Где ты, дворник в белом фартуке?
Эволюция профессии (или должности?) российского дворника достаточно долгая. До революции - это человек, совмещавший в себе обязанности сторожа, уборщика определенной территории и помощника полицейского.
Примерно до середины XX века дворник обслуживал конкретные дворы, следил за порядком, знал жителей «своих» домов в лицо и пофамильно. Но главной его задачей было: закончить уборку к восьми утра.
Я помню, как в 60-70-е годы еще задолго до рассвета под нашими окнами уже шуршала метла или скребла лопата тети Вали, а в 80-е беспокойного и старательного дяди Рима. Жильцы нередко сердились на то, что звук скрежещущей по асфальту лопаты будил детей, и делали замечания дворнику. Зато к началу рабочего дня снег у подъездов был вычищен, дорожки посыпаны песком, и народ бодро спешил к остановке общественного транспорта, не опасаясь гололеда.
Современная оптимизация внесла свои коррективы и в работу дворников. Нет теперь закрепленных за территорией уборщиков. Периодически то в одном, то в другом микрорайоне высаживается энергичный десант с хозяйственным инвентарем и в авральном режиме наводит порядок. В один день повезло жителям начала улицы пробежаться от дома до остановки автобуса по обработанной специальным реагентом или песочком дорожке, на другой день счастливчиками оказались уфимцы конца этой же улицы.
Самые непредсказуемые участки дорог-тротуаров – это территории возле магазинов. За три-пять метров до торговых точек цивилизованная очищенная от наледи пешеходная дорожка заканчивается и начинаются ледяные горки, укатанные автомобилями. Когда я полюбопытствовала в крупном торговом комплексе, почему никто не посыпает песком хотя бы возле крыльца, мне вежливо ответили: «А вы будьте внимательны! Везде таблички висят: осторожно, скользко!»
С тех пор, как на площади возле Государственного академического русского драматического театра РБ начали устанавливать елку, часть тротуара по проспекту Октября, вычищенного до блеска, превратилась в каток. Пожилые люди вынуждены передвигаться по краю автомобильной дороги, где снег слегка оттаивает.
Традиционно скользкие и редко обрабатываемые против гололеда места – это подходы к Торговому комплексу «Центральный». Но если улицы южной части Уфы и проспект Октября регулярно вычищаются (вывозят снег и посыпают реактивами), то в северной части города дела обстоят хуже. Например, 11 декабря мне довелось посетить предновогоднюю ярмарку возле Дворца имени Серго Орджоникидзе. Проходя мимо УГНТУ, я наблюдала, как люди, буквально цепляясь друг за друга, преодолевали скользкие отрезки. В сквере, где и располагались лотки с товаром, лед был уже совершенно укатанный, и никакого признака песка или хотя бы соли на дорожках. А ведь среди покупателей в основном женщины с детьми и пожилые граждане.
Я понимаю, мы уже никогда не увидим на современных улицах дворника в белом фартуке со специальным жетоном на груди, отвечающего за порядок на вверенной ему территории. Однако начинать рабочий день нынешние уборщики улиц должны как минимум в шесть утра, чтобы идущие на работу жители столицы не боялись сломать руки-ноги на гололеде. А места массового скопления людей (торговые комплексы, ярмарки, магазины, игровые площадки) должны ежедневно поддерживаться должным образом и быть безопасными.
Галина ФАДЕЕВА.
24-12-2021 (0) Просмотров: 526 Номер: 90(13560) Версия для печати