Творец театральных вселенных
2 января ушел из жизни Владимир Степанович Королев – известный театральный художник, сценограф, живописец.
Он окончил Киевскую художественную академию по специальности художник театра (мастерская Даниила Лидера). Был участником многочисленных выставок живописи и сценографии в городах России, США, Италии, Германии. Его работы хранятся в частных коллекциях и музеях названных стран. Неоднократно он становился лауреатом театральных фестивалей. Создал сценографию к огромному количеству спектаклей в Киеве, Москве, Уфе, Орле, Ростове-на-Дону, Хельсинки, Стерлитамаке, Йошкар-Оле и многих других городах.
Первый спектакль в Уфе он выпустил в 2002 году. Художественный руководитель Государственного академического русского драматического театра Республики Башкортостан Михаил Рабинович пригласил Владимира Королева для работы над спектаклем «Очень простая история» по пьесе Марии Ладо. А чуть позже он стал главным художником нашего Русского академического театра.
«Дачники» М.Горького, «Страсти по Утрате» (по мотивам «Зимней сказки» У.Шекспира), «Перебор» Х.Бергера, «Оглянись во гневе» Дж. Осборна, «Пельмени с... Федором, или Сказка о честном слове» В. Жеребцова, «№13» Р. Куни, «Squat или Парижская «коммуна» Ж.-М. Шевре – каждый спектакль был сценографически точен, выдержан стилистически и красив. Красота как эстетическая категория была для Королева важна принципиально. В одном интервью он говорил: «Зритель идет в театр, как в место, исключающее повседневность. Погружение в эту, иную реальность может и должно стать праздником, даже если играется самый тяжелый спектакль. И еще! Это должно быть КРАСИВО! В каком-то серьезном, не опошленном и затертом ныне значении этого слова. Ведь должно быть нечто, что удерживает тебя на плаву – и в реальной жизни, и как человека. Все по Федору Михайловичу…»
У Валерия Брюсова есть строки:
Быть может, эти электроны,
Миры, где пять материков,
Искусства, знанья, войны, троны
И память сорока веков!
Еще, быть может, каждый атом -
Вселенная, где сто планет;
Там – все, что здесь, в объеме сжатом,
Но также то, чего здесь нет...
У Владимира Степановича каждый макет к спектаклю – такой электрон. С какой фантазией он придумывал свои миры, а потом с невероятной тщательностью их воплощал... На этих макетах было абсолютно все, что потом появлялось на сцене – огромные светила и моря, дома в три этажа с винтовыми лестницами, винтажная мебель, витиеватые кресла-качалки, статуи египетских богов, сундуки, рояли... Ходики с циферблатом и маятником! Даже жестяной чайник с ноготок младенца величиной!..
Он не просто умел придумать сценографическое решение, он знал, как его воплотить!
Его небольшая мастерская на пятом этаже театра была каким-то особым местом. Чертежи, макеты, наброски, этюды. И картины! Это тоже был огромный пласт его творческой жизни. И частенько в королевских работах – его Пьеро и Арлекинах, служителях сцены, литературных героях – проскальзывало сходство с ним самим: то в прищуре глаз, то в грустной улыбке…
Он никогда не боялся работы. Зная технологию, не гнушался помочь художникам и бутафорам, если в театр приезжали неопытные молодые сценографы. Однажды из ничего придумал новогоднее украшение театрального фойе – сотворил очаровательных снеговиков, у каждого из которых был свой костюм, свой характер, и родилась уютная, добрая атмосфера. К юбилею театра сделал дизайн двухтомного буклета, каждая страница которого была уникальна...
Главным художником Русского академического театра Башкортостана он проработал не очень долго – с 2003 по 2007 годы. Всего в республике – в Национальном Молодежном театре РБ имени Мустая Карима, Стерлитамакском государственном русском драматическом театре, Уфимском государственном татарском театре «Нур» на счету Владимира Королева было несколько десятков постановок.
А еще в Уфе он был главным художником таких значимых торжеств, как 60-летие Победы, празднование 450-летия Добровольного вхождения Башкирии в состав России – вспомните «Поезд Победителей», Крепость на монументе Дружбы, Медовую ярмарку. Нельзя не вспомнить и о том, как он предложил свою помощь и придумал решение сценического пространства для концерта, посвященного 90-летию со дня рождения Булата Окуджавы, проходившего на сцене Русского академического театра и объединившего творческих людей из разных театров и, главное, зрителей, до отказа заполнивших зал.
До последних дней Владимир Степанович был занят своим любимым делом. Выпустил премьеру, уже задумывал новые проекты… Творил миры… И щедро дарил их зрителям!..
Елена ПОПОВА.
Фото Сергея ГУТНИКА.
Фото Сергея ГУТНИКА.
11-01-2022 (0) Просмотров: 899 Номер: 1(13563) Версия для печати