$ - 62.9103
€ - 66.1087

ЧИТАЙТЕ В НОМЕРЕ

Бренд - гарантия качества

Газ в доме будет

Умылись улицы в преддверии зимы

Театр – дело точное, и это просто призвание завпоста


Театр – дело точное, и это просто призвание завпоста

В театре есть профессии, подробности о которых редко известны зрителям, приходящим на спектакль и зачарованным сценическим действом. Театральное искусство для многих – это любимые актеры, выходящие на сцену в чреде образов, это режиссеры с их оригинальным прочтением знакомых сюжетов, это художники, творящие в пространстве сцены новые миры.

Но театр – это еще и техника и технологии, невероятно быстро меняющиеся и требующие колоссальных знаний, опыта, чутья. Для того чтобы актер вышел на подмостки, необходимы усилия множества театральных цехов – бутафорского и декорационного, поделочно-макетного и монтировочного, пошивочного, костюмерного, реквизиторского, гримерно-постижерного, осветительского, звукорежиссерского! И все они объединяются под началом заведующего художественно-постановочной частью, берущего на себя непростую обязанность быть в ответе за всю материально-техническую составляющую театрального действа.
В Государственном академическом русском драматическом театре Республики Башкортостан эти обязанности вот уже тридцать лет исполняет заслуженный работник культуры Республики Башкортостан Олег Коротик, буквально на днях отметивший круглую дату!
…Дверь в кабинет Олега Шмулевича не закрывается ни на минуту: период подготовки к открытию театрального сезона и работа над двумя новыми спектаклями требует максимального внимания. Впрочем, сложно сказать, какой этап для завпоста самый напряженный. Дабы «запустить» спектакль, необходимо все созданное фантазией художника «переложить» на строгий язык чертежей и схем, рассчитать нужное количество материала, распределить время выполнения каждого этапа работы так, чтобы к премьерному показу все было готово. В процессе изготовления, скажем, сварочных конструкций, мебели или бутафории возникает множество вопросов, которые решать приходится максимально оперативно. Любые изменения согласовываются с постановочной командой спектакля – никакие технические сложности не должны повлиять на художественный результат. А какая горячая пора – выпуск спектакля, когда на сцене собирают декорацию, ставится свет, появляются костюмы!.. Градус нервного напряжения растет в каждом цехе – ведь все члены команды стремятся успеть, не подвести!
Немногословный, внешне нордически спокойный Олег Шмулевич деликатно старается рассеять мешающие общему делу лишние эмоции, часто беря удар на себя. Под его началом работают более пятидесяти человек, у каждого из которых есть своя зона ответственности. И ко всем по отдельности нужно найти свой, не только профессиональный, но и человеческий подход, потому что театр – дело коллективное и без взаимопонимания, взаимовыручки ничего не получится! А результат такой слаженной работы постановочных цехов Русского академического может оценить каждый зритель, приходя на спектакли!
…Театр появился в жизни Олега Шмулевича в раннем детстве. Сначала его водили на небольшие уличные представления театра кукол, базировавшегося тогда на Ленина. Потом – на спектакли Русского драматического театра, располагавшегося в те годы в здании нынешней филармонии: «Мамаша Кураж и ее дети» с Ханой Леопольдовной Варшавской, «Царь Федор Иоаннович», где главную роль играл Владимир Васильевич Прибылов.
Театр Олег Шмулевич воспринимал глазами старшего брата. О близком родстве Олега Коротика с Михаилом Рабиновичем, незабвенным художественным руководителем ГАРДТ РБ, знают немногие. В феврале 1942 года родной отец Михаила Исаковича погиб на фронте, когда сыну было всего полтора года. И когда позже мама, Ида Абрамовна, вышла замуж, Шмуль Яковлевич, прошедший всю войну, дошедший до Рейхстага, воспитывал троих детей – сыновей Михаила и Олега и дочь Евгению.
Несмотря на семнадцатилетнюю разницу в возрасте, отношения между братьями всегда были предельно доверительными. Даже дни их рождения следуют один за другим! Атмосфера в доме была пронизана разговорами о театре, литературе, кино – в их квартире часто собирались друзья Михаила Исаковича. Будучи совсем юным, Олег Шмулевич был свидетелем их размышлений, споров, слушал музыку, звучавшую с патефонных пластинок, запоминал великие имена…
А отец, работавший заместителем директора Силикатного завода, прививал ему любовь к технике: дарил сыну конструкторы, наборы радиолюбителя, увлекал процессом сборки; позже вместе они своими руками делали домашнюю мебель. Окончив школу, Олег Коротик поступил в Уфимский авиационный техникум, потом в институт. Работал в конструкторских бюро, на Моторостроительном и Агрегатном заводах. Был даже период, когда он преподавал школьникам черчение. Но в нем все равно исподволь зрела тяга к другим сферам: любя хорошую музыку, собирал для себя редкие в то время усилители – качественный звук был тогда мечтой многих, начинал заниматься звукорежиссурой…
Случилось так, что в 1992 году буквально «оголился» макетный цех Русского театра, и нужен был технически грамотный специалист, готовый собрать команду единомышленников. В тот момент Олег Шмулевич как раз решился сменить род занятий, и предложение попробовать себя в новой профессиональной области оказалось как нельзя кстати. А чуть позже, заметив потенциал нового заведующего цехом, Вячеслав Александрович Стрижевский, бывший тогда директором театра, предложил Олегу Шмулевичу перейти на должность завпоста. Все было внове – и требования, и возможности. Были сомнения, опасения, но главное – было огромное желание и увлеченность новым делом. Михаил Исакович поначалу противился этому назначению – возможно, оттого что всегда предельно щепетильно относился к «родственным связям» в работе. Никогда не делал поблажек, требуя с брата ничуть не меньше, а пожалуй, даже больше, чем с кого бы то ни было.
Кое-кто прочил, что новый завпост продержится в театре пару сезонов и вновь уйдет заниматься куда более прибыльной и менее напряженной работой. Но шел год за годом, и Олег Коротик набирался опыта и прорастал той любовью к театру, отречься от которой было уже невозможно.
Одним из первых спектаклей, который выпускал Олег Шмулевич в качестве заведующего постановочной частью, была «Касатка». Любимая и актерами и зрителями, эта добрая, лиричная, светлая постановка Михаила Исаковича с технической точки зрения была совсем не простой. Но в качестве художника работал над ней сценограф Владимир Колтунов – человек не только творческий, но и владеющий технологией. Так что сотрудничество с ним стало для Олега Коротика большой подмогой.
Вспоминая первые свои шаги в нелегком театральном деле, Олег Шмулевич говорит, что ему повезло общаться с уникальными специалистами, одним из которых был Леонид Иванович Канатьев, помогавший театру изготавливать технически сложные декорации, консультируя при выполнении новых конструкций.
Сегодня, имея за плечами тридцатилетний опыт, глядя на предоставленные художниками материалы к новым постановкам, Олег Коротик уверенно предлагает варианты технических решений.
Около двух сотен спектаклей было выпущено театром за эти годы – есть что вспомнить! На удивление легко родилась «Очень простая история» – в удовольствие было и трудиться над этим спектаклем в тандеме с Михаилом Исаковичем и сценографом Владимиром Королевым, и потом смотреть спектакль из зрительного зала.
В тесном контакте вот уже на протяжении многих лет работает русский Академический театр с Вячеславом Видановым. Опытнейший художник, Вячеслав Иванович и масштабом владеет, и не пропускает мелочей. Для спектакля «Старый дом» на сцене собираются три этажа декораций, в которых, как шутят в театре, можно смело жить, как в настоящем доме – здесь множество комнат, коридоры, чердак! Ради художественной целостности спектакля переделки шли фактически до самого последнего дня перед премьерой. Но результат того стоил!
Все реже сегодня молодые художники делают точные расчеты, чертежи и тем более макеты спектаклей. Потому с особой теплотой вспоминает Олег Шмулевич работу с итальянским сценографом Санти Миньеко. К каждому из трех постановок он привозил полноценные, подробные макеты декораций, так что размеры их до сантиметра вписывались в масштаб реальной сцены. Такой труд вызывает безусловное уважение!
Есть в театре у Олега Коротика надежный единомышленник – Амур Мухутдинов, который также является заведующим постановочной частью и берет на себя множество вопросов, в том числе связанных с прокатом спектаклей, гастрольными выездами.
Не раз приходилось завпостам придумывать, как реализовать идеи, принципиально необходимые режиссеру. Одна из таких задач была поставлена на спектакле «Белый конь. Златая птица». В прологе на занавес должна была подаваться видеопроекция, рассказывающая предысторию главных героев, а после необходимо было, чтобы эта ткань исчезла едва ли не мгновенно так, чтобы зритель и заметить не успевал. И была разработана система электромагнитных прищепов, на которые крепился пошитый из близкой к парашютному шелку ткани занавес, занимающий все зеркало сцены, и нужный эффект был достигнут. Ноу-хау? Несомненно! Но они только скромно замечают: получилось!
Вообще, Олег Шмулевич не из тех людей, кто говорит о своих успехах. Разговорить его непросто – он чаще сосредоточен на театральных заботах. В любом деле сначала предпочитает «семь раз отмерить». Не спешит с оценками – редко сразу после премьеры от него можно услышать «вердикт»: в своем деле он точно знает шкалу мер и весов, а как измерить зрительский успех?
Но у самого Олега Шмулевича, безусловно, есть любимые, дорогие сердцу спектакли. И первый среди них – «Ваша сестра и пленница…» Здесь были и сложности, и полученный в процессе работы опыт, и мощное визуальное и эмоциональное воздействие режиссуры Михаила Исаковича и сценических эффектов художника Аллы Коженковой. Был и один личный момент! Видевшие спектакль помнят, как в финальной сцене, в последнем противостоянии Королевы Английской Елизаветы и Королевы Шотландской Марии вдруг появлялся белокудрый мальчик – как символ чистоты и прощения… Одним из исполнителей этой роли был Глеб Коротик, сын Олега Шмулевича. Навсегда, пожалуй, запомнил он огромный букет роз, который ему преподнесли однажды из зала.
По сей день, уже окончив нефтяной университет, переехав по работе в Северную столицу, Глеб старается не пропускать ни одной премьеры родного театра. Как и все другие члены семьи Коротик – любимая супруга Эмилия, много лет прослужившая в школе учителем химии, старший сын Илья. К слову, Илья, посвятивший себя медицине, защитивший кандидатскую диссертацию и ставший востребованным специалистом, сегодня нередко приходит на помощь служителям Мельпомены – как не доверять человеку, выросшему буквально на глазах! А на новогодних представлениях возле театральной елки уже вовсю резвится внук Аркадий…
И Олег Шмулевич счастлив тем, что утром он с радостью идет – в театр, давно ставший не местом службы, а образом жизни, а вечером спешит домой – к семье!

Елена ПОПОВА.
НА снимке: Олег Коротик (слева) со своим коллегой Амуром Мухутдиновым.
Фото
Булата ГАЙНЕТДИНОВА.

Дата создание новости 26-08-2022   Комментарии (0)   Просмотров: 510     Номер: 59(13621)     Версия для печати

02 декабря 2022 г. №84(13646)


«    Декабрь 2022    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 1234
567891011
12131415161718
19202122232425
262728293031 





ВАКАНСИЯ

Редакция газеты «Вечерняя Уфа» примет на работу корреспондента с опытом работы. Зарплата по результатам собеседования (оклад плюс гонорары). Резюме присылайте на почту ufanight2017@gmail.com с пометкой «корреспондент». Обращаться по телефону: 286-14-65.

 
© 2011-2019, Редакция газеты «Вечерняя Уфа»
Использование материалов без письменного согласия владельца сайта запрещено.