Бронзовый кабан моего детства
У современных детей много различных устройств для саморазвития. Это телевизоры и домашние кинотеатры, разнообразные гаджеты. Смотри - не хочу. В годы нашего детства основным познавательным средством были диафильмы, которые, едва научившись читать, мы просматривали в фильмоскопе, жадно глядя в окуляр и вращая похожую на винт ручку.
Диафильмы - цветные и черно-белые, с подкадровым текстом, свернутые и упакованные в пластмассовые цилиндрики с крышечками, знакомили нас с другими странами и народами, их историей, сказками. Мне запомнился диафильм "Девочка из города", где в кадре на фоне разрушенного дома лежала погибшая женщина. Ее осиротевшую дочь приютили добрые люди и увезли к себе в деревню. Такой вошла война в наше детское сознание.
Другим диафильмом, оставшимся в памяти на всю жизнь, был "Бронзовый кабан" по сказке-были Ганса Христиана Андерсена. Фонтан "Бронзовый кабан" представлял скульптуру животного небольшого размера со страшной мордой, совсем не похожего на мирных гладких поросят. То был дикий зверь - вепрь, на которого охотились смельчаки. Но в этой сказке кабан был другом маленького мальчика, делившегося с ним своими бедами, поэтому мы прощали ему грозную внешность. Перед глазами до сих пор - кадр из фильма… Мальчик в берете с белым пером удобно устроился на спине грозного зверя. Позже у меня возникали крамольные мысли: "А вдруг это Рафаэль в детстве?" Но жизнь Рафаэля Санти не была похожа на судьбу маленького мальчика.
"Всякий приезжий без труда отыщет во Флоренции это место: достаточно спросить про бронзового кабана у любого нищего, и тот укажет дорогу", - писал Ганс Христиан Андерсен в своей сказке "Бронзовый кабан" и был совершенно прав.
Андерсен рассказал о трагической судьбе мальчика из бедной семьи: мать отправляла его на улицу просить милостыню. Когда он приходил ни с чем, она его жестоко наказывала. Только с кабаном он мог делиться своей бедой. Устроившись на спине животного и обхватив его шею руками, мальчик засыпал, а тот нес его по городу, забегал в музей с прекрасными картинами и скульптурами. А утром они расставались, и мальчик отправлялся домой к жестокосердной матери.
Как-то семья перчаточников сжалилась и пригласила малыша к себе, надеясь, что его тонкие пальчики смогут мастерить изысканные перчатки. И это у него получалось плохо. Как-то в мастерскую зашел художник забрать заказ и попросил мальчика помочь ему отнести краски домой. Впервые паренек увидел настоящую живопись и решил попробовать рисовать сам. У него начало получаться, художник обучал его и вскоре добился хороших результатов. Мальчик стал художником, но жизнь его была недолгой.
...Когда мое детство осталось далеко позади, появилась возможность увидеть мир. И наступил тот день, когда на узкой улочке Флорентийского рынка среди развешанного ширпотреба неожиданно передо мной предстал Он, бронзовый кабан моего детства! Это был тот же фонтан, проходя мимо которого, каж-дый гладил вытянутую морду зверя, и она со временем давно стала золотистой. Чистая питьевая вода, льющаяся из пасти вепря, позволяла торговцам и покупателям утолять жажду, превращая его в символ здоровья. А еще можно было положить в пасть зверя монеты и загадать желание. Если они выпадут и провалятся в щели основания, загаданное сбудется. А нет - так нет. Всезнающий интернет рассказал, что зовут его Porcellino - Пятачок.
Появление вепря во Флоренции датируется 1560 годом, когда папа римский Пий IV подарил мраморную скульптуру герцогу Тосканскому. Сейчас она хранится в галерее Уффици.
А первого бронзового кабана по мраморному образцу отлил в 1612 году скульптор Пьетро Такка для декора палаццо Питти - семейного дворца Медичи. В 1620 году он сотворил бронзового вепря для фонтана городского рынка. Восьмиугольное основание, на котором стоит зверь, украшено изображениями представителей растительного и животного мира, встречающихся в лесах и на болотах, в местах обитания диких кабанов.
В 2004 году была установлена копия знаменитой скульптуры. Это потребовалось для того, чтобы предотвратить попытки "выпотрошить" брюхо, полное монет.
Любой, кто бывал во Флоренции, вепря, украшающего фонтан лоджии Нового рынка, обязательно видел. Сегодня его можно "обнаружить" в фильмах о Гарри Поттере.
Скульптуры кабана (не все являются копией флорентийского) можно встретить в Мюнхене, Сиднее, Малаге, Брюсселе. А в центре Воронежа вепрь стоит рядом с авторской гостиницей "Бронзовый кабан".
Элиза ТИРЕ.
12-02-2021 (0) Просмотров: 730 Номер: 10(13480) Версия для печати