Пятьдесят плюс
Новая профессия для бабушки,
или Как пенсионерам заработать помогают
Социальный проект "От новых программ - к новым профессиям", инициированный Ремесленной палатой Республики Башкортостан, стартовал в июле. Поговаривать о нем начали еще весной. Когда подтвердилось, что программа победила в конкурсе Министерства труда и социальной защиты населения РБ и получен грант в размере 713 тысяч рублей, рукодельное сообщество, в частности дамы серебряного возраста, - обрадовались: и на нашу улицу пришел праздник.
Было чему радоваться! Пожилым людям городов и районов республики адресовался цикл обучающих мероприятий: мастер-классы, семинары, выставки, презентации по направлениям ремесленничества - ручное ткачество, ковровая вышивка, кружевоплетение, народная кукла, витражная роспись... Причем для лиц так называемой возрастной категории "пятьдесят плюс" участие в них совершенно бесплатно. Предполагалось, что дальнейшее освоение выбранных направлений позволит пенсионерам получить дополнительную профессию и заработок; что эти навыки бабушки передадут внукам, а значит, укрепятся семейные связи; что поднимется у них самооценка.
О том, как Ольга Чуринова, считающаяся в городе асом войлоковаляния, делилась своим искусством с пенсионерами, "Вечерка" рассказала в номере от 16 июля. Реакция читателей на публикацию не замедлила себя ждать.
- Замечательное дело с этими мастер-классами для пожилых затеяли, - раздался в телефонной трубке голос Антонины Ивановны. - Я бы с удовольствием несколько занятий посетила. Но что ж не подумали, летом многие пенсионеры за городом, в садах. Нам сейчас не до рукоделия. Надо было проект ранней весной запускать или на осень отложить.
Согласившись с этой весьма здравой мыслью, редакция обратилась за комментарием к председателю правления Ремесленной палаты РБ Алле Ильинцевой. Она разъяснила, что по условиям конкурса проект следует завершить до конца года. А еще нужно подготовить финансовую отчетность. Поэтому итоговую выставку работ, выполненных участниками мастер-классов, скорее всего, приурочат ко Дню пожилых людей. Алла Александровна посоветовала дачникам посетить сентябрьские занятия.
У Альфии Курбангалеевой иная претензия. Запись на мастер-классы осуществляется только Народным университетом третьего возраста. Расположен он в центре Уфы. По телефону сложно выяснить все детали. Сотрудники университета предлагают заинтересованным прийти на еженедельное четверговое собрание. Альфие Нурисламовне, жительнице Шакши, ехать через весь город на улицу Коммунистическую не очень удобно. Почему не организовали опорные пункты по районам города? Например, в местных советах ветеранов или центрах социальной поддержки.
Оказалось, что такая мысль у авторов проекта была. Но реализовать ее не удалось.
Данная проблема потянула за собой еще одну - низка информированность о проекте. В Уфе, а по республике тем более, о занятиях для пенсионеров знают мало. Хотя, как уверяют организаторы, уже в первый день записались сто тридцать человек (в проект предполагается вовлечь 200 взрослых и столько же детей), охват населения оставляет желать лучшего. В учебных классах одни и те же лица из числа активистов Народного университета третьего возраста.
Стоило больше рассказывать о проекте в средствах массовой информации, и не только в печатных. Почему не обозначить его в социальных сетях? Например, организовать группу ВКонтакте, разместить на страничке график мастер-классов (пока он доступен лишь на сайте Ремесленной палаты РБ), вести электронную запись, выкладывать новости. Многие пенсионеры, благодаря тем же курсам компьютерной грамотности, с интернетом сейчас на дружеской ноге. Неуверенным пользователям внуки бы помогли. Следовало привлечь к работе и городские клубы любителей рукоделия.
Жаль, что отличный проект подводят организационные просчеты. Педагоги-то работают отлично. Великолепный мастер-класс по плетению мандал, на котором побывал автор этих строк, привлек всего трех человек. Еще одна дама, запыхавшись, прибежала спустя час после начала. Накануне, рассказали женщины, приехал автобус рукодельниц из Нуримановского района. Все остались довольны. Говорили, что внучат научат эти чудные панно делать, и с покупкой подарков теперь проблем не будет.
Большой интерес вызвала программа в городах и районах республики. Например, десант рукодельниц из Нуримановского района приезжал в Уфу трижды. Кроме уже упомянутых занятий по мандалам, женщины занимались ткачеством на бердо и войлоковалянием. Уфимская команда, в свою очередь, выезжала в Белебей.
Несогласованность действий организаторов привела к тому, что на какие-то курсы людей являлось больше, чем требовалось, а где-то классы пустовали. На конец августа наметили два занятия по батику. Ответственные не учли, что роспись по шёлку - дело непростое, одним уроком не обойтись, и учениц пригласили вдвое больше. Вдруг провели обучение плетению на коклюшках и ирландскому кружеву, которых не было в плане. Техники чрезвычайно интересные. Почему же о возможности обучиться не объявили широко, опять-таки пригласили приближенных лиц? Может быть, стоило ограничить запись и позволить посетить, скажем, только на два курса, а не шесть-семь. Занятия, повторимся, бесплатные, и если бы население проинформировали, отбоя от желающих бы не было. А так получилась халява для ограниченного круга.
Свою точку зрения высказала Ирина Клименко, председатель правления общественной организации "Грани мастерства" и слушательница Народного университета третьего возраста.
- Сложилось впечатление, что не провели предварительный опрос: чем бы люди хотели заниматься. Меня очень удивил перечень предлагаемых видов рукоделия. Например, кружевоплетение на коклюшках, связанное с нагрузкой на глаза. Это для пожилых людей! Думаю, востребованы бы были занятия по украшениям из полимерной глины, текстильной флористике. Забыли о мужчинах. Им были бы любопытны резьба по дереву или плетение из лозы.
Большой интерес среди слушательниц Народного университета вызвал мой рассказ об Ирине Гилязевой. Она хоть и не профессиональный мастер, но рукодельничает всю жизнь, разработала авторский курс "Вторая жизнь вещей", рассчитанный на двадцать часовых занятий. Курс предполагает изготовление множества полезных и нужных в быту предметов из старой одежды. Джинсы в представлении Ирины Назибовны - настоящий сырьевой клондайк. Из них можно сделать хоть сумку, хоть бижутерию. У пожилых людей старых вещей скапливается много, желающих получить такие уроки предостаточно. Гилязева успешно опробовала курс в Центре социальной защиты Ленинского района Уфы, программа "Салям" БСТ показала два сюжета с ее участием - вязаные бусы и салфетки, плетенные на рамке. Почему-то Ремесленная палата не привлекла мастера к программе.
Я записалась на витражную роспись, но по телефону приглашения не получила. Зато мне предложили ковровую вышивку. Пришла с горя, хотя данная техника меня мало интересует. Педагог, кстати, переживала, что учащихся маловато.
В этой связи у меня возник вопрос: каков КПД данной социальной программы? Ее название предполагает, что, пройдя обучение, люди и дальше будут совершенствоваться в данном виде ремесла. Любопытно бы проследить, сколько обученных участников останется в профессии через полгода или год - пятьдесят, двадцать или пять процентов? Каков конечный результат? Красивые отчеты составить несложно. Будет очень жаль, если немалые деньги гранта и усилия преподавателей окажутся потраченными напрасно. Кто-нибудь задумывался, что дальше делать с отрядом обученных рукодельниц, как помогать росту их мастерства, обеспечивать выставочными площадками, местами для реализации хэнд-мэйда?
Об этом же говорила Флюра Хусаинова, с которой мы пересеклись на мастер-классе по мандалам. Оказалось, Флюра Махмутовна уже попробовала себя в древневосточной технике рисования на воде - эбру, в росписи по шёлку - батик. Социальную программу считает очень полезной. Ждет продолжения: чтобы полученные умения обернулись для пенсионеров хоть какой-то копеечкой, необходимы дальнейшие шаги.
Безусловно, нужный, полезный, востребованный проект своей конечной цели - обучению новой профессии - не достиг. То, что мы видим - это, скорее, разнообразие досуга пенсионеров. Заработать на изделиях ручного труда не так просто. Речь идет не только о качестве работ, но и возможностях их реализовать, которые пока в городе минимальны.
По словам Ирины Клименко, которая бьется над данной проблемой не первый год, ситуацию в Университете третьего возраста обсуждали. Планируется организовать на его базе клуб рукодельниц, в который в том числе войдут и уфимцы, прошедшие обучение по рассматриваемой программе.
Мила ДОРОШЕВИЧ.
Фото Дмитрия МУХАМЕТКУЛОВА.
5-09-2014 (0) Просмотров: 2 697 Номер: 172(12570) Версия для печати