали
Ждет нас новый подвиг, ждет нас БАМ.


Не помню, кто написал эти строки. Но в 70-е годы прошлого века то, что аббревиатура БАМ означает Байкало-Амурская магистраль, не знал только очень ленивый. На эту уникальную стройку ехали из разных уголков необъятной страны.

Бамовцы гордились причастностью к большому всенародному делу. Но как-то так случилось, что с годами о БАМе стали забывать. Поселки вдоль недостроенной трассы ветшали на глазах. И длилось это до нынешних времен.
И все-таки здравый смысл восторжествовал. О необходимости столь важной железнодорожной магистрали заговорили вновь. И среди тех энтузиастов, которые решили, как их отцы и деды, поехать в дальние края, чтобы принять участие в возрождении БАМа, оказались шестнадцать ребят из Уфимского техникума железнодорожного транспорта.
В нынешнем году проект функционирует как Всероссийская студенческая стройка «БАМ 2.0» (далее ВСС). Бойцы студенческих отрядов работают на строительстве путей и возведении инфраструктуры Байкало-­Амурской магистрали.
Республику Башкортостан на ВСС представляет студенческий строительный отряд «Путь», как уже было сказано выше, в количестве шестнадцати студентов Уфимского техникума железнодорожного транспорта. Они занимаются капитальным ремонтом пути перегона «Окурдан – Оборчо» (Якутия). В их задачу входит смена плетей на 800-метровом так называемом бесстыковом пути. В неоконные дни, когда по рельсам проносятся поезда, бойцы из Уфы были заняты выправкой и подбивкой пути, планировкой балласта, заменой шпал. Двое из них также помогали техническому отделу: занимались разбивкой пути, планировкой путей, в общем, работали с проектом, разбивали кривые. В оконные дни несколько человек трудились на сварке, сверлили и на РГУ (рихтовочно-гидравлическое устройство) выпрямляли путь после укладки УК 25-9/18. Кроме этого, студенты успевают уделить время и досугу – играют в футбол, ходят заниматься в тренажерный зал, ездят в город погулять или закупить необходимое.
Глядя на сегодняшних бойцов отряда «Путь», невольно вспоминаешь уфимских первопроходцев, которые организовали первый в Башкирии студенческий строительный отряд, отправившийся на БАМ. Было это почти 50 лет назад. Студент первого курса Уфимского авиационного института (ныне УГАТУ) Александр Панебратец предложил тогда своему другу, Борису Подбельскому, собрать студенческий строительный отряд для работы на БАМе. Отбор был очень строгим. Старались выбрать лучших из лучших. В итоге в отряд вошли студенты второго и пятого курсов. Работать им предстояло в поселке Талакан Амурской области.
«Приехали на место, а там... – вспоминает Александр Васильевич. – Квартирьеры вроде бы всё должны были обеспечить, договор на работу уже заключен, но на месте выяснилось, что объекты для строительства не готовы. Борис и я, как инженер отряда, решили спасать ситуацию и выехали в поселок Шимановский. В те годы это был центр индустрии БАМа, здесь находился крупный строительный трест «ШимановскТрансСтрой». Заключили с трестом новый договор и приступили к работе, – продолжает свой рассказ Панебратец. – Жили в палаточном городке, сами построили столовую, душевую, возвели вокруг лагеря забор из березовых досок. Одним словом, подошли к организации труда и быта со всей ответственностью.
Работали уфимцы в маленьком городе Шимановске. Участвовали в возведении железобетонного завода, теплоцентрали, строили овощные базы, склады, домики для тех, кто здесь трудился, кафе, благоустраивали...
По подведенным в конце сентября общим итогам мы заняли первое место среди линейных отрядов, за что нам вручили Почетную грамоту ЦК ВЛКСМ. К нам на БАМ даже телевидение приезжало, чтобы сделать передачу о том, как ребята из Башкирии работают на главной стройке страны. Одним словом, вернулись домой героями».
«Рельсы упрямо режут тайгу...»

На следующий год уфимских ребят пригласили в уже знакомые им места вновь. Теперь речь шла о строительстве железной дороги. За лето должны были проложить 6 километров пути.
«Готовиться к третьему трудовому семестру мы начали заранее, – рассказывает Александр Панебратец. – Выходные проводили на Демской станции. Заключили договор с Демской железной дорогой и взяли с собой мастера, который уже на месте помогал и советом, и делом – у стальной магистрали ведь свои особенности... В общем, пришло время: пункт назначения – станция Беленькая. Лагерь разбили там, где раньше жили заключенные. Поразило нас то, что в месте скорбей человеческих, там, где горе мыкали и гибли сотни и сотни людей, природа исполнена великолепия – медная гора, сказочной красоты пейзажи... Этот контраст просто ошеломлял!».
...Идея БАМа начала разрабатываться при Сталине еще до войны. Во время Великой Отечественной рельсы разобрали и увезли в Сталинград. Вот уфимцам и предстояло восстановить этот отрезок – балансировка, рихтовка... Командиром отряда стал Вячеслав Соловьев, а инженером – Александр Панебратец. Трудились уфимцы с утра и до ночи, буквально – вкалывали!..
А Панебратец, кстати, был признан лучшим рационализатором (Александр Васильевич разработал и внедрил три рацпредложения, одно из них – огнемет по мягкой кровле).
Было уфимцам в тот период отнюдь не легко: днем температура поднималась до 40 градусов, зной, люди обливались соленым потом; а как только солнце зайдет, сразу на землю опускался жуткий холод. Восстанавливали путь стройотрядовцы на совесть, принимала его комиссия. Все ее члены остались довольны. Вручили отряду «серебряный костыль» – за успешную работу! Речь идет о так называемом «серебряном костыле», который торжественно забивают по окончании строительства железной дороги – это традиция строителей стальных магистралей. Так уфимцы вписали свои имена в летопись БАМа.
Как уже отмечалось, в 80-е годы страсти по БАМу как-то утихли, и о стройке века постепенно стали забывать. Сегодняшние мальчишки и девчонки вряд ли сразу ответят, что означает аббревиатура БАМ.
«Рельсы упрямо режут тайгу...»

Уфимцы в Якутии («БАМ 2.0»), лето 2023 года.


У студентов-авиаторов со временем появились другие объекты, которые составили достойную конкуренцию Байкало-­Амурской магистрали. Например, железнодорожная магистраль Белорецк – Карламан. Эта Всесоюзная ударная комсомольская стройка заслуженно получила название «Башкирский БАМ». Большое количество разных организаций принимали участие в сооружении этого важнейшего для страны объекта, значительно сокращавшего время транспортировки грузов из европейской части СССР в Сибирь.
Практически с самого начала строительства участие в нем принимал сводный отряд авиационных вузов страны «Союз». В разные годы здесь работали студенческие строительные отряды из всех авиационных институтов СССР: МАИ, МАТИ, РИИГА, КИИГА и другие. Сейчас кажется невероятным, как вообще удалось собрать в Башкирии рижан и москвичей, киевлян и ивано-франковцев...
Годы буквально пролетают, как станции за окном мчащихся по рельсам поездов, но живы воспоминания о бамовской юности, о невероятном содружестве молодых и дерзких парней и девчонок, по зову сердца отправившихся на край земли.
Уверены, что уже другие молодые люди, подхватившие эстафету своих родителей, сохранят со временем свои воспоминания о суровой, но тем не менее приветливой якутской земле. Вот что пишут уже сегодня бойцы отряда «Путь»:
«Очень рад, что не упустил такую возможность – поехать работать в составе студенческого отряда. Этим летом не только получил навыки реальной работы, да, безусловно, местами очень тяжелой, но зато лучше узнал своих однокурсников. Мы практически стали одной семьей, а уж друзьями – это точно. И безумно круто ощущать, что ты можешь сам своим трудом обеспечивать себя и свои желания и мечты».
А вот комментарий от начальника участка, на котором трудятся уфимцы: «Летом всегда идет больший, чем обычно, объем работы, и дополнительные силы в лице бойцов студенческих отрядов всегда выручают. Так и сейчас, ребята из Башкортостана большие молодцы – стараются справляться с заданиями и приносить результат. Да, в первые дни было тяжело, да и адаптация у молодежи еще идет, но сейчас уже все отлично – сработались!»
Что тут скажешь, кроме одного: стройотряды шагают дальше!
Галина ГРИГОРЕНКО.
В полосе использованы материалы и фото из открытых источнков.

Дата создание новости 10-08-2023   Комментарии (0)   Просмотров: 346     Номер: 55(13708)     Версия для печати

26 апреля 2024 г. №29(13773)


«    Май 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031 





ВАКАНСИЯ

Редакция газеты «Вечерняя Уфа» примет на работу корреспондента с опытом работы. Зарплата по результатам собеседования (оклад плюс гонорары). Резюме присылайте на почту ufanight@rambler.ru с пометкой «корреспондент». Обращаться по телефону: 286-14-65.



 
© 2011-2023, Редакция газеты «Вечерняя Уфа»
Использование материалов без письменного согласия владельца сайта запрещено.