Многая лета тебе, фестиваль!
Казалось, все.. висит на волоске, но он оборотился... прочной «Ниточкой»
(Продолжение, начало в №№ 222, 223)
Неблагодарное, похоже, дело играть спектакль в вечер закрытия фестиваля. Фестиваля с конкурсной программой и призовым фондом. Мнение жюри и коллегии критиков, простите за низкий штиль, уже устаканилось, в симпатиях "судейские", к тому моменту пять дней отсматривавшие совершенно разные и неравнозначные по уровню художественности спектакли, определились, наступило утомление и, если хотите, в каком-то смысле даже пресыщение, внимание стало рассеиваться... А тут вдруг полноценная в двух актах (и каждый - по часу) постановка, создатели которой замахнулись на святое - имею в виду творчество Александра Сергеевича Пушкина!
Оренбургский областной театр кукол привез на "Ниточку" один из последних своих премьерных спектаклей - "Маленькие трагедии" потомка Ганнибалова, подготовившись к фесту более чем серьезно. Вопросы по поводу этой сценической версии пушкинского произведения у меня к режиссеру Вадиму Смирнову возникли. Возникли в первую очередь потому, что, сообразно словам критика Валентины Федоровой, с "посягнувшего на наше всё" и спрос за Пушкина особый. Но... Самое главное - мы увидели не скороспелый продукт, а настоящий придуманный и продуманный спектакль. Он есть. Он живет и дышит. Это серьезный, многофигурный проект, в котором люди органично соседствуют, если не сказать сосуществуют, с куклами. И работают эти люди с марионеткой так, что зал (пусть я даже говорю лишь о непосвященных) неотрывно следит за крохотным героем, способным бросить зрителя в пучину человеческих страстей. В Оренбургском областном, судя по тому, что было явлено на сцене БГТК, сохранилась истинная культура кукловождения: актеры, приехавшие на фестиваль, способны наделить деревянного человечка своей энергией, своими чувствами, им по силам заставить публику поверить в то, что кожа у этого человечка теплая, а сердце - бьется. Я, рот открыв, смотрела, как актриса Любовь Милохина "водила" по сцене обреченную на гибель Мери - печальную певунью из той части "Трагедий", которая отдана "Пиру во время чумы"...
Не стану углубляться в тонкости спектакля, заявленного изначально как театр... в театре Мефистофеля (в роли темного властелина - все та же Любовь Милохина), но дальше эта линия теряется, а жаль, она давала "Маленьким трагедиям" Вадима Смирнова особую глубину. Возможно, что когда-нибудь я и вернусь к версии оренбуржцев, сегодня же у меня иные задачи, да и жанр у материала другой. Могу сказать только, что какие-то мизансцены этого "высказывания" режиссера, художника Марины Зориной и актеров в памяти моей останутся безусловно.
...Так вот, я о последнем вечере, причем, не растекаясь мысию по древу. Во время оного, уже под занавес (и после Пушкина) критики сошлись на последнее обсуждение, а таковые регулярно проходили в пресс-центре комплекса "Биатлон", где и жили все участники "Театрального Поволжья - Ниточки". Предметом разговора стали "отстрелявшийся" днем Набережночелнинский государственный театр кукол (спектакль "Красная шапочка") и Оренбургский областной, чьи "Маленькие трагедии" подверглись жесточайшему разбору. Челнинцы, что называется, легко отделались: их "рабочую лошадку", которая явно кормит коллектив, нещадно эксплуатируясь в дни новогодних каникул и во время декады "Театр детям", лишь потрепали по холке.
А вот "пушкинистам" досталось по полной программе, может быть, и потому, что они оказались последним звеном в цепочке рассуждений "ареопага" о том, сколь поступательно идет процесс видоизменения театра кукол как такового. Функции, которые изначально предназначались кукле, берет на себя рассказчик, самореализуясь в "поле драматического искусства" - эту формулу Виктора Шраймана взяла на вооружение критик Дина Давлетшина, в свою очередь, подарив её всем, кто регулярно внимал коллегии. Но все-таки мне кажется, что оренбуржцы попали "высокому суду" под горячую руку: выступи они в первых рядах - "разбор полетов" был бы несколько иным. Не исключаю и того, что "Маленькие трагедии" прошли бы "в призы". И уж я точно знаю, что приглашенный критик, пусть он даже и очень молод еще, не имеет права быть грубым, обижать только-только снявшую сценический грим актрису брошенной с плеча фразой: "Есть, знаете, такой жанр - бенефисный спектакль для жены художественного руководителя"... Зря. Исполнительница была сражена, убита этими словами, оскорблена настолько, что даже не пришла на праздничный по случаю закрытия ужин... За что, спрашивается, истинному профи такое? За то, наверное, что актриса она на самом-то деле замечательная...
Положение спасла Валентина Борисовна Федорова - мастерам старой доброй школы вообще свойственны толерантность и деликатный тон - даже разбирая спектакль беспощадно, они остаются вежливыми, с уважением относясь к тем, кто театру служит верой и правдой.
Илюзя КАПКАЕВА.
На снимках: критики Дина Давлетшина, Анна Константинова и Нияз Игламов во время обсуждения; актриса Оренбургского областного театра кукол Любовь Милохина в сцене из спектакля "Маленькие трагедии".
Фото Булата ГАЙНЕТДИНОВА.
На снимках: критики Дина Давлетшина, Анна Константинова и Нияз Игламов во время обсуждения; актриса Оренбургского областного театра кукол Любовь Милохина в сцене из спектакля "Маленькие трагедии".
Фото Булата ГАЙНЕТДИНОВА.
Продолжение следует.
22-11-2012 (0) Просмотров: 2 051 Номер: 224(12122) Версия для печати