$ - 91.7791
€ - 98.0270

ЧИТАЙТЕ В НОМЕРЕ

Возможно подтопление – все службы начеку

Международный Нуреевский фестиваль в лицах

Готовить любят все!

Неравнодушие спасает миллионы

Посредничество во имя мира

Крым – как много в этом слове…


Крым – как много в этом слове…

Увидев обложку этой новой книги со словом «конфликт», быть может, кто-то решит, что это томик захватывающей беллитристики с крутыми виражами сюжета. Разочаруем: этого в книге «На грани конфликта. Этнополитический очерк о крымских татарах» нет. Но скажем и другое: вы не потеряете время, если приобретете это издание и вдумчиво вникните в содержание глубокого исследования молодого ученого, кандидата политических наук, главного специалиста отдела пресс-службы Управления по взаимодействию со СМИ – пресс-службы Администрации города Уфы Камиля Ахмадеева.
О чем эта книга? Автор исследует один из серьезных проблемных узлов полуострова Крым, связанный с этносом с очень непростой судьбой – крымскими татарами. Сегодня подавляющая доля политологических исследований посвящена причинам возникновения того или иного конфликта. Автор же этой книги досконально разбирается, почему же на крымском полуострове, наоборот, девять лет назад кровопролития не произошло. А оно могло быть! Ведь проблемы, связанные с крымскотатарским фактором этнополитических процессов в Крыму, взрывоопасны…
Мы предлагаем читателю отрывок из книги, в котором описываются некоторые важные события 2014 года.

«События, стремительно разворачивавшиеся в Крыму в то время, привлекли к себе внимание всего мира. Не остались в стороне и представители российского исламского сообщества, чьи единоверцы оказались в сложной политической ситуации, у которой не виделось ясного решения. 6 марта, выступая в программе «Слово за слово» на телеканале «Мир», первый зампредседателя Духовного управления мусульман Европейской части России (ДУМЕР, а с сентября 2014 года – ДУМ РФ) Д.Мухетдинов озвучил позицию российских мусульман: нельзя решать судьбу Крыма без учета мнения автохтонного населения полуострова, в частности крымских татар. Чувствительное отношение татарского населения России к крымскотатарской проблематике в условиях фактической утраты Украиной контроля над Крымом можно объяснить не только общей религиозной принадлежностью татар и крымских татар, но и общими историческими корнями. «Для татарского народа ситуация особенно тяжелая, так как крымские татары близки нам по религии, истории, языку, крови, опыту совместной политической и общественной жизни. Не случайно, что к татарам Крыма по первому российскому каналу президент Татарстана обратился на понятном обоим народам языке». Действительно, с самого начала событий 2014 года, очевидно, не без административного воздействия Кремля, российская республика Татарстан, крупные татарские этнокультурные общественные организации и объединения, а также религиозные организации мусульман, в руководстве которых, как правило, находятся этнические татары, принимали участие в посреднической миссии с крымскотатарским сообществом и представляющими его структурами. 5 марта состоялся визит президента Татарстана и делегации республики в Крым, результатом которого стало подписание Соглашения о сотрудничестве между РТ и АРК. В тот же день прошла встреча Р.Минниханова с руководством запрещенного впоследствии в России Меджлиса крымскотатарского народа и Духовного управления мусульман Крыма. Как заявил тогда лидер Татарстана: «Крымские татары – наши братья. Они пережили очень большую трагедию, и, конечно же, на душе у них неспокойно, и это понятно. Мы не можем быть безразличны к их судьбе. И я, конечно, буду встречаться с их представителями и разговаривать. Если это в рамках моих полномочий – то мы хотим укрепить наши контакты. В части религиозных вопросов, в части языка – мы очень близки. Исторически сложилось так, что крымские ханы правили Казанским ханством, это было. История есть история, ее мы тоже не должны забывать. Но главное сегодня – я повторю – это чтобы в Крыму было спокойствие, межнациональное и межконфессиональное согласие, вот какая задача стоит сейчас перед всеми нами». Председатель Духовного управления мусульман Европейской части России и Совета муфтиев России муфтий Р.Гайнутдин выступил с речью на радио «Азатлык» 16 марта, в день, когда проходил непризнанный большинством стран мира референдум в Крыму. Его речь, отрывок из которой мы приведем ниже, содержит немало опасений относительно будущего крымскотатарского народа, оказавшегося в демографическом смысле этническим меньшинством на полуострове, а потому российский духовный мусульманский лидер призвал уделить крымскотатарской проблематике особое внимание тех, кто будет принимать всякое политическое решение:
«Крымские татары – это близкий нам народ. Они не только наши единоверцы, нас объединяет и кровное, и духовное родство. В Казанском ханстве правили ханы из крымских династий, в Крымском ханстве были амиры из числа казанских татар, заключались междинастические браки. Поэтому крымские татары – это народ, с которыми мы – казанские татары, породнились. На долю татарского народа выпало немало несчастий, а судьба крымских татар особенно трагична. Пало Крымское ханство, а в годы Великой Отечественной войны они были депортированы – высланы со своей родины. В период депортации крымскотатарский народ потерял половину своей численности. И даже когда советская власть разрешила им возвращение на родную землю, они сталкивались с препятствиями при поселении на своей родине. Украинские власти чинили всяческие препоны, не давали им земли… Был объявлен референдум. Я смотрел выступление председателя Меджлиса крымскотатарского народа Рефата Чубарова по телеканалу ATR. Его переживания мне понятны. Крымскотатарский народ может объявить бойкот референдуму. Но, по официальным данным, крымские татары составляют 12 процентов населения Крыма. Мнение двенадцати процентов не способно изменить ситуацию. Я боюсь, что татарское население окажется в еще худшем положении. Хотелось бы повлиять на настрой крымскотатарского народа, растопить ту черную обиду, которая скопилась в душе народа. Если бы Россия признала, что обвинения против крымских татар были несправедливыми, реабилитировала их. К сожалению, таких действий пока не видно. Возможно, в таком случае крымские татары приняли бы участие в референдуме. Ведущая роль в сложившейся ситуации принадлежит политикам, они должны суметь найти общий язык… Итоги референдума сложно спрогнозировать, могу лишь с уверенностью говорить о том, что референдум проводится для того, чтобы народ сам изъявил свою волю. Если на референдуме будет принято решение войти в состав России, тогда крымские татары останутся гражданами Украины, живущими на территории Российской Федерации. Ведь не поедут же они жить в Киев, они уже на своей родине. Ситуация сложная. Я молюсь за благополучие крымскотатарского народа».
16 марта 2014 года состоялся референдум, а на следующий день были объявлены его результаты, из которых следовало, что абсолютное большинство пришедших на избирательные участки граждан (96,77% в Крыму и 95,6% в Севастополе) проголосовали за независимость Крыма от Украины и присоединение его к Российской Федерации. Явка составила 82,71%. При этом следует сказать, что высказываются и иные мнения относительно официальных цифр. Имеются данные о наличии нарушений в ходе голосования. До сих пор сложным представляется выявить процент крымскотатарского населения, принявшего участие в этом голосовании, и данные по их голосованию. Различные источники предлагают противоположные данные. К примеру, бывший глава Меджлиса М. Джемилев утверждал, что 99% крымских татар в референдуме не участвовало. Данные, приводимые российскими государственными источниками, говорят об обратном. Нам представляется, что очевидным является лишь то, что доля крымских татар, пришедших на участки для голосования, была существенно ниже доли русских и других жителей автономии. Следует также иметь в виду, что референдуму предшествовало вхождение российских вооруженных сил на территорию республики при поддержке т. н. «отрядов самообороны Крыма» – добровольческих военизированных формирований. Есть данные и о том, что на крымскотатарских граждан республики, в местах их компактного расселения, оказывалось моральное давление, однако судить о том, было ли это целенаправленным методом устрашения либо провокацией, равно как и давать всему этому оценку, автор данной книги не собирается. Следует иметь в виду, что во время событий 2014 года на бытовом уровне в крымском обществе разносились слухи (целенаправленно с целью нагнетания тревожных настроений или нет – это вопрос) о возможной повторной депортации крымских татар в случае присоединения Крыма к России.
Крым – как много в этом слове…

События, предшествовавшие этому референдуму, а также последовавшие за ним, развивались стремительно. Российское мусульманское сообщество в лице различных муфтиятов, а также руководство республик России со значительным мусульманским компонентом участили свои поездки в Крым для изучения ситуации на месте и оказания возможной поддержки крымскотатарскому сообществу, оказавшемуся в крайне сложных для себя условиях фактического отсутствия выбора. Председатель ДУМЕР и Совета муфтиев России муфтий шейх Равиль Гайнутдин высказал свою убежденность в том, что полная политическая реабилитация крымскотатарского народа, возвращение крымским татарам их законных прав, придание крымскотатарскому языку статуса государственного, представительство крымских татар в органах власти будут способствовать налаживанию конструктивного диалога с крымскотатарской общиной. Большое значение для установления доверия крымскотатарского сообщества к российским представителям ислама стало приглашение Р.Гайнутдина 29 марта 2014 года на внеочередную сессию Курултая крымскотатарского народа VI созыва, где он присутствовал в качестве почетного гостя. Им были выслушаны чаяния и опасения крымских татар, относительно происходящего. В своем выступлении лидер Меджлиса Р.Чубаров высказался о неотъемлемости и естественности права крымскотатарского народа самому определять свою судьбу, свое будущее на своей исторической территории – в Крыму. «И мы обращаемся к правительствам всех государств и правительств, всех без исключения. Мы особенно обращаемся к правительствам тех государств, на территории которых есть субъекты федерации и в основу создания этих субъектов положены права титульных народов, проживающих на этих территориях. Мы хорошо изучили Конституцию РФ и конституции тех республик, которые есть в составе РФ, мы обратили внимание на те законы и постановления, которые принимались в последнее время Верховной радой Украины», – сказал Рефат Чубаров. В тот день с трибуны Курултая – высшего представительного органа крымских татар – российский религиозный лидер Р.Гайнутдин вознес молитвы от имени 20-миллионной уммы России о том, чтобы решения, принимаемые представительными органами крымских татар, в будущем обернулись благом для крымскотатарской нации.
В начале апреля 2014 года в интервью федеральному государственному телеканалу «Россия-24» муфтий Р. Гайнутдин, делясь поездкой своей делегации в Крым и подводя итоги бесед с руководством крымских татар, подчеркнул:
«В России были народы, которые также были депортированы. Они вернулись на свои родные земли, они сегодня имеют свои республики, живут полнокровной жизнью, имеют все права граждан Российской Федерации. Для крымских татар это было неизвестно. Моя задача была хоть как-то им разъяснить, что если вы будете вместе с 20-миллионной мусульманской уммой, мы – мусульмане – сможем с вами работать во благо крымскотатарского народа и во благо Крыма. Вы получите те возможности, которые есть у нас, и это будет благом для крымскотатарского народа». Одной из важных перспектив развития крымскотатарского народа, по мнению Р.Гайнутдина, было воссоздание и развитие системы исламского образования в Крыму, содействие в повышении квалификации мусульманских религиозных кадров, а также строительство Соборной мечети в Симферополе. А уже 9 апреля с визитом в Крым прибыл директор российского Фонда поддержки исламской культуры, науки и образования А.Жданов, целью которого было обсуждение перспектив развития исламского образования в Крыму.
Апрель и май были ознаменованы регулярными поездками первого заместителя Равиля Гайнутдина Дамира Мухетдинова в Крым для детального ознакомления с религиозной жизнью крымских татар и содействия их интеграции в российское этнокультурное и религиозное пространство. Российским представителем были конкретизированы те перспективы, о которых было заявлено Р.Гайнутдином, продемонстрированы успешные примеры государственно-исламского диалога в Российской Федерации, установленного за последние десятилетия в полирелигиозном российском обществе.
11 апреля была принята Конституция Республики Крым, закрепившая статус полуострова в качестве субъекта Российской Федерации. Однако никакого особого положения крымских татар в этом документе предусмотрено не было. В преамбуле было сказано о «многонациональном народе Крыма», без выделения особой роли крымскотатарского народа. Также документ, признанный только на территории России, не предусматривал создания национально-территориальной автономии крымским татарам, тема которой поднималась в предшествовавшее этому время. При этом было закреплено три государственных языка на территории контролируемого Россией полуострова: русского, украинского и крымскотатарского. 28 апреля в интервью казанскому деловому изданию «БИЗНЕС Online» заместитель председателя Меджлиса Н.Джелялов отметил:
«Нам нужен статус, который гарантировал бы возможность участия в процессах принятия решения как на уровне исполнительной, так и на уровне законодательной власти. Это могла бы быть автономия. В Украине мы однажды использовали опыт квотного представительства. Мы понимаем, что в Российской Федерации подобного опыта нет, но и ситуация уникальная – Россия впервые переживает опыт присоединения территории. Поэтому некие нестандартные решения вполне приемлемы на какой-то период. Возможно, через какой-то период времени, как это случилось в Татарстане, в Башкирии и других национальных субъектах Федерации, эта необходимость отпадет. Но пока нам нужна стартовая позиция, с которой мы могли бы начать путь интеграции с российским обществом. Мы убеждены, что такой позицией будет признание крымских татар как коренного народа Крыма. Если это будет на высшем государственном уровне, это значительно облегчит задачу нахождения взаимоотношений и на уровне Крыма, и на уровне России в целом».
В последующем, председатель ДУМЕР Р.Гайнутдин совместно с Д.Мухетдиновым встречались с официальными государственными лицами Российской Федерации, в ходе которых информировали собеседников об итогах своих поездок в Крым и доводили до их сведения позицию крымских татар, их национальные чаяния, опасения и надежды. Среди них были заместитель главы администрации президента РФ Вячеслав Володин, глава Управления президента по внутренней политике Михаил Белоусов, заместитель министра иностранных дел Григорий Карасин, другие высокопоставленные российские чиновники. Муфтий Гайнутдин выразил убежденность в необходимости развивать конструктивный диалог и сотрудничество с Духовным управлением мусульман Крыма и Меджлисом крымскотатарского народа как органами национальной и религиозной самоорганизации крымских татар. Контрагентом взаимодействия делегации ДУМЕР в Крыму по духовной части было ДУМ Крыма во главе с Э.Аблаевым. Одним из первых решений Москвы в крымскотатарском вопросе в то время стала инкорпорация части национальной элиты в республиканскую элиту. Меджлис крымскотатарского народа делегировал на должность первого заместителя председателя Совета министров Крыма бизнесмена и мецената Л.Ислямова, а на пост главы республиканского Комитета по делам национальностей и депортированных граждан – члена Меджлиса З.Смирнова. Главой правительства РК С.Аксеновым был подписан указ о назначении Л.Ислямова исполняющим обязанности вице-премьера Республики Крым. Вскоре их кандидатуры были одобрены на заседании Государственного совета Крыма. В апреле состоялась встреча президента Республики Татарстан с главой России, в ходе беседы которой Р.Минниханов предложил распространить закон 1991 года «О реабилитации репрессированных народов» и на крымских татар. Также в беседе с В. Путиным глава Татарстана призвал узаконить поселения крымских татар, хаотично возникавшие ранее, а также оказать этим поселениям инфраструктурную поддержку. Президент В.Путин обещал проработать эти вопросы. 21 апреля 2014 года глава России подписал указ «О мерах по реабилитации армянского, болгарского, греческого, крымскотатарского и немецкого народов и государственной поддержке их возрождения и развития». Согласно тексту документа должна быть разработана отдельная программа экономического развития Крыма до 2020 года, в которой должны быть предусмотрены меры, направленные на национально-культурное и духовное возрождение этих народов».

Дата создание новости 17-10-2023   Комментарии (0)   Просмотров: 232     Номер: 72(13725)     Версия для печати

26 апреля 2024 г. №29(13773)


«    Апрель 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930 





ВАКАНСИЯ

Редакция газеты «Вечерняя Уфа» примет на работу корреспондента с опытом работы. Зарплата по результатам собеседования (оклад плюс гонорары). Резюме присылайте на почту ufanight@rambler.ru с пометкой «корреспондент». Обращаться по телефону: 286-14-65.



 
© 2011-2023, Редакция газеты «Вечерняя Уфа»
Использование материалов без письменного согласия владельца сайта запрещено.