$ - 64.6327
€ - 72.2464

ЧИТАЙТЕ В НОМЕРЕ

Скорбим вместе с Мурманском

Следователи помогут

Зарегистрировал – и порядок

Своя изюминка

А коклюшки между белых нитей в пляс...


А  коклюшки  между белых нитей в пляс...

Мастерица быстро и проворно перебирала коклюшки, и в суету Второй выставки-фестиваля народных художественных промыслов “Уфа-Ладья.Арт.Ремесла”, что состоялась в последние дни февраля, вплелась необычная мелодия - словно тоненькая струйка ручейка переливалась через камушек. А движение этих особых березовых палочек было вовсе не хаотичным, их стройный порядок творил чудо, превращая нитки в затейливое кружево, похожее на рисунок, что в морозы выводит зима на оконных стеклах.
- Наверное, трудно освоить кружевоплетение? - спрашиваю я у Ларисы Клих, педагога подросткового клуба “Радуга”, которая уже двадцать лет увлечена коклюшками, и поглядываю в сторону Татьяны Федоровны Гурьевой (на снимке), не прерывающей своей работы.
- По-настоящему сложно только поначалу. А когда освоишь базовые приемы, ухватишь суть, становится чрезвычайно интересно. Чем дальше, тем интереснее, потом даже забываешь, сколь трудным было начало пути. Всякая работа требует навыка. Чем больше совершенствуешься, тем скорее плетение на коклюшках превращается в удовольствие.
Слушаю Ларису Раисовну и не верю: неужели вот эти чудные жилеты, ажурные воротники, белопенные скатерти, прозрачные накидки сотворены уфимскими женщинами вечерами, после основной работы. Вот эта красота - их хобби?!
Клуб любителей кружевоплетения “Плетешок” впервые вышел “в люди” именно на “Уфа-Ладье”. Клубу, объединившему семь кружевниц, тогда было-то всего полгода. Презентация прошла даже с фурором! Возле стенда “Плетешка” было людно, публика рассматривала, задавала вопросы, требовала мастер-классов и напрашивалась в члены.
- Мне такое любопытство понятно, - улыбается Лариса Клих. - В 90-х годах я начала посещать кружок рукоделия, который при Дворце культуры химиков вела Евгения Нефедова. Она профессиональная кружевница, закончила в Вологде училище и сумела передать ученицам - а среди нас были и девочки, и женщины средних лет, и бабушки, - свою любовь к старинной технике. Мы с увлечением общались лет пять. А потом нам отказали в помещении, коммерческая аренда была непомерна, и самодеятельное объединение распалось. Да и время тогда было тяжелое, люди с трудом выживали, не до кружев...
Но коклюшки так просто не отпускают. Лариса Раисовна продолжала плести дома, своих воспитанниц из “Радуги” пробовала обучать. А в последнее время, на волне рукодельного бума, кружевоплетение стало возрождаться. Клих пригласили вести курс теоретических и практических занятий в лицее № 10, ее привлекли к социальному проекту “От новых программ - к новым профессиям”, в рамках которого пенсионеры обучались декоративно-прикладным техникам.
- Ремесло не пропало, - говорит Лариса Клих. - На занятиях с дамами серебряного возраста (а это было двадцать четыре учебных часа), проявившими к кружеву неподдельный интерес, я поняла, что пришла пора объединяться. Нашлись те, кто когда-то ходил в кружок Нефедовой, сама Евгения Николаевна решила тряхнуть стариной. Так мы собрались в “Плетешок”. Принять всех желающих, к сожалению, пока не можем. Берем тех, кто знаком с азбукой коклюшечного кружева.
Клубов любителей рукоделия, которые сейчас в Уфе как грибы после дождя появляются, объединяющих мастеров определенной техники, немного. Помимо широко известной студии художественного текстиля “Кускар”, пожалуй, лишь вышивальщицы на ум приходят. А ведь эти клубы ставят целью не только общение, но и совершенствование в мастерстве, чем особенно ценны.
Объединение, о котором ведется речь, молодое, делает свои первые шаги. Главная проблема - помещение. Пока кружевницы собираются вечерами, на квартирах. Может быть, в городе найдутся энтузиасты, готовые предоставить “Плетешку” крышу?
Мила ДОРОШЕВИЧ.
Фото Дмитрия МУХАМЕТКУЛОВА.


И ЕЩЁ...
Впервые русские кружева упоминаются в Ипатьевской летописи 1252 года. И названы они там златыми. Ими был обшит кожух князя Даниила Галицкого. Позже описания встречаются во многих исторических документах. Способов изготовления было множество: кованое, плетеное, шитое, пряденое, волоченое, низанное и саженное жемчугом. Кружевоплетение называлось у нас в старину “женским замышлением”, а кружевницы - плетеями. Самыми распространенными в России были русское сколочное кружево, численное (мерное) и сцепной манер.

Дата создание новости 14-05-2015   Комментарии (0)   Просмотров: 1311     Номер: 92(12740)     Версия для печати


Добавить комментарий
Ваше Имя:
Ваш E-Mail:
Полужирный Наклонный текст Подчеркнутый текст Зачеркнутый текст | Выравнивание по левому краю По центру Выравнивание по правому краю | Вставка смайликов Выбор цвета | Скрытый текст Вставка цитаты Преобразовать выбранный текст из транслитерации в кириллицу Вставка спойлера
Вопрос:
8+2-5=?
Ответ:
Код:
Включите эту картинку для отображения кода безопасности
обновить, если не виден код
Введите код:


 
© 2011-2019, Редакция газеты «Вечерняя Уфа»
Использование материалов без письменного согласия владельца сайта запрещено.