Многая лета тебе, фестиваль!
Казалось, все висит на волоске, но он оборотился... прочной “Ниточкой”
Продолжение, начало в № 222
Опытные участники фестивального движения знают, что значимость творческих форумов в первую очередь определяется уровнем коллегии критиков, которые анализируют заявленные в программе спектакли. В этом смысле к “Театральному Поволжью - Ниточке” претензий не было: наши гости оценили работу “ареопага”, в состав которого входили москвичка Валентина Федорова (председатель), петербурженка Анна Константинова, не первый раз приезжающий в Башкортостан Нияз Игламов из Казани и Дина Давлетшина, представляющая “уфимское крыло”.
Но к разговору о критиках мы еще вернемся, а сейчас я хочу переключить ваше внимание на жюри, коему было отдано право назвать лучший спектакль на традиционном для иных регионов, а для нас дебютном “сборе” театров кукол. Оно состояло из школьников, и, как уже упоминала “Вечерка”, Миниcтерство культуры Башкортостана, входившее в число организаторов “Ниточки” выбрало устоявшуюся схему, отработанную на Республиканском фестивале спектаклей для детей “Колонсак”. В жюри оказались вполне симпатичные, неглупые ребята, прошедшие “сито” Минобразования республики - Никита Нуйкин, шестиклассник Республиканской художественной гимназии-интерната имени Касима Давлеткильдеева; Камила Файрузова, пятиклассница уфимской гимназии № 3; Рената Скелина, шестиклассница средней общеобразовательной школы № 119; Ильнар Габдрахимов, шестиклассник Республиканской гимназии-интерната имени Газиза Альмухаметова, и Владислав Никитин, семиклассник школы № 100. Курировал “судейских” режиссер Башкирского государственного театра кукол Альберт Имамутдинов, который, собственно, и был свидетелем их споров и не подпускал к детям “заинтересованных” лиц, короче, тех, кто мог бы оказать на них давление. Все фестивальные дни забавная “пятерка” хранила молчание, обсуждая увиденное (а в поле их зрения были спектакли для юного зрителя) только за закрытыми дверями.
Во всяком случае, лишь после того, как “малыши” на последнем заседании жюри вынесли вердикт, утвердившись в мысли о том, что свою награду они отдают спектаклю “Братец Лис и Братец Кролик” Пензенского областного театра “Кукольный дом” (режиссер Владимир Бирюков), а это произошло за два часа до финальной церемонии, с ними побеседовал (впервые за всю “Ниточку”!) директор фестиваля Ильмар Альмухаметов. Да и то потому, что “штабу” необходимо было оформить диплом, который вручат ребята. И уже гораздо позже, когда все завершилось, мы узнали, что по итогам феста школьники рассматривали три постановки, вошедшие, образно говоря, в их “шорт-лист”, - “Братца Лиса...” (ему отдала свой приз и детско-юношеская студия “Тамыр” канала “БСТ” - символично, не правда ли?), “Варвару Ивановну” Оренбургского муниципального театра кукол “Пьеро” (режиссер Александр Ярилов) и “Звёздочку” Башкирского государственного театра кукол (режиссер Наталья Хахалкина). Любопытный расклад получился: поразмыслив, ребята поняли, что спектакль “Варвара Ивановна” все-таки в большей степени относился к репертуару для взрослых - он был удостоен (единогласное решение!) приза коллегии критиков и Союза театральных деятелей Республики Башкортостан; а “Звёздочка” имеет уфимскую “прописку”, а значит, гораздо благороднее отдать пальму первенства пришлым участникам. Ведь сие есть свидетельство чистоты помыслов “судейских” и широты самого фестиваля, который ничего не кроит, радуясь успехам своих гостей, собратьев по цеху. Впрочем, в обиде наша космическая сказка не осталась, поскольку при единодушном одобрении зала и критиков получила Приз зрительских симпатий, учрежденный газетой “Вечерняя Уфа”.
...Поначалу меня огорчило решение Минкульта, касающееся того, что жюри будет детским. И в каком-то смысле я остаюсь при своем мнении, поскольку умиляться от вида ребятни, поднявшейся на сцену во время торжественного открытия фестиваля, можно только один раз. Когда это происходит дважды, трижды, а затем и четырежды, я начинаю подозревать: лучше того, что некогда было придумано уже упомянутой ранее Диной Гатуевной Давлетшиной, ныне родить не может никто, а посему схема используется старая. И единственное, что примирило меня с “повторением пройденного”, - это решение “малышей”, умудрившихся не “потонуть” в море увиденных ими постановок и выбор сделать разумный, совпавший с мнением людей, каковые посвятили театру не только свои труды и дни, но и всю жизнь. Ничего не скажешь - чуткое детское сердце подсказало всем пятерым верный ответ. И все же, мне кажется, новое время “Ниточки” (а ее участникам, равно как и членам жюри, Ильмар Разинович вручил специальные часы с эмблемой феста) потребует и новых “песен”.
...И чуть-чуть о призовом фонде. Разговор идет в рассчете на будущее: награды, которые театры-участники увозят по своим городам и весям, безусловно, являются визитной карточкой не только “Ниточки”, но и нашей республики. Не говорю о том, что они должны быть сверхдорогими, нет. Но призы эти должны быть достойными. И структуры, которым вменили в обязанность столь деликатное дело, должны понимать: юным жителям Башкортостана, коим придется вручать более чем простенький пластмассовый, раскрашенный под сусальное золото кубок с гравировкой “Лучший спектакль”, станет неловко за взрослых, проигнорировавших не только просьбы “куколки”, но и распоряжения свыше. Я уже писала, что денег на фест выделили столько, сколько выделили. На роскошь никто не рассчитывал, все понимали: то, что в непростые наши дни фестиваль все-таки состоялся, причем неплохой фестиваль, - это уже большая удача. Потому-то устроители вертелись как могли, привлекая на свою сторону товарищей, родственников и знакомых. Нашелся для “Братца Лиса...” неплохой сервиз (дар пожелавшего остаться неизвестным друга БГТК) - он вместе с кубком отправился в Пензу; мощно поддержал “Ниточку” наш СТД, отметив “Варвару Ивановну” отличным (и главное - крайне необходимым Оренбургскому “Пьеро”) ксероксом; прислало “ядерный” зеленый чемоданчик с башкирским медом и бальзамом Управление по культуре и искусству Администрации Уфы - таковой уехал в Казань (спектакль “Волшебные сны Апуша” Татарского государственного театра кукол “Экият”)... И все же я не могу обойтись без некой доли нравоучения (хоть директор фестиваля и просил меня не затрагивать весьма зыбкой темы): в ситуации, когда в нашем регионе на свет появляется долгожданный “младенец”, родителям его необходимо помогать. И эта поддержка - не только гарантия того, что “малыш” крепко встанет на ножки и будет расти на радость всем, но и умение принять гостей, съехавшихся на туй в честь первенца, уважение к тем, кто оказал хозяевам честь.
Илюзя КАПКАЕВА.
НА СНИМКАХ: все-таки жюри у нас детское, поэтому эмоции его были сродни тем, что царили в зале; сцена из спектакля “Братец Лис и Братец Кролик” Пензенского областного театра “Кукольный дом”.
Фото Булата
ГАЙНЕТДИНОВА.
НА СНИМКАХ: все-таки жюри у нас детское, поэтому эмоции его были сродни тем, что царили в зале; сцена из спектакля “Братец Лис и Братец Кролик” Пензенского областного театра “Кукольный дом”.
Фото Булата
ГАЙНЕТДИНОВА.
Продолжение следует.
21-11-2012 (0) Просмотров: 2 273 Номер: 223(12121) Версия для печати