Научный интерес
Физкультурные истины от Анны Лариной
Как сделать тренировки на уроках физкультуры и в спортзале более эффективными? Можно ли благодаря спорту добиться успехов в учебе, на работе? На эти и многие другие вопросы уфимская школьница Анна Ларина попыталась ответить в своей научно-исследовательской работе "Влияние регулярных занятий спортом на скорость реакции, работоспособность и интеллектуальную лабильность".
Казалось бы, все и так знают, что спорт положительно влияет на здоровье, настроение, позволяет добиваться успехов не только в спортзале, но и за его пределами. Но Анна не собиралась на слово верить общеизвестным истинам, а решила испытать их на прочность на практике. Ее научным руководителем стала педагог дополнительного образования высшей категории Валентина Степаненко из Детского эколого-биологического центра Демского района.
- Первым делом мы провели небольшое анкетирование учащихся четвертого и девятого классов, в ходе которого разделили ребят на группы: "мальчики", "девочки", "спортивные", "не занимающиеся спортом", - рассказывает о своей работе девятиклассница. - После этого школьникам предложили пройти тест на скорость реакции, теппинг-тест Ильина для определения уровня работоспособности, а также мы использовали методику "Интеллектуальная лабильность", проверяющую способность к обучению и общую внимательность.
Работа заняла около трех месяцев. В результате Анна пришла к выводу, что занятия спортом положительно влияют на работоспособность и скорость реакции. Однако, все, что касается способности к обучению и общей внимательности, спортивный образ жизни "воспитывает" только у младшего звена.
- Я надеюсь, моя работа поможет оптимизировать учебно-тренировочный процесс, использовать в спорте дифференцированный подход, - с улыбкой говорит девушка. - К примеру, сумоист по физиологическим показателям не может заниматься художественной гимнастикой. Учет психофизиологических особенностей позволит тренеру более грамотно осуществлять спортивный отбор и адекватно оценивать соответствие спортсмена тому или иному виду спорта.
Девятиклассница представляла свой проект на XI Балтийском научно-инженерном конкурсе в Санкт-Петербурге, в котором принимали участие более трехсот человек из России, Казахстана, Украины и Беларуси. Школьники не боялись браться за любые, даже сложные темы - к примеру, проектирование и создание летательного аппарата или системы удаленного управления умным домом с использованием облачных технологий. Уфимка удостоилась диплома лауреата конкурса и специальной премии молодежного жюри, а также познакомилась со школьниками из разных городов, светлыми головами российских школ.
- В Санкт-Петербурге я была во второй раз и обязательно хочу вернуться в этот город, только уже в качестве студентки одного из питерских вузов. В будущем планирую продолжить обучение в сфере здравоохранения, мечтаю стать нейрохирургом, невропатологом, а возможно и вирусологом, пока не определилась, - рассказала Анна. - А сейчас же увлекаюсь биологией, медициной, психологией и даже пулевой стрельбой.
Ирина НУРИМАНШИНА.
Фото из архива героини.
Фото из архива героини.
24-02-2015 (0) Просмотров: 1 222 Номер: 35(12683) Версия для печати