$ - 70.5198
€ - 79.5181
75-летие Победы

ЧИТАЙТЕ В НОМЕРЕ

Бренд - гарантия качества

Газ в доме будет

Умылись улицы в преддверии зимы

Имена

Сашу знали и ценили во многих уголках страны

К 70-летию со дня рождения журналиста «Веч рки», Александра Касымова


Хотя Александр Гайсович Касымов поступил на работу в «Вечернюю Уфу» только весной 1973 года, можно смело сказать, что он стоял у истоков городской газеты, которая впервые вышла 1 января 1969-го. Он начал сотрудничать с редакцией гораздо раньше — еще юным корреспондентом, благо редакция активно пестовала талантливую молодежь, готовя будущих сотрудников «Вечерки». Многие ребята отсеялись сами собой. Они быстро поняли, что литературная работа в городском издании — ежедневный титанический труд «ради нескольких строчек в газете», как поется в известной песне. Собственно, это было совсем не то, что нам показал режиссер Сергей Герасимов в художественном фильме «Журналист», вышедшем на экраны кинотеатров страны в 1967 году.

Сашу знали и ценили во многих уголках страны

Саше Касымову везло на наставников: в первую очередь его пестовала сама Лилия Перцева, заведовавшая отделом науки и учебных заведений. По-моему, тандем Перцева — Касымов сложился еще в республиканской молодежной газете «Ленинец», а когда Лилия Оскаровна перешла в «Вечерку», это наставничество продолжалось уже в доме на Карла Маркса, 25. Именно в «Молодежке» в 1960-е годы работала отменная школа юных корреспондентов, поскольку в Башкирском государственном университете тогда еще не было факультета журналистики. Постепенно Касымов получил в редакции статус внештатного корреспондента, что считалось очень престижным. Ему выписали редакционное удостоверение, а это говорило о многом.
После того как Саша в полной мере проявил себя в журналистике, его приняли в штат - в отдел писем и массовой работы, которым руководила Анна Татарченкова. Она была из той же плеяды журналистов, что и Перцева, начинала свой творческий путь в «Ленинце». К Анне Сергеевне в отдел попасть было сложно, у нее был высокий критерий требований к подчиненным, но Касымову это сделать не составило никакого труда. Он рос на глазах Татарченковой, у нее к тому времени сложилось о Саше очень хорошее впечатление. У Касымова и характер оказался очень покладистый, с дисциплиной было все в порядке, а к людям он относился очень внимательно, вникал в их проблемы. В отделе писем нередко приходилось разбираться с жалобами уфимцев, защищать читателей газеты от произвола чиновников и черствых людей, проводить рейды, постоянно иметь дело с простыми гражданами, писать на самые актуальные темы городской жизни.
Конечно, работа в отделе писем - это было совсем не то, о чем мечтал Саша, когда впервые переступил порог редакции. Выбирать же молодому человеку, только начинающему публиковаться, не приходилось, да и более престижные должности в редакции занимали маститые журналисты. С другой же стороны, главный редактор газеты Явдат Хусаинов считал: в идеале каждый начинающий молодой сотрудник обязательно должен пройти школу отдела писем, потому что, работая там, он получал серьезные уроки, узнавал житейские и семейные проблемы уфимцев, видел жизнь, как говорится, отнюдь не с парадной стороны здания. Касымов, тщательно разбираясь с письмами читателей, публикуя обзоры, комментарии, все равно находил время, чтобы писать для души, на любимые темы и очень терпеливо ждал своего часа, чтобы перейти в другой отдел.
В итоге он стал одним из знаковых журналистов республики: проработал в «Вечерке» всю жизнь, за исключением трех лет, когда в постсоветское время уходил в новое региональное издание «Волга-Урал» (1991-1994), потому как там было литературное приложение, где можно было делать то, чего жаждала душа. Александр Гайсович работал в городской газете поочередно литературным сотрудником, заместителем ответственного секретаря, редактором информационно-рекламного издания «Уфимская неделя», литературным обозревателем и заведующим отделом культуры и искусства, выступил инициатором учреждения литературной премии «Вечерней Уфы», избирался членом президиума правления Союза журналистов Башкирии (1990-1993). А в самом творческом объединении состоял с 1976-го, неоднократно избирался делегатом съездов журналистов республики. Создал литературный журнальчик (так он его назвал) "Сутолока", став его редактором и составителем. Выступил одним из составителей коллективных сборников наших писателей, в том числе и «Голоса вещей» (Уфа, 1999), награжден дипломом центральной ведомственной газеты "Культура" и института "Открытое общество" (1997), удостоен премии фонда "Знамя" (1999).
Поэт и переводчик Айдар Хусаинов составил сборник литературно-критических статей Александра Касымова «Критика и немного нежно» (2007). Вот как среагировал Саша на то, что стал лауреатом премии журнала «Знамя»: «Известие о присуждении мне премии «Знамени» я воспринял с некоторым смущением. Строго говоря, я считаю себя человеком без определенных занятий, а в критике — дилетантствующим беллетристом. Первым моим побуждением было отказаться от награды... Но честолюбие, но тщеславие, но гордыня! Будучи единственным русским критиком в Уфе и Башкирии, я подумал в конце концов, что мне стоит оставить сомнения при себе. Горизонтальная художественная коммуникация – вот что важно. Советская идеолого-эстетическая иерархия так или сяк рухнула. И может быть, смысл моей критической деятельности как раз и заключается в том, чтобы держать в зубах проводок, по которому потечет ток художества».
Литературное достижение Касымова заключается и в том, что он, один из немногих творческих работников Башкирии, печатался в престижных толстых журналах Москвы и Свердловска (Екатеринбурга): "Октябрь", "Уральская новь", "Знамя" и другие. Он написал книги стихов и статей «Улетающий Обломов» (Уфа, 1997), «Лечебник для садов Семирамиды: голоса вещей» (Уфа, 1997), известен на всю страну как литературный критик, а это очень трудный жанр, которым мог овладеть далеко не каждый журналист. У Саши все это хорошо получалось. Он, наверное, мог стать отменным научным сотрудником или преподавателем филологического факультета вуза, но настолько прикипел к редакционной работе, творческой работе, что уже не мыслил себя без «Вечерки».
Рашит АЮПОВ.

Дата создание новости 4-10-2019   Комментарии (0)   Просмотров: 277     Номер: 72(13356)     Версия для печати


Добавить комментарий
Ваше Имя:
Ваш E-Mail:
Полужирный Наклонный текст Подчеркнутый текст Зачеркнутый текст | Выравнивание по левому краю По центру Выравнивание по правому краю | Вставка смайликов Выбор цвета | Скрытый текст Вставка цитаты Преобразовать выбранный текст из транслитерации в кириллицу Вставка спойлера
Вопрос:
8+2-5=?
Ответ:
Код:
Включите эту картинку для отображения кода безопасности
обновить, если не виден код
Введите код:


 
© 2011-2019, Редакция газеты «Вечерняя Уфа»
Использование материалов без письменного согласия владельца сайта запрещено.