Облик города
Столичный свет
Не одно издание выдержал дореволюционный учебник арифметики, в котором приводилась задачка: "Фонарщик зажигает фонари на городской улице, перебегая от одной панели к другой. Длина улицы - верста триста сажен, ширина - двадцать сажен, расстояние между соседними фонарями - сорок сажен, скорость фонарщика - двадцать сажен в минуту. За сколько времени он выполнит свою работу?" (Ответ: 64 фонаря на этой улице фонарщик зажжет за 88 минут).
Первые городские фонари в Уфе, установленные 180 лет назад, в 1837 году, на Центральной улице, были в диковинку. Сначала на весь город их насчитывалось всего 50, к 1852-му было уже более четырехсот. Правда, были они масляными, светили тускло, иногда вообще не горели, да и гасить их старались пораньше. Горожане нередко шутили, что фонарщики экономят себе масло на кашу. Профессия фонарщика считалась опасной, но в то же время "непыльной" - ходи себе по улице с длинным шестом: для розжига пакля на конце, а коль гасить время подходит, надевали специальный наконечник. Рабочую форму, правда, непременно украшали масляные пятна.
Ходить по ночным улицам было небезопасно. Вот как описывает ночной город неизвестный автор тех лет в журнале "Нива":
"На небе взошла луна, но набежавшая тучка закрыла ночное светило. Улица погрузилась во мрак, лишь робкий свет лился откуда-то сверху. То тлел уличный фонарь. Располагался он на столбах из трех бревен. Два из них вкапывались засмоленными концами в землю, а между ними стальной проволокой крепилось центральное бревно, на котором и висел фонарь - многогранник, увенчанный металлической крышкой.
Ветер разыгрался не на шутку, и скрип металлической крышки был слышен далеко вокруг. То ли этот скрип, то ли бледный луч, освещающий деревянный тротуар, притягивал запоздавших прохожих, которые проходили под этим "сооружением" в опасной близости. "Далее, ради Бога, далее от фонаря! И скорее, сколько можно скорее проходите мимо. Это счастье, что еще отделаетесь тем, что он зальет щегольский сюртук ваш вонючим маслом", - предупреждает зазевавшегося прохожего бывалый горожанин".
В феврале 1898 года начала давать ток первая в городе электрическая станция, на улицах зажглись электрические дуговые фонари. Станция была построена по договору с представителем петербургской фирмы "Дюфлон и Константинович" и парижской компании "Соот, Гарлей и К" горным инженером Николаем Владимировичем Коншиным. Ее мощность составила 560 киловатт. Котлы работали на дровяном топливе. Электросети, если можно так назвать провода разного сечения, невесть откуда собранные, тянулись от станции к казенным и общественным учреждениям да к богатым домам. На весь город было всего 50 дуговых фонарей, и все они установлены в центре. Окраины оставались по-прежнему неблагоустроенными и погруженными во мрак. Сегодня трудно представить, но участки нынешних улиц Ленина и Карла Маркса, ведущие к вокзалу, считались глубинкой. На взгорке лепились домики да сараи, грязь по колено. Именно по такой дороге вечером и проехал царь Николай II от железнодорожного вокзала в губернский город. И хотя к визиту царя готовились, о фонарях не подумали. Ночь была непроглядная. Нигде ни одного фонаря, даже масляного, так как по думскому календарю в те ночи, когда должна светить луна, уличного освещения не полагалось, а та ночь считалась лунной. Что уж сказал по этому поводу монарх, неведомо, да и правителя всея Руси вскоре не стало.
Грянула революция. В мясорубке досталось и фонарям, они были перебиты активными "революционерами".
Галина ГРИГОРЕНКО.
27-03-2017 (0) Просмотров: 1 137 Номер: 24(13100) Версия для печати