$ - 100.6798
€ - 106.0762

ЧИТАЙТЕ В НОМЕРЕ

Горячая биография огнеборцев столицы

Пронзая столетья, зажигая сердца…

«Ещё книги – будут!»

Девятьсот пятьдесят шагов по улице Уфимской

Душа кочующего театра, или Праздник на нашей улице

Открытое небо,

или Портрет путешественника во времени и в неземном пространстве



Лынник налетел, словно ветер, тот самый, что за окнами одного из корпусов спортивного аэродрома «Первушино» трепал ярко-алую стрекозку Сашиной «Саванны», двухместного итальянского самолёта, на чьем корпусе крупно выведено белой краской RA0061А. Да, читатель, той «Саванны», что в апреле прошлого года подняла в небесный простор двенадцатилетнюю девочку по имени Алия, мечтавшую очень близко увидеть облака и взглянуть на землю с высоты птичьего полета.
Осуществить страстное желание девчушки, которая учится в ресурсном классе уфимской школы №95, помог Александр Борисович Лынник. Поясним для тех, кто не читал в «Вечерке» материала об этом событии: Алия – особенный ребенок с диагнозом Расстройство аутистического спектра (РАС). Она одна из героинь документальной пьесы актрисы уфимского ТЮЗа Виктории Емелё­вой, посвященной проблемам детей с таким диагнозом и трудностям, с коими сталкиваются их родители. По этой пьесе в Башкирском академическом театре был поставлен спектакль «РАС-сказы». Образ самой Алии зритель представляет в этой постановке благодаря лишь исповеди ее родителей, роли которых играют актеры Зиляра Юлтаева и Алмас Амиров, и разговор о том, что девочка мечтает о небе, в постановке тоже возникает. Артисты из БАТД знакомы с матерью и отцом Алии. И Алмас Хадисович загорелся, решив помочь особенному ребенку в осуществлении его желания, а вдруг это поможет что-то сдвинуть в сознании девчушки. А главным действующим лицом в этой трогательной истории стал летчик-инструктор АНО ДПО «Учебно-методический центр малой авиации» Александр Лынник, сразу же откликнувшийся на просьбу Алмаса Амирова. Впрочем, это настолько естественно для Саши, ведь весь город знает, что у Лынника огромное сердце, и он всегда готов помочь, отозвавшись на доброе дело.
Вообще, Лынник уникальная личность. Он не только летчик, парашютист, альпинист, имеющий в «послужном списке» не одно восхождение, покоритель на сплавах самых коварных рек и крутых порогов, известный радиоведущий, поэт, композитор, музыкант, автор нескольких увидевших свет книг, а также газеты «Вечерняя Уфа», в которой порой публикуются Сашины рассказы. Он имеет в своем арсенале несколько дисков с собственными песнями, участник огромного количества концертов с самыми разными исполнителями – от ревнителей фольклора до представителей бардовского направления, между прочим, кавалер ордена генерала Шаймуратова и заслуженный деятель искусств Башкортостана, а в прошлом выпускник авиационного института, по профессии – инженер-механик, которого, как он сам говорит, всегда больше тянуло к электронике, прошедший в своей жизни и заводскую школу, испробовавший хлебова рекламиста, промоутера, PR-менеджера, хороший наставник для своих курсантов, с которыми занимается в летной школе, входящей в состав Аэродромного комплекса «Первушино», недаром же вырос в семье учителей, а еще он и клипы на свои песни делает сам… И вот этот человек-оркестр, которого знают все, в один прекрасный момент, образно говоря, «исчезает с радаров», и время спустя мы узнаем, что он готовится к мировому рекорду – совершить из стратосферы с борта самолета Ил-76 с высоты в 10 тысяч 500 метров прыжок с парашютом на Северный полюс. И 12 апреля нынешнего года, в День космонавтики, желание Александра Борисовича, прыгавшего в составе экипажа из трех человек, осуществляется, и Лынник посвящает этот мировой рекорд Уфе в честь 450-летия любимого города.
«Вечерка» радостно отозвалась на событие, не только в прямом смысле утвердившее превосходство России в освоении Арктики, как отметили все федеральные каналы, но и доказавшее, что Лынник слов на ветер не бросает, но вот на подробный разговор с Александром Борисовичем главная городская газета вышла только сейчас. Пока Сашу пытались один за другим заполучить к себе все телекомпании, мы скромно держались в стороне, думая о том, что герою нужно немного выдохнуть после содеянного и прийти в себя.
…И вот наш час настал, и в минувшие выходные, предварительно договорившись с уже известным всем героем, мы с фотокорреспондентом Булатом Гайнетдиновым отправились на аэродром «Первушино», причем спешили на эту встречу так, что прибыли в пункт назначения часа за два до намеченного срока. Холодина была ужасная, и ветер разыгрался не на шутку. Слава Богу, нас подобрали и обогрели смотрители здешних мест, сначала учинив допрос, мол, кто вы и зачем сюда наведались, а затем определили гостей в корпус, где собралась небольшая группа инструкторов летной школы и курсантов оной, закипятили для нас чайник, предложив к тому же пирог. Народ здесь вежливый, прямо-таки с джентльменским воспитанием, каждый подошел и уважительно поздоровался за руку, и все наперебой потчевали замерзших визитеров, кто кофейком, а кто чаем с медом… По их выправке читается, что в числе хозяев есть офицеры, коих, как известно, бывших не бывает.









…Лынник, из-за ветра отменивший своим подопечным полеты, точно ураган, примчался в «Первушино» только из-за обещания встретиться с нами. У него внезапно поменялись планы – вмешались обстоятельства, над которыми не были вольны ни он, ни мы… И, извиняясь, известный своей пунктуальностью Саша нервничал из-за того, что поставил нас в такое положение. Но первым делом он все-таки кинулся к своей «Саванне» и, выругав негромко, почти под нос, того, у кого руки – крюки, проверил и отладил неверно затянутые шнуры крепления. Под порывами ветродуя крылья «стрекозки» трепетали, а сама она нервно дрожала…
– Вы меня простите! – еще раз повинился Лынник, – но обстоятельства выше меня – даже не смог предупредить вас. Вариантов предлагаю два. Либо встречаемся в следующий раз. Либо я везу вас в город и разговариваем по ходу движения.
– А ты сможешь говорить за рулем? (Извините, читатель, но мы с Сашей давно на ты.)
В ответ прозвучало решительное: «Конечно!» И мы рванули в город, предварительно на минуту заглянув к одной очень необычной даме, обожающей Лынника так, что при виде него она просто пускает от счастья слюни… Не подумайте дурного, господа! Речь о прибившейся к аэродрому собаке породы алабай. Кем-то брошенная, исхудавшая от голода, со свалявшейся шерстью, она, несмотря на свой грозный вид, боялась близко подходить к людям. Но в конце концов согласилась отведать предложенное ей угощение, мало-помалу оттаяла и прижилась здесь, особо полюбив Лынника, который всегда привозит ей что-то вкусненькое. Скай – так назвал ее Лынник, вспомнив американо-канадский мультсериал Кита Чэпмана и Джейни Уитни «Щенячий патруль» и единственного в нем персонажа-девочку с таким именем, к тому же выполняющую функции авиатора-спасателя. Наобнимавшись вдоволь со своим любимым человеком, Скай, предварительно подальше от нас унесшая приготовленный ей Александром Борисовичем гостинчик (мало ли, вдруг прихватят ненароком), с неохотой отпустила Лынника. И вот мы уже мчимся в город, беседуя по дороге. Саша говорит очень четко, при этом внимательно следя за трассой, что тут скажешь – настоящий летчик! Его структурированное мышление и чистая, без эканья, беканья и слов-паразитов, речь, я думаю, есть результат плодотворной деятельности Лынника – популярного ведущего передач в различных радиокомпаниях, привычка быстро реагировать, тут же оценивая суть вопроса и сразу же выдавая результат – безусловно, продиктованы опытом работы в прямом эфире. То, что он рассказывает – фантастика, это невероятно, не постижимо уму! И в первую очередь уму такого человека, как я, тем более женщины. Стараюсь говорить коротко, односложно и только по сути, понимая: не дай бог задать собеседнику глупейший, так сказать, бабский вопрос. Сзади сидят Булат и Сашин сын Егор, буквально превратившиеся в слух. Ведь речь идет об очень серьезной и требующей концентрации всех сил работе.
– Как ты попал в этот проект?
– История стартовала как бы давно, с того момента, как я вообще начал прыгать с парашютом, а это было тринадцать лет назад…
– Сколько на твоем счету прыжков?
– Вообще, двести пять, но большинство из них были достаточно непростыми. Находясь среди ребят-спасателей на Региональной поисково-спасательной базе нашей республики, я стал, как и все они, совершать неординарные прыжки… Этого требовал процесс подготовки спасателя – мы прыгали ночью, прыгали в пожарном обмундировании, со специальным снаряжением, уже само по себе находиться в такой амуниции некомфортно, а уж прыгать в ней – тем более… Мы прыгали ночью, зимой и летом, прыгали на воду, при сложных погодных условиях, при сильном ветре… То есть прыжков на моем счету не так много, но большая их часть – непростые. Однако все это сопутствующий момент, а вот опыт, который я получил в РПСБ, оказался для меня самым главным.
Если заглянуть в историю того, как и где мне довелось учиться прыгать с парашютом, то это в основном Мензелинск. В общем, я прошел курсы AFF (Accelerated Freefall, AFF – это программа ускоренного индивидуального обучения прыжка с парашютом. Она является самым эффективным и безопасным способом научиться прыгать самостоятельно. Любой желающий может овладеть техникой свободного падения и сможет управлять парашютом вида «крыло» – Ред.) и начал прыгать уже для себя. Для того, чтобы получать удовольствие. Ведь прыжок сам по себе – это огромное удовольствие: лететь в свободном падении, ощущать себя птицей и понимать, что, оказывается, я могу с помощью рук и ног управлять положением своего тела в воздушном пространстве и творить там даже чудеса – всевозможные сальто, какие-то спирали, развороты; сидеть, лежать на спине, идти вниз головой. Понимаешь, все это возможно! И для меня сие стало открытием. А затем, пройдя курс AFF, я попал в секцию, где нас обучали именно акробатике парения, и это впоследствии мне очень сильно пригодилось. И вот наступил момент, когда я прыгнул на Северный полюс в первый раз, это было 1 апреля 2013 года, – Саша даже рассмеялся. – Представь, первого апреля в тринадцатом году!.. – Получилось так, что я попал в команду Дмитрия Анатольевича Глаголева, это фантастический человек, который и изначально, и доныне руководит десантниками Барнео, службы, которая сбрасывает груз на дрейфующие льдины Северного полюса, а также эта служба строит там ледовую базу и аэродром для принятия самолетов. (Барнео – комплексная высокоширотная арктическая экспедиция, ежегодно организуемая Экспедиционным центром Русского географического общества. Так же называется дрейфующий ледовый лагерь – база экспедиции в непосредственной близости к Северному полюсу. База создается с 2000-го, каждый год всего на месяц-полтора, как правило, в апреле, когда уже наступил полярный день, но солнце еще не растопило полярный лед, нет сильного ветра и температура не ниже минус 30 градусов. На Барнео строят ледовый аэродром, принимающий регулярные рейсы Ан-74, на ней базируются два вертолета Ми-8. На базе устанавливается 12 отапливаемых жилых модулей, 2 кают-компании и несколько технических помещений. За месяц базу «Барнео» посещают около 250 туристов из разных стран. С 2006 года ученые Института океанологии и Арктического и Антарктического института Федерального агентства по Гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды проводят на базе комплексные научные исследования физических характеристик верхних водных масс, толщин и термических характеристик льда, оптических свойств торосов, кроме того, их интересует концентрация, распределение и видовой состав живых организмов льда и верхней водной толщи, озоновый слой атмосферы – Ред.)
– Раньше, когда этот проект существовал, – продолжает Лынник, – самолет прилетал со Шпицбергена. Сейчас, после известных всем событий, выбрана новая точка, уже на территории России. И это – Хатанга, где в нынешнем году мы как раз впервые и опробовали этот путь. Скажу тебе, что строительство аэродрома на Северном полюсе – очень сложная технология, которой, кроме нас, никто в мире не владеет, нет таких специалистов! Вот почему сбрасывание там грузов, строительство аэропорта, доставка десанта, который и строит воздушный порт, – уникальны для всего мира в целом и для России в частности.
И вот я попадаю в эту первую команду в 2013 году, благодаря руководителю Региональной поисково-спасательной базы, располагавшейся в Башкирии, Игорю Михайловичу Черепанову. Он меня и познакомил с Дмитрием Анатольевичем Глаголевым. А тот, по рекомендации Черепанова, взял меня в команду, но не одного, со мной на Северный полюс прыгали также Алексей Жаворонков, Игорь Белов и Игорь Черепанов. В 2013-м мы прыгали вдвоем с Алексеем Жаворонковым, а Белов с Черепановым – в другой год. Больше, насколько я знаю, там из Башкирии никто не побывал…
Ну, это был не высотный прыжок – 2 тысячи 500 метров, хотя и сложный. Поскольку в очень непростых метеоусловиях мы прыгали. Внизу – торосы, ледяные трещины, Северный Ледовитый океан, падать туда ну никак нельзя, и поэтому прыжок считался и был на самом деле сложным, но тем не менее он происходил с малой высоты, и рассчитать его было гораздо проще…
И именно в ту пору у меня появился друг, причем в самом прямом смысле этого слова. Судьба свела меня тогда с Михаилом Борисовичем Корниенко, летчиком-космонавтом Российской Федерации, Героем России, кавалером ордена «За заслуги перед Отечеством» IV степени, совершившим два полета, первый – в качестве бортинженера корабля «Союз ТМА-18» и участника экспедиции МКС-23/24, второй – в качестве бортинженера корабля «Союз ТМА-16М» и участника «годовой» экспедиции МКС-43/44/45/46. На его счету два выхода в открытый космос и мировой рекорд.
Вот я рассказал ему о своем прыжке на Северный полюс, и он буквально загорелся, расспрашивал меня даже о всех мелочах, интересовался подробностями. И вдруг в один прекрасный момент он мне звонит и предлагает прыгнуть из стратосферы, не просто вот так, как я прыгал в 2013-м, а именно с большой высоты. Мотивация у него была очень убедительная: Михаил Борисович узнал о том, что одна из зарубежных, отнюдь не дружественных нашей стране держав решила осуществить подобное. И Корниенко это известие просто подкинуло! Как же так, почему не Россия?! Мы – прилегающая территория! У нас такие традиции по освоению северных широт, и вдруг кто-то где-то там это сделает! А данная часть земного шара, известно, давно привлекает иные государства…
Михаил Борисович – человек одержимый, настоящий патриот своей страны, просто вскипел. И вот он мне звонит и говорит: «Саня, как ты, не против?» Скажу честно – думал я долю секунды и дал согласие: «Да!» Не посоветовался ни с детьми, ни с женой… Да, последнее не есть хорошо, но настолько меня сразу же захватила идея этого проекта!.. Я еще не знал того, что это будет испытательный прыжок, не представлял, какие сложности ждут нас на пути к нему. Об этом я, естественно, даже не догадывался. В общем, получилось так, что по предложению летчика-космонавта Михаила Корниенко проект, скажем так, начал свой ход с 2018 года.
Илюзя КАПКАЕВА.
Фото Булата ГАЙНЕТДИНОВА
и из архива Александра ЛЫННИКА.
Окончание и рассказ про сам прыжок читайте в следующую пятницу.

Дата создание новости 17-05-2024   Комментарии (0)   Просмотров: 71     Номер: 34(13778)     Версия для печати

19 ноября 2024 г. №81(13825)


«    Ноябрь 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930 





ВАКАНСИЯ

Редакция газеты «Вечерняя Уфа» примет на работу корреспондента с опытом работы. Зарплата по результатам собеседования (оклад плюс гонорары). Резюме присылайте на почту ufanight@rambler.ru с пометкой «корреспондент». Обращаться по телефону: 286-14-65.



 
© 2011-2023, Редакция газеты «Вечерняя Уфа»
Использование материалов без письменного согласия владельца сайта запрещено.