Персона
Сыщик высокого ранга
Чтобы стать в профессии генералом, надо начинать рядовым. Именно такой путь проделал наш герой, на себе познав все тонкости работы органов охраны правопорядка.
Преступление и наказание
"Я не хотел убивать, это случайность", - такая была версия задержанного. Получалось, что убитый чуть ли не сам налетел на нож. Паталогоанатом подтверждал, что рана - от длинного ножа или железного прута, который глубоко вошел в тело. Николай Патрикеев, молодой следователь отдела внутренних дел Калининского района, был дежурным в субботу, когда в компании бомжей произошла эта кровавая история. Оперативники, проводившие обыск в квартире, где скончался человек, не нашли никаких улик. Однако милицейский опыт, подкрепленный высшим юридическим образованием, подсказывал Патрикееву, что нельзя основываться в своих выводах только на фактах, лежащих на поверхности...
Женщина проходила по делу как свидетельница. Вроде потрепанная, но если отмыть и приодеть, можно разглядеть, что это еще совсем не старая дама, и вполне вероятно, что ссора разыгралась из-за нее. Патрикеев попросил паталогоанатома определить, что находилось в желудке погибшего, оказалось: и алкоголь, и закуска, то есть весьма вероятно, что скандал случился во время гулянки. Уж эту публику он неплохо изучил. Его дядя Виктор Яковлевич Коркешко в начале своей долгой и славной милицейской службы, будучи участковым инспектором, привлек Николая во внештатные сотрудники, когда тот еще был студентом. Постоянная работа с людьми, помноженная на светлую голову и профессиональные способности, научила внимательно приглядываться к собеседнику (а уж к подозреваемым и свидетелям в особенности). Вот и теперь требовалось разговорить эту особу, узнать, чем занимались, кто находился в комнате. Слово за слово, и следователь выяснил, что в руках у подозреваемого, когда он выходил вместе с пострадавшим из комнаты, был обрез и что возвратился он один. Пришлось специалисту перепроверить более тщательно характер смертельной раны. Действительно, ее длина и глубина "проделаны" выстрелом. Обрез и патроны нашли под матрацем, проведя повторный обыск. Отыскались и вещественные доказательства того, что именно эта компания бомжей регулярно грабила садовые домики. Сорок нераскрытых дел по обворованным садам обрели реальные очертания, а якобы "случайное" убийство было квалифицировано по более жесткой статье.
Генерал-майор МВД Николай Геннадьевич Патрикеев о себе говорит настолько скупо, что, признаться, этот эпизод из начала 80-х годов я из него буквально вырвала. Такой уж человек: умеет умно и добросовестно работать, но абсолютно не обучен "самопиару".
Атаки на криминал
Когда стал внештатным участковым инспектором, в круг обязанностей вошло обслуживание большого участка в центре города, в том числе домов по улице Ленина. В одном из них посчастливилось познакомиться с Мустаем Каримом - к нему обратился с просьбой посмотреть стихи земляка. Тогда много его произведений прочитал и многое благодаря им понял. Позже ближе познакомились. "Второго такого писателя и человека просто нет", - делится воспоминаниями Николай Геннадьевич.
- Интересно, - спрашиваю, - а сейчас много ли знают участковые о своих подопечных жильцах? Кроме, конечно, тех, кто требует надзора. Вы говорите, что вашего дядю на его участке узнавали в лицо. А мы своего участкового и не видели. Стажер, правда, приходил недавно: кто-то выкинул бутылку с балкона, попал женщине в голову, вот и разузнавал, кто бы мог схулиганить. И написал резюме на целую страницу. А иначе, объясняет, скажут, что не работал.
- Длинные отчеты и бесконечные совещания вместо конкретной живой работы - это беда российская, не обошедшая и органы внутренних дел, - ответил Николай Геннадьевич. - И еще важная проблема - подбор и обучение кадров. На юрфаке БГУ работал Лев Львович Каневский, преподававший криминалистику, так он нацеливал толковых студентов на милицейскую службу. В свое время в школах были отряды юных дружинников. Потом такая подготовка с младых ногтей сошла на нет и только года три-четыре назад возобновилась. Но результат-то будет не раньше, чем лет через десять. А пока время упущено...
У него самого с детских лет были мудрые советчики - родители, работящие и глубоко порядочные. Отец - слесарь-наладчик, золотые руки и светлая голова; мама - токарь. Во время войны с фашистами она, 14-летняя, строила тот сахарный завод, на котором потом оба трудились в Кармаскалинском районе, пока не переехали в Уфу. Двое сыновей выросли, впитав как родительские гены, так и семейную атмосферу добросовестности, честности.
В 1976 году Николай Патрикеев блестяще окончил автодорожный техникум. Диплом с отличием давал ему возможность без сдачи экзаменов поступить в Московский автодорожный институт, но он уже прочно утвердился в другом своем предназначении и подал документы на юрфак БГУ. Его выпуск с дипломом юриста пришелся на 1981 год. Двухгодичная следовательская работа в Калининском райотделе внутренних дел имела не менее успешное продолжение: следователь, затем старший следователь, заместитель начальника 3-го отдела Управления БХСС МВД республики, в 1989-м - старший оперуполномоченный по особо важным делам 6-го отдела МВД РБ, в 1991-м - начальник этого отдела. Об одной операции в бытность его в шестом отделе, действовавшем в самый пик криминальных разборок 1989-1993 годов, можно здесь кратко поведать. Рэкетиры "наехали" на предпринимателя, вымогая такую сумму денег, которая перекрывала всю его прибыль от бизнеса. Назначили им встречу на площадке, где обучались начинающие водители, - напротив гостиницы "Арена". Свою машину оперативники поставили в стороне от указанного места, устроили наблюдательный пост в комнате гостиницы, у одной из семей попросили детскую коляску, с которой прогуливался "заботливый папа", укачивая автомат вместо ребенка. Наглые охотники за чужими деньгами прибыли на машине вчетвером и были скручены так быстро, что окружающие, скорее всего, даже не поняли, что произошло.
С чувством долга
В марте 1993 года Николай Геннадьевич становится начальником управления по борьбе с организованной преступностью МВД РБ, а с апреля 1996-го по 2003-й - работает первым заместителем министра. Именно в этот период Патрикеев находился в трехмесячной командировке в Северо-Кавказском регионе в должности заместителя руководителя - начальника криминальной милиции Временной оперативной группировки органов и подразделений МВД России. Сколько в результате четкой организации деятельности криминальной милиции было раскрыто убийств, диверсионно-террористических актов, грабежей и краж, сколько обнаружено схронов с оружием, беоприпасами и взрывчаткой, сколько изъято наркотиков и задержано боевиков, не стоит тут указывать, но цифры, поверьте, убедительные.
Собственно, и ухудшение здоровья, за которым последовало заключение об ограничении годности к военной службе, просто так не происходит. Чувство невероятно высокой ответственности, чувство долга, преданность делу и добросовестность в работе, как правило, оставляют слишком мало времени на заботу о себе. Правильно ли это - вопрос другой, но факт остается фактом.
Николай Геннадьевич Патрикеев неоднократно получал поощрения, в названии которых справедливо учтены его качества профессионала, руководителя и человека: "Заслуженный юрист Республики Башкортостан", кавалер именного оружия, награжден медалями "За доблесть в службе", "За укрепление боевого содружества", "За укрепление уголовно-исполнительной системы", нагрудными знаками "За отличную службу в МВД", "За верность долгу", "За отличие в борьбе с преступностью", "Почетный сотрудник МВД РФ". Да и уволившись по здоровью со службы, от дел не ушел. Успел защитить кандидатскую диссертацию и в течение пяти лет преподавал в Уфимском филиале Московского финансово-экономического института. А сейчас занимается тем же, чем и раньше, являясь советником генерального директора по управлению рисками ТК "Центральный" и прилегающих к нему учреждений и территорий. Не все, что связано с его нынешней работой, подлежит разглашению, но суть ее по-прежнему та, что избрана им на всю жизнь: борьба с криминалом во имя безопасности и спокойствия людей.
Алла ДОКУЧАЕВА.
26-05-2016 (0) Просмотров: 3 844 Номер: 100(12998) Версия для печати