Необыкновенный матч
Японские футболисты выступали на “Строителе” и как послы мира
Этот необычный товарищеский футбольный матч состоялся на уфимском стадионе “Строитель” 20 июля 1965 года. Встречались две сборные - РСФСР и олимпийская из Японии. Такие матчи специально проводили в российской глубинке, чтобы пропагандировать футбол за пределами Москвы.
Гости прилетели за два дня до матча на самолете АН-10, общественность республики тепло и сердечно встречала их на новом аэродроме, построенном за городом. Футболисты смогли потренироваться в Уфе, опробовать местный травяной газон, который в то время был идеальным. Сейчас таких специалистов по уходу за полями уже нет... Кстати, семена для газона завозили из Польши.
Японцев сопровождал опытный спортивный функционер, заместитель председателя Федерации футбола РСФСР, мастер спорта СССР В. Осипов. Видимо, он же и формировал нашу команду. По существу это был третий приезд спортсменов из Страны восходящего солнца в Советский Союз. До выступления в Уфе они в разные годы играли в Ярославле, Свердловске, Хабаровске, на Украине.
...Мне посчастливилось: 50 лет назад я побывал на матче РСФСР - Япония. Мы с ребятами с нашего двора заранее расположились у центрального входа на главную (южную) трибуну, где с трепетом ждали прибытия японцев. Интересно было посмотреть на них с близкого расстояния. Все одеты с иголочки - в шикарные черные костюмы и модные белые нейлоновые рубашки. Даже сумки у них были одинаковые: по-английски на каждой было написано одно слово - “Япония”. Молодые иностранцы вежливо кивали головой в ответ на приветственные возгласы проявлявших радушие болельщиков. Большинство из нас обалдело смотрело на иностранцев, поскольку многим раньше не приходилось видеть их, что называется, вживую, тем более с такого близкого расстояния. Народ бурными аплодисментами встречал долгожданных гостей на большой спортивной арене спорткомбината “Строитель”, осыпал их цветами. В общем, получился замечательный спортивный праздник.
Собственно, в наш город и раньше по профсоюзной линии приезжали футбольные клубы, но из Восточной Европы: “Мотор” (Йена, Германская Демократическая Республика), ЧСМ (Бая-Маре, Румыния) и “Олимпия” (Познань, Польша). Однако сборная команда, да еще из капиталистической страны, столицу Башкирии посетила впервые. Интерес к встрече был повышенным еще и по той причине, что годом раньше, в октябре 1964-го, гости Уфы были участниками ХVIII летних Олимпийских игр, состоявшихся в Токио. По правилам тех времен на Олимпиадах могли выступать только футболисты-любители, то есть спортсмены, не задействованные в отборочных играх чемпионата мира. Выходит, действительно, к нам приезжали истинные олимпийцы. Правда, уровень их игры тогда соответствовал планке клубов второго эшелона советского футбола. Забегая вперед, отмечу, что японцы в конце этого четырехлетнего цикла стали бронзовыми призерами Олимпиады-1968, а значит, не зря они приезжали поучиться у советских футболистов.
...Стадион “Строитель”, как сейчас помню, был заполнен до отказа, а ведь его чаша вмещала тогда двадцать тысяч человек. Таких крупных спортсооружений в Уфе и даже во всей республике больше нет и вряд ли они будут. В основном “Труд” и “Строитель” очень удачно приспособили под мотогонки на ледяной и гаревой дорожках с участием зарубежных спортсменов. В середине 60-х интерес ко всему иностранному был вообще огромен, поскольку только после смерти Иосифа Сталина наша страна впервые, образно говоря, распахнула свои двери... По большому счету СССР лишь при новом главе государства Никите Хрущеве стал налаживать официальные международные связи со всеми странами. Даже с теми, с кем пришлось воевать во время Второй мировой, мы искали контакты, учились жить с ними в дружбе и согласии. Не зря же на матче РСФСР - Япония звучали слова: “Мир! Дружба! Друзья!”. А спорт - это как посол мира. Именно со спортивных связей начинали улучшаться дипломатические отношения между странами капитализма и социализма.
За сборную РСФСР против японцев играли футболисты из второй подгруппы класса “А” и класса “Б”. Это второй и третий эшелоны отечественного футбола. Игроков более высокого класса нельзя было приглашать, чтобы не обидеть гостей. Этикет при проведении товарищеских матчей соблюдался безукоризненно.
Итак, форму сборной Российской Федерации надели вратарь, он же капитан команды Вячеслав Егоров (рязанский “Спартак”), защитники Шершнев, Романов (оба - серпуховская “Звезда”), Глазков (магнитогорский “Металлург”), полузащитники Богданов (саратовский “Сокол”), Валерий Стаферов (свердловский “Уралмаш”), Анатолий Миронов (воронежский “Труд”), нападающие Юрий Теленков (магнитогорский “Металлург”), Борис Колоколов (владивостокский “Луч”), Таничев (серпуховская “Звезда”), Владимир Янкин (кировское “Динамо”)... Замечу, в этой встрече принимали участие и двое ведущих игроков уфимского “Строителя” - центральный защитник Юрий Ефимов и полузащитник Леонид Пермяков. Запасным вратарем взяли Гордея, он тоже из Уфы. У нас тогда была сильная команда, так что за Россию в те поры смело мог сыграть даже “Строитель” треста “Башнефтезаводстрой”. Но не могли же мы против сборной Японии выставить клубную команду! Как-то несолидно...
В тот период в советском спорте в обязательном порядке было принято задействовать в товарищеских встречах несколько местных футболистов - дабы привлечь на стадион больше болельщиков, тем самым окупив немалые расходы по приему гостей. Уфимская публика беззаветно любила своих кумиров. Ефимова за глаза называли “бригадиром” - за то, что носил капитанскую повязку, умело руководил действиями партнеров на поле, отлично играл в обороне и нередко просто пушечным ударом забивал голы. В этом нет ничего удивительного, ведь он начинал играть в футбол форвардом.
Пермяков был очень техничным игроком, обладал хорошим дриблингом, ударом, необычной обводкой, которую начинал с резких обманных движений из стороны в сторону, за что поклонники “Строителя” любя прозвали его “балериной”. Именно с передачи Пермякова за 2 минуты до финального свистка Янкин головой забил гол, который оказался победным. Между прочим, Янкин стал одним из героев того матча. Добавлю: на 69-й минуте он заработал штрафной. Мяч в “девятку” заколотил Теленков. Через 10 минут Рюити Сугияма красиво обвел двух россиян и где-то метров с двадцати забил ответный мяч (1:1). Это был тот самый Сугияма, который на токийской Олимпиаде-1964 забил голы сборным Аргентины и Ганы.
Наш футбол тогда исповедовал модную систему расположения игроков 1-4-2-4. Мне и другим зрителям очень понравились полузащитник Валерий Стаферов, который затем перейдет в московское “Торпедо”, а еще долговязый, светловолосый, техничный нападающий сборной РСФСР. Его фамилию я записал себе в блокнот. Это был ни кто иной, как 18-летний игрок орловского “Спартака” Юрий Семин. Он вышел на игру только на замену во втором тайме. Поэтому можно смело считать, что блестящая футбольная карьера Юрия Павловича началась 50 лет назад на наших глазах. Летом того же 1965 года Семин принимал участие в московском турнире сборных молодых дарований всех республик СССР. В составе сборной РСФСР он получил приз лучшего нападающего и несколько приглашений в клубы высшей лиги, в том числе в московское и киевское “Динамо”, в юношескую сборную СССР. Но боссы самого популярного профсоюзного клуба страны Николай Старостин и Никита Симонян, пока их конкуренты еще не успели опомниться, быстро перевели Юрия по линии Всесоюзного добровольного спортивного общества “Спартак” из Орла в Первопрестольную.
Второй свой визит в Башкирию Семин совершил 5 лет назад. Правда, на этот раз посетил не Уфу, а Учалы, где его московский “Локомотив” 14 июля 2010 года провел матч 1/16 финала Кубка России с местным “Горняком”, выступавшим всего лишь во втором дивизионе. Однако... В той встрече сенсационно победили именно футболисты Башкортостана со счетом 1:0. Состав железнодорожников в памятном матче на учалинском поле был далеко не хилым: Гильерме, Смольников, Кузьмин, Баша, Бурлак, Оздоев (Минченков, 71), Дуймович, Вагнер, Гатагов (Глушаков, 48), Хамину, Сычев. Но не приехавшие тогда в Башкирию Алиев, Родольфо, Асатиани, Торбинский и Майкон были намного сильнее тех, кто нелепо проиграл кубковый матч.
В нынешнем чемпионате России главному тренеру саранской “Мордовии”, заслуженному тренеру России и Таджикской ССР Юрию Семину, похоже, не удастся побывать в столице Республики Башкортостан, так как “Уфа” вынуждена проводить свои весенние домашние матчи на нейтральном поле. Считаю своим долгом напомнить, что матч “Уфа”- “Мордовия” состоится 4 мая в Перми. Впрочем, не будем унывать. Юрий Павлович еще может отметить 50-летие своего первого посещения Уфы в 2015 году - в начале следующего чемпионата России. Правда, календарь предстоящих игр пока не сверстан...
Рашит АЮПОВ.
НА СНИМКЕ: заслуженный тренер России и один из кумиров болельщиков страны Юрий Семин.
НА СНИМКЕ: заслуженный тренер России и один из кумиров болельщиков страны Юрий Семин.
9-04-2015 (0) Просмотров: 1 176 Номер: 67(12715) Версия для печати