$ - 93.4409
€ - 99.5797

ЧИТАЙТЕ В НОМЕРЕ

Возможно подтопление – все службы начеку

Международный Нуреевский фестиваль в лицах

Готовить любят все!

Неравнодушие спасает миллионы

Люди, годы, жизнь, или Небольшое путешествие по «кузнице музыкальных кадров республики»


Люди, годы, жизнь, или Небольшое путешествие по «кузнице музыкальных кадров республики»

Получив от «Вечерней Уфы» задание «пройтись по Средней музыкальной» и осветить то, что увижу, сразу же поняла неподъемность идеи. Но попыталась. Очень надеюсь на то, что те люди, которых в своем тексте не называю, не обидятся: в ССМК более 60 штатных педагогов и столько же совместителей… Так что заранее приношу свои извинения!

Начну с картинки. Захожу в колледж. Нина Андреевна в голубом рабочем халате, находясь в раздевалке ССМК, командует всем, всеми и всегда. Уже, вероятно, лет десять, а то и больше. Рядом выдают ключи. Охрана. Женщины суровы, но справедливы. Можно – дадут ключ, и ты распишешься в журнале. Нельзя – значит нельзя!
Прохожу вперед, чуть правее. Передо мною класс народников. Неподалеку – такой же. В них играют то на домрах, то на баяне, то на балалайке, то на аккордеоне – и всегда с энтузиазмом и, в общем-то, с оптимизмом. Как слышала от заведующего отделом Минивалея Карамовича Сафина (сам выпускник ССМШ – раньше ССМК был школой, теперь стал колледжем), «народники – ближе к народу». Самого его знаю и как руководителя оркестра русских народных инструментов ССМК. Знаю, Сафин стремится находить все новый репертуар, интересный, яркий, нескучный. Организует коллектив как сплоченное единство. Есть у них, народников, и оркестр баянистов, им неизменно руководит Николай Иванович Махней. Тысячу раз убеждалась, что «У Махнея играют все» (это заголовок моей давней статьи об этом талантливом баянисте, пришедшем работать сюда сразу после УГИИ). Среди любимых мною народников – Лира Ришатовна Ястребова (класс балалайки), Марина Петровна Сафина (класс домры), баянист Рамис Хамизович Хакимов (отучился в ССМК, в том числе и у автора сих строк). Только что в зале колледжа слышала руководимый им ансамбль (на концерте композитора Марата Файзуллина, посвятившего программу, конечно, тоже 50-летию alma mater).

Люди, годы, жизнь, или Небольшое путешествие по «кузнице музыкальных кадров республики»

Успела несколькими словами перекинуться с Анваром Фанильевичем Фатыховым: ударные инструменты. Колоритная фигура. Умеет обаять учеников. Даже девочка, что раньше училась играть на скрипке – теперь «ударница», полюбила барабаны и делает заметные успехи! Поворачиваю – Средний зал… Занимается отец наших виолончелистов Марк Данатович Афанасьев. Не пропускает ни одной «не той» ноты. Буквально вгрызается в каждую деталь, в каждый нюанс, сантиметр смычка… Так работает и с малышами, и с ассистенткой-стажером из института искусств. Какие образы находит! «Смычок – это лента, оберни ее вокруг себя!» И звучание виолончели становится безгранично тягучим, что и требовалось… Успели чуть-чуть переговорить с ним об Антоне Павловском, столь дорогом нам обоим, прекрасно работающем ныне в симфоническом оркестре Катара…
Небольшой «нижний» коридорчик всегда полон звуков флейт, медных духовых – иногда они мешают вести уроки с тихой музыкой… Упорно дуют. Обретают мастерство и умение. Заведующая предметно-цикловой комиссией Гульфия Рафисовна Сафуанова переживает за духовиков как за собственных детей. И они отвечают ей взаимностью.

Люди, годы, жизнь, или Небольшое путешествие по «кузнице музыкальных кадров республики»

Двигаюсь до класса номер 2. Ребятня радостно галдит! Это ведет урок рисования у второклашек Гульдар Флюровна Валиуллина. Про птиц так рассказывает, проникновенно, с красивыми иллюстрациями, в том числе звучащими – дымковскими петушками! Вижу репродукцию на доске: «Грачи прилетели» Саврасова. И ребенок уверенно формулирует: «Летом они всегда улетают в холодные края». Учителю важнее всего, чтобы дети имели собственное суждение, умели его выразить. Зимой эти ребятишки смастерят кормушки, ведь они так естественно прониклись сочувствием к живому…
Поднимаюсь этажом выше. Лена Адгатовна Самойлова не выпускает скрипку из рук, занимаясь с ученицей. Убедительный показ, выразительная подсказка, пьеса на глазах «расцветает», и, безусловно, все получится! Чуть далее – Владислав Анатольевич Самойлов, только что отпустил своего подопечного. Приходилось слышать, как он руководил камерным оркестром юных струнников. Высокий вкус, чувство классического стиля – как это полезно для роста будущих участников солидных коллективов.
В этом же коридоре – класс Ильдара Изильевича Хисамутдинова. Не побоюсь громкого слова – здесь сердце композиторства, а значит, и сердце рождающейся музыки. К Хисамутдинову идут все, кто тянется к сочинительству. Его отношение к своим питомцам восхищает: «Я уважаю моих учеников. Ведь по себе знаю, каков этот труд – труд создания произведения». Могу лично засвидетельствовать: Ильдар Изильевич – большой Мастер, чуткий Учитель. Из его «детей» – и Ян Круль, возглавляющий ныне одну из сибирских композиторских организаций, и Коля Попов, заменивший Игоря Леонидовича Кефалиди в Московской государственной консерватории по электроакустической музыке, и многие другие…

Люди, годы, жизнь, или Небольшое путешествие по «кузнице музыкальных кадров республики»

Неподалеку встретила Светлану Дмитриевну Потапову, класс камерного ансамбля. Поговорили. Как это важно – ансамблевая игра может в современных реалиях сильно выручить, ведь абсолютных солистов немного, даже среди пианистов. В параллель поприсутствовала на уроке у Татьяны Рафаиловны Федуловой. Скрипач – а за роялем его одноклассница. «Веди! Штрих определеннее! Фугато – значит образцово сыграть тему!» Бездна эмоций, жестких требований, нелицеприятных замечаний. Мне запомнилось и понравилось: «Играй, не бойся, пусть будет не так, зато сыграешь!» Это – о воспитании Личности. Музыкант не может не быть Личностью…
Зазвучали бравурные пассажи, фейерверк, фонтан восторженности. Чайковский – Плетнев, знаменитейшая тема любви из «Щелкунчика». Захожу. Худенькая, невысокая ученица охватывает весь объем клавиатуры рояля, фортиссимо! Ее педагог, Лия Фридоновна Каримова: «Она сама может выбрать, что играть. В прошлом году исполнила «Императорский концерт» Бетховена!» Для понимания – об этой вещи: «Пятый концерт – это колоссальное сочинение, наполненное глубокими мыслями и переживаниями, масштабность которого раскрывается с первой же фразы…»
Другая пианистка поделилась со мной впечатлениями об игре этой девочки: «Она меня вдохновляет. Умением подать себя, увлеченностью, искренностью, беспрерывным изучением новых произведений».

Люди, годы, жизнь, или Небольшое путешествие по «кузнице музыкальных кадров республики»

Бесконечно важно подчеркнуть то, что в ССМК вот такой тип отношений между «конкурирующими фирмами» (девчонки учатся у разных педагогов – и могут столкнуться – на конкурсах, при поступлении в институты и консерватории…)
С одного урока, зайдя, не могла уйти, досидела до конца. «Изучила» с ними все произведения… Класс Татьяны Юрьевны Погодиной – она сегодня возглавляет отдел специального фортепиано. (В радиопередаче «Арман» слышала, как глубоко чтят в этом отделе традиции: Александра Давидовича Франка, всей возглавляемой им некогда кафедры УГИИ, по достоинству оценивают друг друга – Валентина Ивановна Старикова, Татьяна Ивановна Чистякова… и молодежь – Светлана Масгутовна Каримова, Бэла Фанильевна Фатыхова…) Татьяна Погодина и строго требует, и дает проявиться инициативному ученику. Находят вместе способы наилучшим образом решить, как сыграть ярко, захватить публику, заставить себя слушать (а приходится). Конечно, это педагогика сотрудничества. И из класса Погодиной, с фортепианного отдела выходят лауреаты, дипломанты – профессионалы. Музыканты. Элита из элит. Впрочем, изо всего ССМК такие именно выпускники и выходят. В идеале. Чтобы они такими стали, не покладая рук трудятся педагоги. Больше называю штатных, пусть совместители меня простят.

Люди, годы, жизнь, или Небольшое путешествие по «кузнице музыкальных кадров республики»

Как нередко приходится заглядывать в класс теоретических дисциплин, номер 9! Царство Люции Мубаряковны Кубанской. У нее дети и маленькие, и средние – и здесь господствует дисциплина! Четкость, тщательнейшая работа – над слухом, интонацией, музыкальной памятью. Поскольку принадлежу к этой ПЦК – хочется привести максимальное число сведений! На сайте школы весьма объемный текст начинается так: «Предметно-цикловая комиссия «Теория музыки» существует со дня основания Среднего специального музыкального колледжа – музыкально-теоретическая подготовка является необходимой базовой основой обучения профессионального музыканта любой специальности. За эти годы сформировался профессиональный педагогический коллектив, в котором сохраняют и приумножают педагогический опыт и мастерство своих педагогов выпускники ССМК…»

Люди, годы, жизнь, или Небольшое путешествие по «кузнице музыкальных кадров республики»

Далее – страниц десять… А заканчивается: «Это лишь небольшая часть плодотворной работы преподавателей и учеников». Кроме Кубанской (слова с сайта: «с cередины 90-х годов заслуженный учитель Республики Башкортостан Л.М. Кубанская, умело регулируя кадровую политику, заведовала теоретическим отделом школы») на фото отдела нас еще девять человек, штатных и совместителей. Заведующая отделом сегодня Айгуль Рифовна Еникеева, подготовительным ведает Зульфира Саитовна Камаева, назову и Ильдара Изильевича Хисамутдинова, и Василину Радиковну Куликову, Альфию Ахияровну Даутову, Алию Ринатовну Мамбетову; со мной на пару в старших классах со всей душой и ответственностью работают Светлана Ивановна Махней, а также педагоги из УГИИ – Татьяна Генриховна Гончаренко, Наталья Юрьевна Жоссан.

Люди, годы, жизнь, или Небольшое путешествие по «кузнице музыкальных кадров республики»

Таким гимном профессиональной, уникальной, элитной школе хотелось завершить серию «зарисовок» про ССМК, вышедших в «Вечерней Уфе» к юбилею. Однако нельзя не остановиться во время этой гипотетической прогулки по колледжу возле кабинета его руководителя. Огромная нагрузка лежит на директоре ССМК Ришате Рафкатовиче Сагитове. Он лично переживает за каждый миг жизни прославленной школы. Эмоционально реагирует, если кто бездельничает, а здесь важно без устали, не покладая рук, трудиться! Под стать ему заместитель директора Ирина Эдуардовна Мельникова, не только опора и «правая рука». Она ведет еще и класс аккордеона, ее ученики блестяще побеждают на конкурсах, и весной все слышали, как под ее аккомпанемент педагогическим коллективом была исполнена для выпускников песня «Мы желаем счастья вам».
Теперь, пожалуй, пора завершать экскурсию по колледжу. Мы желаем счастья всем – педагогам, ученикам, руководству, вспомогательному персоналу – всем, кто дает жизнь уникальной, элитной, замечательной – нетиповой, а значит, полной неординарных талантов школе!

Светлана ПЛАТОНОВА.
Фото
Лилии ЗАГИРОВОЙ.


ВАЖНО!
Концерт, посвященный 50-летнему юбилею Среднего специального музыкального колледжа, пройдет сегодня, 29 ноября, в Башкирском государственном театре оперы и балета (18.00, 6+). В рамках этого вечера выступят сегодняшние ученики и выпускники славного колледжа!


ДОБАВИМ…
Чтобы непосвященному человеку понять, какие дети учатся в стенах ССМК, мы представим список творческих достижений лишь одной его воспитанницы:
Самира Алиуллина начала заниматься музыкой в Уфимской детской школе искусств с пяти лет по двум направлениям: вокал и фортепиано. В 2018 году поступила в Средний специальный музыкальный колледж в четвертый класс. В настоящий момент является учащейся восьмого класса ПЦК «Специальное фортепиано», преподаватель – Валентина Ивановна Старикова, заслуженный работник культуры Республики Башкортостан.
За время обучения Самира приняла участие в следующих конкурсах и проектах:
III Международный конкурс искусств среди обучающихся и преподавателей «Летний ноктюрн» (2022 год) – лауреат I степени;
Международный конкурс среди музыкантов GRAND MUSIC ART, Елец (2022 год) – лауреат II степени;
XIII Международный конкурс музыкантов-исполнителей и композиторов «Романтизм: истоки и горизонты» памяти Елены Фабиановны Гнесиной, Москва (2022 год) – лауреат III степени;
Международный молодежный музыкальный конкурс, посвященный 140-летию со дня рождения И.Ф. Стравинского, Санкт-Петербург (2022 год) – лауреат II степени;
Всероссийский музыкальный конкурс Д.Б. Кабалевского, Владимир (2022 год) – Гран-при;
Международный конкурс-фестиваль «МАЭСТРО», Ереван (2022 год) – Гран-при;
I Международный конкурс «Музыкальное приношение», Москва (2022 год) – лауреат I степени;
VI Международный музыкальный конкурс GoodWin Art - «Искусство побеждать» (2022 год) – лауреат I степени;
Международный конкурс юных пианистов, Челябинск (2022 год) – лауреат II степени;
II Международный конкурс пианистов «Европа - Азия», Уфа (2022 год) – лауреат I степени;
Всероссийский конкурс исполнительского мастерства «Наследие», Москва (2022 год) – лауреат I степени;
Двадцатые молодежные Дельфийские игры России, Пермь (2021 год) – серебряная медаль;
Всероссийский АРТ – проект «ЮНЫЕ ТАЛАНТЫ». Всероссийский конкурс юных пианистов (2021 год) – Гран-при;
I Международный конкурс инструментального исполнительства имени Евы, Иосифа и Cемена Коган, Казахстан (2021 год) – лауреат III премии;
Открытый конкурс Международного евразийского фестиваля «Великий шелковый путь», Санкт-Петербург (2021 год) – лауреат III премии;
XIV Международный юношеский конкурс пианистов имени В.И. Сафонова, Пятигорск (2021 год) – лауреат I степени;
Всероссийский конкурс детского юношеского творчества «Таланты Башкортостана» (2021 год) – Гран-при;
Конкурс Talents of Europe (2021 год) – лауреат I степени;
Международный конкурс юных пианистов, Челябинск (2021 год) – лауреат II степени;
Открытый конкурс-фестиваль юных исполнителей «Музыкальные кружева» (2021 год) – лауреат I степени;
II Международный конкурс пианистов имени Александра Давидовича Франка (2020 год) – лауреат III степени;
VI Открытый конкурс фортепианного искусства «Йонодоз иле» (2020 год) – лауреат III степени;
II телевизионный конкурс «Елкtн» («Парус») 2022 год – Гран-при и 1-е место.
Добавим, что таких, как Самира, в ССМК занимается немало…

Дата создание новости 29-11-2022   Комментарии (0)   Просмотров: 1 535     Номер: 83(13645)     Версия для печати

19 апреля 2024 г. №27(13771)


«    Апрель 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930 





ВАКАНСИЯ

Редакция газеты «Вечерняя Уфа» примет на работу корреспондента с опытом работы. Зарплата по результатам собеседования (оклад плюс гонорары). Резюме присылайте на почту ufanight@rambler.ru с пометкой «корреспондент». Обращаться по телефону: 286-14-65.



 
© 2011-2023, Редакция газеты «Вечерняя Уфа»
Использование материалов без письменного согласия владельца сайта запрещено.