$ - 100.2192
€ - 105.8090

ЧИТАЙТЕ В НОМЕРЕ

Горячая биография огнеборцев столицы

Пронзая столетья, зажигая сердца…

«Ещё книги – будут!»

Девятьсот пятьдесят шагов по улице Уфимской

Душа кочующего театра, или Праздник на нашей улице

Семейная реликвия

“Мы из Игарки”


20 июля 1929 года на берегах Игарской протоки Енисея, в 163 километрах к северу от Полярного круга, на вечной мерзлоте был основан город Игарка.

В июле 1938 года в «Лениздате» вышла книга «Мы из Игарки». По совету Максима Горького она была написана пионерами Севера и отредактирована Самуилом Маршаком. А через год на международной выставке в Нью-Йорке издание произвело фурор.
Казалось бы, что общего может быть между городом у Полярного круга и Башкортостаном? Как оказалось, Игарку знают уфимцы, судьбы дедов и отцов которых перемолол северный ГУЛАГ.
В одной уфимской семье хранится старинный башкирский костюм.
- В нем мама со мной на руках сошла с баржи на берег далекой Игарки, - рассказывает моя собеседница, наотрез отказавшаяся назвать свою фамилию: страх 37-го года еще живет в сердце.
На берегу тогда все ахнули. Голову женщины плотно охватывала сплошь украшенная кораллами и монетами шапочка-шлем с отверстием на макушке. Подвески кашмау (так называется головной убор замужних женщин юга Башкирии) доходили до бровей и закрывали часть лица. Но все равно было видно, что приезжая – настоящая красавица.
- Сначала мы поселились в вольном поселке, - продолжает собеседница. – Отец жил среди ссыльных на острове Агапитово, который называли островом смерти. Рассказывали, что туда осенью на голый берег согнали 483 поселенца. Поскольку строить было не из чего, люди рыли землянки. Ужасно, но 182 человека умерли в первую же зиму!.. Потом на этот остров, отказавшись от вольного поселения и всех своих прав, мама и попросилась, чтобы быть рядом с мужем.
Схожую легенду передают и в нашей семье. Будто бы моя бабушка поехала в неизвестную Игарку за мужем. И произвела на пристани такой же переполох. Только она была одета в роскошный забайкальский наряд. И так же, как та башкирка, отказалась от своих прав на вольное поселение.
Моя мама тоже всячески уходила от разговоров об Игарке:
- Сколько лет прошло… Многое забылось. Там в основном собралась интеллигенция. Большинство пострадали из-за своей образованности: Дардаевы, Переваловы, Почекутовы. У Дардаевых были сосланы родители, потом их расстреляли, дети остались сиротами. У Переваловых помню тетю Нюру. Красивая была женщина, статная. Растила двоих сыновей. Старший, Степан, стихи сочинял. А Ленька Почекутов со мной в одном классе учился. Росточку маленького, вихрастый. Книжки любил читать.
За фамилии Переваловых и Почекутовых я и уцепилась. Стихи Степана Перевалова в книге «Мы из Игарки» были самыми яркими. Мальчишке прочили большое будущее. А сочинение Якова Почекутова отметил Максим Горький.
- Ты помнишь, как тамошние пионеры книгу писали? – пыталась вытянуть я у мамы подробности.
- Я была несмышленой девчонкой. А писали старшеклассники. Да и пионеров в Игарке особо не было. Детям врагов народа вход в красногалстучную организацию был закрыт. А о книге, конечно, знаю. Горький к ней причастен.
Кто именно подал идею создать книжку руками школьников, установить уже невозможно. Исследователь из Челябинска Оксана Булгакова, занимавшаяся творчеством писателя Анатолия Климова, считает, что это его заслуга.
Анатолий Климов – наш земляк. Он родился в поселке Тирлянский, близ Белорецка. Детство его, как и всей тирлянской ребятни, связано с Белой, Тирлянкой, с местами удивительной красоты и не менее прекрасными людьми. В 1935 году юные жители Игарки написали письмо А.М.Климову и рассказали о своем необычном городе, достойном, по их мнению, книги. Писатель дал согласие на сотрудничество. Узнал о замысле ребят из Заполярья и Алексей Максимович Горький. В своем письме в Игарку он не просто одобрил затею – буквально составил план издания.
Практически все школьники взялись за ручки.
«Я жила в середняцко-крестьянской семье, - писала в своих заметках Оля Черноусова (позднее Черноусовы вернулись в Уфу – ред.). – Когда организовывались колхозы, папа в колхоз идти не захотел. Его арестовали и посадили под стражу… Нам сказали: «Собирайтесь на Игарку». Я не представляла, что это за Игарка – то ли зверь, или что другое… Нас выгрузили в сараи, где раньше делали кирпич. Дождь пойдет, у нас в сарае тоже дождь. К осени построили 4 барака. В том, где мы жили, было 775 человек».
«В бараках было много народа, но это еще нчего, - рассказывала свою историю для книги Даша Дюбина. – Другие жили в сараях, на чердаках. Холодно было. От недостатка витаминов разразилась цинга. Сначала заболела мама, потом я. У меня не гнулись ноги, болели десны. Я пошла в больницу. Мне дали сырых картошек и зеленого гороха. Я начала немного поправляться».
Удивительно, что книга, написанная школьниками из заполярного города-ссылки, вышла в свет в те годы. Правда, будто опомнившись, ее изъяли из всех библиотек, а группу редакторов «Лениздата» арестовали и расстреляли. Но это уже другая история.
В нашем семейном альбоме хранятся снимки, сделанные в далекой Игарке, там, где прошло «безоблачное» детство моей мамы. Думаю, в Уфе найдется не одна семья, которая не понаслышке знает об этом городе на вечной мерзлоте.

Галина ГРИГОРЕНКО.

Дата создание новости 31-07-2018   Комментарии (0)   Просмотров: 1 214     Номер: 61(13241)     Версия для печати

19 ноября 2024 г. №81(13825)


«    Ноябрь 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930 





ВАКАНСИЯ

Редакция газеты «Вечерняя Уфа» примет на работу корреспондента с опытом работы. Зарплата по результатам собеседования (оклад плюс гонорары). Резюме присылайте на почту ufanight@rambler.ru с пометкой «корреспондент». Обращаться по телефону: 286-14-65.



 
© 2011-2023, Редакция газеты «Вечерняя Уфа»
Использование материалов без письменного согласия владельца сайта запрещено.