Пчёлы в России
Здравствуйте, уважаемые сотрудники газеты «Вечерняя Уфа»! Для Вас наверняка это письмо будет необычным и уж, конечно, неожиданным.
При работе с оцифрованным архивом газет в библиотеке Дортмунда мы увидели эту заметку – Bienen in Russland (Пчелы в России). Статья была опубликована в субботнем выпуске газеты Dortmunder Wochenblat (Еженедельник Дортмунда) в №24 от 14 июня 1834 года. Как ни странно, но корреспондент (автор материала) не указан. В приложении оригинал текста в старо-немецком варианте и перевод на русский язык. С уважением и самыми добрыми пожеланиями,
Татьяна ФРИЗЕН.
AFZ ETHNOS e.V.
Dortmund.
AFZ ETHNOS e.V.
Dortmund.
Некоторые народности, проживающие в России, занимаются преимущественно пчеловодством. Есть среди башкир люди, которые кроме своих пасек владеют в лесах сотнями и даже тысячами ульев диких пчел и ежегодно получают с них от 40 до 100 пудов меда.
Ульи устраиваются на крупных здоровых деревьях выдалбливанием ствола на высоте примерно 15 локтей (около 7 м); отверстие закрывается дощечкой, в которой оставляются маленькие летки для пчел. Большими врагами их работы являются медведи, которые порой варварски разоряют эти ульи. Чтобы остановить зверя, мужик-пчеловод вынужден придерживаться особой тактики.
В те части дерева, где обустроились пчелы, втыкаются ножи, чтобы при каждом движении зверь смертельно ранился. Однако некоторые из медведей оказываются достаточно сообразительными, чтобы эти препятствия устранить, и просто выдергивают эти ножи из ствола.
Иногда перед входом в ульи подвешивается деревянная болванка, которая при каждой попытке медведя поднять ее падает ему на голову, отчего тот становится настолько взбешенным, что часто падает вниз на острый кол, который там специально для этого устанавливается. Вдобавок на ближайшем сучке, как ступеньки лестницы, развешиваются дощечки таким образом, что если медведь по ним взбирается, то они вместе с ним отходят от дерева, и раскачивающемуся в воздухе медведю не остается ничего другого, как упасть на острые колья.
ОТ РЕДАКЦИИ. Мы обратились к сотрудникам Государственного заповедника «Шульган-Таш», и они предположили, что неизвестный автор, скорее всего, опирался на исследования русских ученых Петра Рычкова и Ивана Лепехина, опубликованные на полвека раньше.
Подготовила Елена СТАСОВА.
28-10-2022 (0) Просмотров: 412 Номер: 75(13637) Версия для печати