$ - 66.8757
€ - 76.1848

ЧИТАЙТЕ В НОМЕРЕ

Я помню старый граммофон и Чёрные пластинки…

Нам бы «домашку» взять и отменить?

Два процента — вроде бы немного, но...

Душевный разговор

Не ругать! Первоклассникам сейчас тяжко


Не ругать! Первоклассникам сейчас тяжко

Первый класс школы - один из наиболее сложных периодов в жизни ребенка. О том, как помочь первокласснику адаптироваться к новым условиям, сегодня рассказывает психиатр Республиканского клинического психотерапевтического центра Милана ЧЕЗГАНОВА:

- С первых сентябрьских дней детей ждут достаточно напряженный режим и жесткая система требований. Кто-то привыкает к ним за две-три недели, у кого-то адаптация затягивается на полгода. Это зависит от многих факторов: индивидуальных особенностей, типа учебного заведения, сложности образовательных программ, подготовленности ребенка к школе.
В ответ на новые требования у первашей могут появиться усталость, головные боли, раздражительность, плаксивость, нарушение сна. Снижается аппетит. Случаются и трудности психологического характера, например, страх, отрицательное отношение к учебе, учителю, неправильное представление о своих способностях.
Эти изменения в организме первоклассника некоторые зарубежные ученые называют "адаптационной болезнью", "школьным шоком", "школьным стрессом".
Не все первоклассники готовы к школьным условиям. Некоторые из них, даже с высоким уровнем интеллектуального развития, с трудом справляются с нагрузкой. Многим, особенно шестилеткам, трудна социальная адаптация. Мамам стоит принять во внимание: год, отделяющий шестилетнего ребенка от семилетнего, очень важен для психического развития. За это время у ребенка формируется произвольная регуляция своего поведения, ориентация на социальные нормы и требования, словом, формируется новый вид психической деятельности - "я - школьник".
По степени адаптации детей можно разделить на три группы.
Первая группа - быстро осваиваются в школе, легко заводят друзей, спокойны, доброжелательны, добросовестны и без видимого напряжения выполняют все требования учителя. Бывают сложности, но к концу октября они преодолеваются.
У второй группы адаптация затягивается: дети теряются в новом окружении, медленно сближаются с одноклассниками, чувствуют себя одинокими. Они могут играть на уроках, выяснять отношения с товарищем, не реагируя на замечания учителя или отвечая слезами, обидами. Трудно усваивают учебную программу. Лишь к концу первого полугодия их реакции становятся адекватными школьным требованиям.
Третья группа - социально-психологическая адаптация связана со значительными трудностями. У детей отмечаются негативные формы поведения, резкие отрицательные эмоции, они с большим трудом усваивают учебные программы. На них чаще всего жалуются учителя: они "мешают" работать классу.
Как помочь ребенку? Требуются внимание и терпение со стороны всех окружающих взрослых - родителей, бабушек и дедушек, других родственников.
Важна не только моральная, но и эмоциональная поддержка. Поменьше ругайте, а лучше вообще этого не делайте. Не просто хвалите, а отмечайте конкретные достижения. Подчеркивайте - "Ты научился что-то делать хорошо, значит, и всему остальному научишься".
Терпеливо ждите успехов. Именно на школьных делах чаще всего замыкается порочный круг тревожности. Любыми средствами снижайте болезненность школьной сферы. Покажите ребенку, что его любят не за хорошие оценки, и вообще не за что-то, а вопреки всему. Чем больше мы воспитываем, давим, тем больше растет сопротивление, которое проявляется иногда в ярко демонстративном поведении. Демонстративность, истеричность, капризность порождают отсутствие любви, внимания, ласки.
Когда ребенок "фокусничает", постарайтесь свести замечания к минимуму. Особенно - минимизировать эмоциональность своей реакции, поскольку именно эмоций ребенок и добивается. За истерики наказывайте одним способом - лишением общения (спокойно, а не демонстративно).
Главная награда - доброе, любящее, открытое, доверительное общение в те минуты, когда ребенок спокоен, уравновешен. Похвалите: "Мне нравится твой рисунок. Приятно видеть, как ты занимаешься со своим конструктором".
Облегчают адаптацию соблюдение первоклассниками норм двигательной активности. Отлично, если в школе будут организованы физкультминутки на уроках, подвижные игры на переменах, динамическая пауза и внеклассные спортивные занятия.
Обратите внимание на режим дня. Гуляйте после школы и перед сном, ограничьте время пользования гаджетами (не более часа в день). Водите первоклассника в секции и кружки.
Если, несмотря на приложенные усилия, ребенок сложно адаптируется к школе, обратитесь к детскому психотерапевту или психологу. Проблемы адаптации, не решенные в младших классах, могут явиться фундаментом отклонений психосоциального развития на последующих этапах созревания, особенно в подростковом возрасте.

Нынешнего гостя полосы "ЗДРАВствуйте!" представил ведущий рубрики Ильгиз ТИМЕРБУЛАТОВ,
главный врач Республиканского психотерапевтического центра, доктор медицинских наук.

Дата создание новости 4-09-2015   Комментарии (0)   Просмотров: 753     Номер: 172(12820)     Версия для печати


Добавить комментарий
Ваше Имя:
Ваш E-Mail:


17 августа 2018 г. №66(13246)


«    Август 2018    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031 

Как вы оцениваете состояние дорожного покрытия в нашем городе?

В целом удовлетворительно, но есть немало мест, где необходим ремонт
Не все конечно гладко, но на фоне других городов дороги хорошие
Все прекрасно. Дороги у нас отличного качества

 
© 2011-2018, Редакция газеты «Вечерняя Уфа»
Использование материалов без письменного согласия владельца сайта запрещено.