Инновации в генетике, нанотитан, стартер-генератор…

Согласно указу Президента РФ «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период
до 2024 года» с 2019-го в стране действует несколько национальных проектов, в том числе «Наука и Университеты». Государство планирует войти в первую пятерку стран, ведущих разработки в приоритетных областях.

Среди инициатив проекта: достижение значимых результатов по приоритетам Стратегии научно-технологического развития России, повышение привлекательности отечественной науки и образования. Добиться этих целей намечено созданием мировых и региональных тематических центров, а также путем формирования системы трансфера технологий передовых научных институтов и вузов.
Самый молодой в стране - крупнейший в Башкортостане - Уфимский университет науки и технологий подвел итоги календарного года. Его специалисты оценили свой вклад в развитие технологического суверенитета России и повышение известности Башкортостана в научном мире.
Столичные исследователи работают над решением задачи сохранения здоровья людей в рамках лаборатории популяционной и медицинской генетики. Как сообщили в УУНиТ, среди направлений их деятельности - молекулярно-генетическое изучение онкологических заболеваний, выявление и анализ генов предрасположенности к ним. Прогнозирование и ранняя диагностика болезни помогут быстро восстановить здоровье и предотвратить тяжелые последствия.
Как ранее рассказали в Министерстве науки и высшего образования РФ, молодые ученые лаборатории популяционной и медицинской генетики Уфимского университета науки и технологий представили главе ведомства Валерию Фалькову инновационные разработки в области генетики. В ходе визита в регион он ознакомился с экспериментами, связанными с обработкой биоматериалов и онкозаболеваниями.
Лаборатория сформирована в 2021 году при поддержке научно-образовательного центра (НОЦ) мирового уровня Республики Башкортостан. Необходимые для исследований оборудование и оргтехника закуплены в России и других странах в рамках госпрограммы «Приоритет-2030» и по программе создания молодежных лабораторий. Это специальные приборы для генетических исследований - амплификаторы Real-Time, камеры для электрофореза, ПЦР-боксы, а также отечественные холодильники для хранения материала и компьютеры.
Ныне там проводятся фундаментальные исследования в сфере изучения современной и древней ДНК популяций Северной Евразии. Продолжаются молекулярно-генетические исследования в онкологии, а именно анализ генов предрасположенности популяции к ним. Результаты ученых способствуют выявлению способов прогнозирования возникновения злокачественных опухолей, их ранней диагностики и понимания течения заболеваний. Кстати, отметим, что сотрудники лаборатории - выпускники Башкирского государственного университета.

Специалистами выявлены популяционные различия в распространении мутаций, связанных с наследственными формами рака молочной железы и яичников, а также в распределении аллелей и генотипов вариантов генов цитохрома P450 в популяциях Северной Евразии. Полученные результаты имеют большое значение для развития общественного здравоохранения исследуемого региона.
Создание молодежных лабораторий нацелено на комплексное развитие научных исследований и разработок в области передовых технологий, совершенствование системы трансфера технологий и обеспечение быстрого перехода результатов экспериментов к практическому применению. Уточним, что сейчас в России открыто свыше 500 таких лабораторий, в их состав входят молодые исследователи в возрасте до 39 лет.
Ученые университета также ведут эксперименты в сфере профилактики и лечения генетического заболевания, сопровождающегося повышенной хрупкостью костей и получившего название «остеогенез». Людей, страдающих им, называют хрустальными. По данным статистики, один случай приходится на 10-20 тысяч новорожденных.
Как уточнили в пресс-центре вуза, ученые Центра молекулярной медицины определили гены, вариации которых приводят к возникновению болезни. Итоги исследования можно назвать прорывными. Они помогают разработать алгоритм ДНК-диагностики с учетом популяционных особенностей народов Башкирии. А это, в свою очередь, позволит в перспективе проводить медико-генетическое консультирование и пренатальную диагностику семей, столкнувшихся с данной проблемой, для предотвращения рождения детей с такой болезнью.
Среди других актуальных разработок университета - уникальные зубные протезы из нанотитана. Они созданы учеными Института физики перспективных материалов УУНиТ. Новые изделия легкие, прочные и хорошо приживаются в организме, не оказывая на него воздействия. Ставить такие протезы можно любому человеку, обтачивать соседние зубы не требуется. Нанотитан уфимских ученых покупают и за рубежом. В ближайшем будущем изготавливать из него протезы отечественные производители смогут для внутреннего рынка и на экспорт.
- Ученые нашего университета предложили еще один способ сохранения и укрепления здоровья сограждан. В этом им помогут полезные БАДы, разработанные в рамках стратегического проекта «Здоровое долголетие» федеральной программы «Приоритет 2030». Например, кисель, обогащенный витаминами, экстрактом лекарственных растений и яблочным пектином, защитит работников вредных производств, а напиток с шиповником, боярышником и целебными травами повысит выносливость спортсменов, позволит легче адаптироваться к нагрузкам. В ближайшее время рецепты запатентуют, - сообщили в вузе.
Напомним также, что в числе достижений передовой инженерной школы «Моторы будущего» Уфимского университета - полный цикл создания электрических машин, стартер-генератора для авиационного двигателя тягой до 35 тонн и генератора для первого российского самолета с гибридной силовой установкой. Успехи школы получили высокую оценку главы Минобрнауки РФ Валерия Фалькова.
Школа открылась в 2022 году на базе кафедры электромеханики в рамках федерального проекта «Передовые инженерные школы». В ней готовят кадры для авиационной промышленности, которые уже сейчас заняты в решении производственных задач. В планах – выпускать до 200 высококвалифицированных специалистов ежегодно.
Юноши и девушки проходят здесь подготовку по специально разработанным программам магистратуры и специалитета. Среди них: электродвижение, системный инжиниринг силовых авиационных установок, программное обеспечение для беспилотных летательных аппаратов, электроника и экономика.
В структуре ПИШ «Моторы будущего» УУНиТ действуют студенческие конструкторские бюро: «КАМАЗ-УГАТУ», «УППО-УГАТУ», «ВЕГА-ГАЗ-
УГАТУ», «Гражданские авиационные моторы», «СЭГЗ-
УГАТУ». В числе крупных индустриальных партнеров школы – Объединенная двигателестроительная корпорация, ПАО «КАМАЗ», Центральный институт авиационного моторостроения имени П.И.Баранова…
В Уфимском университете организована лаборатория по электромагнитной совместимости и криоэлектрическим машинам. В 2022-м на базе Школы открыты научно-производственные пространства для разработки и изготовления новых электрических машин, сервоприводов и систем управления для них. Добавим, что ученые передовой инженерной школы «Моторы будущего» – исполнители государственного оборонного заказа по авиационной и ракетной технике. Уточним, что федеральная программа «Передовые инженерные школы» является одной из 42 инициатив Правительства РФ.
А вот в лаборатории «Дизайн функциональных материалов» УУНиТ создано устройство, способствующее развитию энергосберегающих технологий металлообработки. Студентка Института авиационных технологий и материалов Олеся Петрова разработала компактную конструкцию, к верхней части которой прикрепляется медная проволока, а к другому концу - груз определенной массы, вызывающий деформацию металла. Затем на проволоку подается ток высокой плотности и измеряется удлинение и время ее растяжения. Так устанавливается влияние тока высокой частоты на скорость ползучести металла.
- Используемый на установке метод снижает сопротивление металла деформированию на 25-30 процентов и увеличивает его пластичность во время обработки до 30 процентов по сравнению с используемыми ныне технологиями. На основе применяемого метода можно создать металлообрабатывающие станки, используемые при волочении, прокатке, вытяжке, штамповке, твердофазном спекании и сварке металлов, что позволит усовершенствовать технологии их обработки, - уточнили в университете.
Научные интересы исследователей УУНиТ охватывают самые разные сферы. В сотрудничестве с учеными Российской академии наук они разработали виртуальную модель для наблюдения и изучения полярных сияний и прогнозирования иных экстремальных геофизических событий в высокоширотных регионах Земли.
Как известно, полярное сияние – не только необыкновенно красивое природное явление. Оно может нарушать работу технических систем, вызывать сбои в навигации, помехи коротковолновой радиосвязи. Система собирает данные со спутников и рассчитывает излучение энергии в Северном и Южном полушариях, по которым определяет вероятность появления полярных сияний и их интенсивность в режиме реального времени, Отметим, что искомые данные обновляются каждые 5 минут. Оригинальный проект превосходит зарубежные разработки.
- Аспирант Уфимского университета Владислав Иванов предложил решение, повышающее энергоэффективность интернета вещей, который является одной из основ цифровой трансформации промышленности. Предложенный им алгоритм при одновременной передаче нескольких однотипных сигналов определяет общее и отклонения, характеризующие каждый из сигналов. Это обеспечивает высокое сжатие информации при допустимых для систем сбора данных задержках и большую энергоэффективность, время автономной работы узлов беспроводных сетей интернета вещей, - пояснили «Вечерке».
- Модернизация нашими учеными процессов, связанных с такой актуальной концепцией, как IoT, вносит вклад в будущее науки, развитие нашего региона и страны, – прокомментировал ректор Уфимского университета науки и технологий Вадим Захаров.
Заметим также, что Уфимский университет занимает 100 процентов доли рынка проектирования геопарков региона и 32 процента – проектирования и сопровождения особо охраняемых природных территорий в регионе.
Гузель ЮСУПОВА.
Фото из открытых источников.

Дата создание новости 16-01-2024   Комментарии (0)   Просмотров: 12     Номер: 3(13747)     Версия для печати