$ - 70.0414
€ - 76.9564

ЧИТАЙТЕ В НОМЕРЕ

Бренд - гарантия качества

Газ в доме будет

Умылись улицы в преддверии зимы

Конкурс

Спрос особый с мастера из жюри "Мастера"


Спрос особый с мастера из жюри "Мастера"

В минувший понедельник в уфимском Доме Актера прошел VI Республиканский конкурс чтецов "Мастер слова", идеологом коего является Союз театральных деятелей Республики Башкортостан. Участие в нем принял двадцать один претендент на призовые места (а "премиальные" на сей раз оказались весьма солидными). В числе соискателей наград были актеры из Башкирского и Русского академических театров, "Нура", Национального Молодежного, "куколки", Стерлитамакского русского, Туймазинского татарского, а также студенты Уфимской государственной академии искусств и даже учащийся Сибайского колледжа искусств.

"Вечерка" вот уже шестой раз подряд (а если учесть самый первый - Пушкинский конкурс, прошедший в год двухсотлетия со дня рождения Александра Сергеевича, то седьмой) вносит свою небольшую лепту в призовой фонд этого творческого состязания, в основном отмечая интересных конкурсантов, не попавших в поле пристального внимания жюри, или студентов, чей творческий потенциал сулит нам в будущем какие-то открытия. Но ныне, мне кажется, скромные дары "Вечерки" послужили в каком-то смысле делу восстановления справедливости, восполнив пробелы "судейских", поддавшихся собственным актерским эмоциям и оценивавших иных конкурсантов горячо, но без столь необходимой в таком случае доли здравого смысла.
...Вообще, нынешний состав участников оказался чрезвычайно силен, представив очень опытных, по-настоящему мастеровитых (на то он и "Мастер слова") исполнителей, живо откликнувшихся на призыв СТД, задолго до творческих баталий объявившего: шестой смотр пройдет под знаком русской классической поэзии. Со сцены к нам рвались чистейшей прелести строфа Первого Пиита России и вышняя правда Федора Тютчева, почти античная гармония ахматовской строки и поразительно изысканные интонации Николая Гумилёва, а еще захлебывающаяся от боли и непонимания, яростная, на разрыв аорты, обнаженная лирика Цветаевой... И кажется мне, что многие из тех, кто в тот день собрался в зале Дома Актера, впервые слышали некоторые из стихотворений и поэм... А непривычное (в отличие, естественно, от привычного, хрестоматийного) способно смутить, быть может, даже напугать непосвященного своим сложнейшим содержанием и вытекающей из этого особой формой, а также вызвать непонимание.
Мне было откровенно жаль тех конкурсантов, которые незаслуженно, на взгляд, заметьте, зала, где собрались специалисты, и в том числе педагоги по сценической речи, профессора театрального факультета Уфимской государственной академии искусств, не попали в списки лауреатов и призеров. Говорят, залу доверять нельзя... В том случае, когда кресла заполняют неофиты, не способные оценить высокого слога и исполнительского блеска тех, кто его до нас доносит, да. Но если слушать коллег собрались люди, способные все воспринять профессионально, то руководству СТД или Министерству культуры, которое, как мне сказали, ныне формировало состав "судейской" коллегии, стоит задуматься. Актером, повторюсь в какой-то мере, движут страсть, эмоция, он меняется под воздействием момента, ревнует (!) конкурсанта к материалу, коим владеет сам, некогда его освоив и присвоив, и забывает о главном: "судить" коллег и подрастающее поколение необходимо... трезво, взвешенно, с холодной головой, имея в багаже знание предмета. Есть свято соблюдаемое правило: нельзя "тянуть" на пьедестал почета СВОИХ, тех, например, с кем сидишь в гримерке, выходишь на сцену, сотрудничаешь, скажем, в Академии искусств (или, еще того преступней, готовишь к конкурсу). И просто неприлично "топить" собратьев по цеху, руководствуясь соображениями, рожденными собственными порывами... Я не пытаюсь укорить сейчас жюри, в нем были талантливые, чрезвычайно приятные мне актеры и мудрый председатель - Рафаил Шафиков, с которым автор этих строк знакома еще с тех пор, когда Рафаил Габдрахимович работал заместителем министра культуры. Но... Внушать подрастающему, пусть и талантливому "ребенку" мысль, что тот на голову, а то и на две выше мастеров сцены, значит ставить ему подножку в самом начале пути...
Убеждена: в состав "высокого суда" должны входить сторонние специалисты - театроведы, критики (а они у нас есть, например, Галина Вербицкая, Тамара Абросимова, Рида Буранова, Айсылу Сагитова...), возможно, режиссеры, художественные руководители театров, тем более, что конкурс развивается, растет, и, конечно же, "речевики" (уж им сам Бог велел). Короче, люди с холодной головой и чутким серцем, те, кого не захлестнут сиюминутные восторги, кто смотрит вглубь, умея за волнением рассмотреть суть, потенциал исполнителя, его талант.
...Я думаю, что Председатель СТД РБ Ахтям Абушахманов, который никогда не вмешивается в работу жюри, был озадачен, впрочем, держал удар и, слушая возмущенных, делал, так сказать, хорошую мину при плохой игре, не позволяя никому сомневаться в компетентности "судейских". Так вот: я не стремлюсь дискредитировать жюри, но рассуждать о решении оного считаю возможным. И делаю это потому, что некоторые из конкурсантов никогда больше не подадут заявки на участие в "Мастере слова".
Завершая, скажу, что меня чрезвычайно тронула, если не сказать поразила, актриса Русского академического театра Анна Асабина, избравшая сложнейший (особенно с учетом дня сегодняшнего, тяготеющего к упрощенным текстам) отрывок из поэмы Николая Некрасова “Кому на Руси жить хорошо”, увы, оставшаяся за гранью “призов”; подкупил исходящим от него светом актер Туймазинского татарского театра Марат Хасанов, в исповедальной манере читавший Есенина (третья премия); убедила своей трактовкой образа Сальери (“Маленькие трагедии” Пушкина) Рима Харисова - старший преподаватель театрального факультета УГАИ (Приз главного редактора “Вечерней Уфы”): как сквозь магический кристалл Рима Талгатовна позволила публике взглянуть на суть высказывания “гений и злодейство - две вещи несовместные”. А из Стерлитамака прибыл просто невероятный по силе “десант” - инакая, как марсианка средь землян, Светлана Гиниятуллина (Приз симпатий “Вечерней Уфы”), потрясающая, ясная, глубокая и трогательная одновременно Галина Шулепова - композиция, сотканная из стихов Ахматовой и Гумилева (спецприз от СТД Башкортостана)... И еще одну свою скромную награду “Вечерка” вручила студентке четвертого курса УГАИ Полине Люлиной, отдавшей дань любви творчеству Роберта Рождественского.
Не знаю, вернусь ли я к этому разговору - подумаю. Достойных было много. Возможно, желание рассказать о них послужит основанием для следующего материала...

Спрос особый с мастера из жюри "Мастера" Спрос особый с мастера из жюри "Мастера" Спрос особый с мастера из жюри "Мастера"

НА СНИМКАХ: обладатель первой премии конкурса "Мастер слова-2012", на уровне, достойном Гран-при, исполнивший стихи Федора Тютчева, актер Русского академического театра Тимур Гарипов; второй премии удостоен актер невероятного темперамента Фиргат Гарипов, читавший произведения Владимира Маяковского (Башкирский академический театр); актриса Стерлитамакского русского театра Светлана Гиниятуллина, буквально "прожившая" на сцене Дома Актера ту часть судьбы Цветаевой, что заключена в четырехчастном поэтическом цикле Марины Ивановны "Мой письменный верный стол...", стала "крестницей" нашей "Вечерки" - "Приз симпатий газеты "Вечерняя Уфа".

Спрос особый с мастера из жюри "Мастера"

НА СНИМКЕ: финальный кадр “Мастера слова-2012”.

Илюзя КАПКАЕВА.
Фото Булата ГАЙНЕТДИНОВА.

Дата создание новости 28-11-2012   Комментарии (0)   Просмотров: 2950     Номер: 228(12126)     Версия для печати

03 февраля 2023 г. №8(13661)


«    Февраль 2023    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728 





ВАКАНСИЯ

Редакция газеты «Вечерняя Уфа» примет на работу корреспондента с опытом работы. Зарплата по результатам собеседования (оклад плюс гонорары). Резюме присылайте на почту ufanight2017@gmail.com с пометкой «корреспондент». Обращаться по телефону: 286-14-65.

 
© 2011-2019, Редакция газеты «Вечерняя Уфа»
Использование материалов без письменного согласия владельца сайта запрещено.