$ - 92.2628
€ - 99.7057

ЧИТАЙТЕ В НОМЕРЕ

Возможно подтопление – все службы начеку

Международный Нуреевский фестиваль в лицах

Готовить любят все!

Неравнодушие спасает миллионы

Взгляд в прошлое

Звонили во все колокола


Звонили во все колокола

В Уфе до 1918 года около Богородской часовни по улице Колокольной (ныне - Харьковской) работал колокольно-литейный завод, который обеспечивал своей продукцией православные храмы нашей губернии. Это небольшое по нынешним меркам предприятие принадлежало бузулукскому мещанину Арсению Матвеевичу Минину. Он был основателем литейного искусства в нашем крае. Имя колокольного мастера до нас не дошло. Но доподлинно известно, что он был православным человеком, молящимся Богу об успехе своего дела, душевным, добрым, уважаемым.
Мининский завод занимал площадь в 160 квадратных сажень. После смерти хозяина предприятие унаследовала его дочь, московская мещанка Александра Арсеньевна Минина. Городская дума в 1913 году продлила ей срок аренды земли под завод еще на шесть лет, хотя просила она двенадцать (была возможность заселения близлежащих земель и подорожания участков в этом районе). Минины в Уфе имели свой жилой дом по улице Тобольской, 129.
Естественно, не только Арсений Минин верой и правдой работал на русскую православную церковь нашего края. Судя по рекламному объявлению, опубликованному в 1889 году в “Уфимских епархиальных ведомостях”, колокольно-литейный завод самарского предпринимателя Василия Буслаева тоже делал поставки своей продукции в Уфимскую губернию. Буслаев писал: “В Самаре принимаются заказы на отливку колоколов всякого веса из материалов завода и от заказчиков и меняются разбитые колокола на новые. На заводе имеются постоянно в продаже готовые колокола разного веса из самого лучшего материала”.
До революции 1917 года колокольный звон, раздававшийся из многочисленных православных церквей, был неизменным атрибутом Уфы. Звонили в праздник и в недобрый час. И вся повседневная жизнь русского человека строилась под церковный перезвон. Эта традиция - не просто призыв прийти в храм, напоминание о православных канонах. “Большие колокола употребляются почти только при церквах и потому зовутся также Божьим гласом”, - отмечал Владимир Даль.
Любопытно, что подвал колокольни Смоленского собора (Троицкой церкви) использовался в качестве тюрьмы, поскольку в Уфе еще не было отдельного специального помещения для содержания людей, взятых под стражу. Там с подследственными особо не церемонились: жестоко допрашивали и даже устраивали изощренные пытки. Например, в этой тюрьме содержались сподвижники Емельяна Пугачева Чика-Зарубин и Губанов, казненные в 1775 году. Они тоже прошли через нечеловеческие истязания. Старая колокольня Смоленского собора по неизвестной нам причине разрушена. Вместо нее в начале позапрошлого столетия построили новую. Трехъярусная каменная колокольня Троицкой церкви, стоявшая отдельно от самого собора, имела тридцатиметровую высоту, а общий вес колоколов составлял более 192 пудов.
У каждого колокола своя судьба, свой век. 12 мая (по другим данным 16) 1816 года сгорела значительная часть Уфы. Пожар начался в 8 часов утра на улице Казанской (Октябрьской Революции) с возгорания бани на усадьбе купчих Иконниковых. Из-за усиления северного ветра сгорело 248 домов (в других источниках указано 400). Уфа полыхала так мощно, что от сильного жара в Смоленском православном соборе растопились даже колокола.
По имеющимся сведениям, в Уфе больше всех колоколов (13) имел самый знаковый храм - Воскресенский кафедральный собор, который с 24 августа 1841 по 1932 год стоял на том месте, где сейчас располагается здание Башкирского государственного академического театра драмы имени Мажита Гафури. Между прочим, эта колокольня, построенная к тому же на горе, заметно возвышалась над другими городскими строениями и имела в отличие от большинства других храмов три яруса. На верхнем висели двенадцать колоколов. На среднем ярусе находился главный и самый большой из уфимских колоколов. Он весил 521 пуд (по другим данным - 500). Это царский подарок известного елабужского купца первой гильдии, судовладельца и хлеботорговца Стахеева, занимавшегося предпринимательством в Уфе и в других городах нашей губернии и Поволжья.
Большинство колоколов, установленных на Воскресенском соборе, ранее были на старинных церквях, но уже разобранных. Так, например, один (весом в 133 пуда) взят из бывшего Смоленского собора. Говорят, когда большевики-безбожники снимали самый большой колокол с Воскресенского собора для переплавки, он при падении даже не раскололся, как бывало в таких случаях, а только очень сильно врезался в землю.
Колокольни строились из прочного красного кирпича. Исключение составила Леонидовская церковь, построенная в 1910 году на углу улиц Центральной (Ленина) и Достоевского, возле нынешней гимназии № 39. Ее колокола висели во дворе на двух высоких столбах. Видимо, это было только временное решение вопроса.
В царской России государство почти не финансировало строительство церквей, их оснащение и содержание. Православные храмы возводились исключительно на добровольные пожертвования прихожан и купцов православного вероисповедания. Кроме Стахеева, свои средства жертвовали и другие меценаты. К примеру, князь Ураков в ХIХ веке передал немалые деньги на устройство колокольни в Покровской церкви на улице Сибирской (Мингажева, 4). Один из богатейших уфимских купцов Артемий Абрамович Ногарев пожертвовал 6 тысяч рублей на самый большой (весом 304 пуда и 34 фунта) колокол Ильинской церкви, которая стояла на улице Ильинской, 64 (Заки Валиди) - возле нынешнего автодорожного моста в сторону Стерлитамака (на месте церкви построены трехэтажное каменное административное здание и первый в городе четырнадцатиэтажный жилой дом).
На личные средства уфимского мещанина Г.Н. Никитина приобретен колокол Симеоновской церкви, заложенной в 1902 году в Северной слободе в честь Святого Симеона, Верхотурского чудотворца. Колокол Ильинской церкви отлит в память о спасении Императора Александра III и его семьи во время железнодорожной катастрофы под Харьковом, которая произошла 17 октября 1888 года.
В нашем городе не было одинаковых колоколов. Каждый из них имел свой голос в зависимости от размера, формы, металла и даже рельефа на внешней его стороне, и поэтому был легко узнаваем верующими. Храмы Уфы имели разное количество колоколов: Воскресенский собор (улица Заки Валиди) - 13, Александровская церковь (улица Кирова, 1) - 10, Никольская (угол Пушкина и Аксакова), Симеоновская (улица Белякова) - по 9, Троицкая (на его месте установлен монумент Дружбы), Рождественско-Богородская (улица Кирова, ближе к Айской), Ильинская (улица Заки Валиди), Всехсвятская (в Архиерейской слободе) и Скорбященская (западнее Дворца молодежи Башкирского государственного аграрного университета) - по 8, Сергиевская (улица Бехтерева, 2, возле монумента Дружбы), Преображенская (на Сергиевском кладбище), Никольская (Вокзальная) - по 6, Иоанно-Предтеченская - 4. По другим церквям (Успенской, Покровской, Крестовоздвиженской, Вознесенской, Спасской) нет данных.
Подъем колоколов требовал особого мастерства от рабочих. На то были отменные специалисты-строители. Уфимский историк Руф Игнатьев 4 апреля 1859 года писал в “Оренбургских губернских ведомостях”, что колокольня Александровской церкви находилась над входом в храм с западной стороны, в третьем ярусе помещались десять небольших колоколов общим весом 202 пуда. Правда, другие источники, более позднего времени (конца ХХ века), на основании архивных документов указывают на то, что было всего 8 колоколов.
На крупных храмах устанавливали колокола трех категорий, на других - только двух. Например, Александровская церковь, стоявшая на месте нынешнего Дома профсоюзов, имела один большой колокол, два средних и пять маленьких. Представляете, какой перезвон стоял на всю Уфу! О размерах колоколов сегодня можно судить только по их весу. На Ильинской церкви большой колокол весил 304 пуда, а самый маленький - 34 фунта. Наверное, самый легкий колокол (весом в 8 фунтов) находился на Иоанно-Предтеченской (Кладбищенской) церкви - возле нынешнего здания банка “УралСиб” на углу улиц Богородской (Революционной) и Бекетовской (Мустая Карима).
Из воспоминаний ученицы Уфимской Мариинской женской гимназии (ныне - гимназия №3) Лены Смирновой (Сутягиной) 1909 года, которая жила на съемной квартире в доме купцов Пискуновых по улице Малой Успенской, 11 (Энгельса): “При морозах свыше 20 градусов на колокольне выбрасывали 3 красных шара”. Это означало, что занятия в училищах в этот день отменяются из-за крепких морозов, потому что на занятия почти все ходили пешком. Колокольня использовалась для особого сигнала гимназистам не случайно: тогда ведь не было ни радиовещания, ни телевидения, а телефонизированы были не все дома. Шары, скорее всего, вывешивались на Воскресенском кафедральном соборе, поскольку этот храм был виден издалека.
Что же касается статистики, уже в 1837 году в Уфе было двенадцать церквей, в том числе семь каменных. Часть из них перестраивалась, а новые храмы возводились даже в начале ХХ века. В 1870 году в Уфимском уезде действовали церкви в Дмитриевке, Булгаково, Красном Яре, Авдоне, Сихонкино, Касимово, Подлубово, Иглино, Нагаево, Юрмаше, Надеждино, Моисеево и т.д. Но количество мечетей в то время намного превалировало, так как вокруг губернского города жили в основном мусульмане - башкиры и татары. В Уфе в 1911 году действовали 18 православных церквей и соборов, 10 домовых церквей, 5 монастырей, 4 православные часовни и дома.
Большевики, пришедшие к власти в 1917-м, проповедовали атеизм и начали борьбу с религией. В 1930 году городская власть с подачи Кремля решительно пошла в наступление. В первую очередь запретили в Уфе колокольный звон. Следом безбожники варварским способом снимали колокола с церквей (точнее - сбрасывали с огромной высоты), затем закрыли большинство храмов, часть из них тут же разрушили. А ведь эти колокола считались ценными историческими памятниками православия. Большинство священников попало под политические репрессии. Только с 1934 по 1940 год в Башкирской АССР количество церквей сократилось с 216 до 51. В одних случаях на их месте построили другие здания, в других - приспособили под клубы, библиотеки, кинотеатры и пуще того - под склады, различные механические и реставрационные мастерские.
Рашит АЮПОВ.

Звонили во все колокола Звонили во все колокола

НА СНИМКАХ: на празднике колокольного звона в селе Николо-Березовка Краснокамского района РБ; Крестовоздвиженская и Покровская церкви в Уфе.

Дата создание новости 23-05-2013   Комментарии (0)   Просмотров: 4 399     Номер: 98(12246)     Версия для печати

29 марта 2024 г. №22(13766)


«    Март 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031





ВАКАНСИЯ

Редакция газеты «Вечерняя Уфа» примет на работу корреспондента с опытом работы. Зарплата по результатам собеседования (оклад плюс гонорары). Резюме присылайте на почту ufanight@rambler.ru с пометкой «корреспондент». Обращаться по телефону: 286-14-65.



 
© 2011-2023, Редакция газеты «Вечерняя Уфа»
Использование материалов без письменного согласия владельца сайта запрещено.