$ - 72.6613
€ - 85.0355

ЧИТАЙТЕ В НОМЕРЕ

Бренд - гарантия качества

Газ в доме будет

Умылись улицы в преддверии зимы

Добрый мир

Коробка для цдаки никогда не остаётся пустой


Сегодня в нашей рубрике не будет обзора новостей из жизни религиозных общин города. Мы представляем вниманию читателей исторический очерк нашего автора Александра ГОЛЫНКО о благотворительной деятельности уфимской еврейской общины.

Идеи милосердия, гуманности и практика благотворительности были известны еще древним евреям, что нашло отражение в Ветхом Завете - религиозном и культурно-историческом памятнике. Ветхий Завет содержит несколько законов, предусматривающих своего рода налогообложение в пользу бедных. В них подчеркивается необходимость не забывать о нуждающихся в праздничные дни, помнить о бедняках и пришельцах, поскольку сами евреи, исходя из Египта, нуждались в помощи. Благотворительность приветствуется даже в отношении личных врагов и иноверцев. С давних времён забота о нуждающихся проявляется в иудаизме и в обычае оставлять для них в поле часть урожая.
В Талмуде благотворительность обозначается словами цдака (буквально праведность или справедливость). Бедный имеет право получать, а состоятельный человек должен давать. От обязанности проявлять милосердие не освобождается никто: ни сильный мира сего, ни последний бедняк. В мельчайших подробностях расписаны правила благотворительности: кто и каким образом обязан заниматься ею, кто имеет право пользоваться, каковы размеры помощи в благотворительных целях. Сострадание и милосердие являются не только важнейшими чертами еврейской морали и всей структуры иудаизма, но и самой сутью его мировоззрения. Коробочки для пожертвований можно увидеть во всех еврейских музеях мира. Богатейшая коллекция находится в музее истории евреев в России.
На территории современного Башкортостана евреи стали поселяться после 1859 года, когда Указы Александра II предоставили право постоянного жительства отдельным их категориям. Члены общины помогали семьям при утере кормильца, выдавали замуж бедных невест, давали средства на лечение, на пожертвования построили синагогу.
Событием огромной важности стало для еврейской общины строительство на собранные ею средства нового каменного здания синагоги рядом со старым деревянным, которое было завершено к 1915 году. Синагога являлась единственным религиозным центром во всем регионе. Вокруг нее были расположены улицы, на которых продолжали традиционно селиться евреи в Уфе. В синагоге проводили кружечные сборы для поддержания бедных и содержание здания. С началом Первой мировой войны массы беженцев и отселенных из прифронтовой полосы оказались в Уфимской губернии - оставившие дома, привычные занятия, измученные тяжелой дорогой, они встретили здесь помощь и поддержку членов общины. Только в одной Уфе к 1916 году скопилось около пяти тысяч беженцев (евреев, поляков, латышей). Половина их была размещена национальными организациями по частным квартирам, на содержание каждого беженца выделялось два рубля в месяц. Так, 11 апреля 1915 года состоялось собрание уфимской еврейской общины, на котором присутствовали более 50 человек. Председатель правления Бомштейн доложил собравшимся о том, что “...уфимский губернатор разрешил правлению общества учредить временный комитет для сбора пожертвований среди евреев на нужды пострадавших от военных действий”.
“До сих пор мы делали пожертвования, - сказал один из ораторов, - теперь пришла пора приносить жертвы”. Сохранился отчет о деятельности комитета помощи жертвам войны за 1915-1917 годы, из которого видно, что существовали комитеты, ведавшие питанием, медицинской помощью, обеспечением одеждой, дровами, обучением детей. В нем приводятся списки жертвователей.
Был учрежден дамский благотворительный комитет помощи местным и проезжающим евреям, не имеющим денег следовать далее, который должен был выдавать им средства для проезда до ближайшего большого города или станции. Комитет при общине брал на себя обязательство устроить в Уфимской губернии от 100 до 150 евреев-ремесленников (токарей, водопроводчиков, портных), если у них были ремесленные свидетельства, дающие право проживания вне черты оседлости.
В конце 1917 года был создан “очаг”, где оборудована амбулатория, богадельня, два “детских” очага. В поездах свирепствовал сыпной тиф, и в Уфе открыли специальную барачную больницу. В голодный 1922 год по инициативе еврейского общественного комитета и при содействии различных групп еврейского населения была открыта столовая, преимущественно для детей.
Когда в 1925 году умер Абрам Яковлевич Казан, переселившийся из Польши в 1915 году, по-видимому, хороший мастер и состоятельный человек, тративший много средств на благотворительные цели (покупал мацу и раздавал ее бедным в голодные годы), гроб с его телом несли на руках через весь город.
Прошли годы, и Уфа вновь стала домом для беженцев, уже Великой Отечественной войны. Голодные, завшивленные, больные люди прибывали эшелонами. На вокзальной площади их встречали толпы уфимцев разных национальностей на подводах и без них, забирали к себе домой, кормили, помогали трудоустроиться.
В послевоенные годы еврейская община находилась до середины 1980-х годов на полулегальном положении, тем не менее нуждающиеся помощь получали - материальную и моральную.
В 1960 году при сносе Ивановского кладбища силами общины на собранные пожертвования была перенесена часть захоронений, оформлены 3 братские могилы. На Сергиевском кладбище была установлена ограда, ворота с калиткой, кирпичная сторожка.
В 1988 году в Уфе создали клуб любителей еврейской культуры, в дальнейшем сформировалась религиозная община, а в 1998 году открыли центр благотворительности и милосердия “Хэсэд” (в 1999 году его возглавил Борис Фридлянд). Задача центра - оказывать не только разностороннюю поддержку людям, но также помочь им осознать принадлежность к истории и традициям своего народа.
В числе услуг “Хэсэда” - прокат реабилитационного медицинского оборудования для ухода и самообслуживания инвалидов и больных, а также патронаж - постоянная помощь по уходу за пожилыми и больными людьми. Нужно сказать о мокед лакашиш - службе помощи пожилым людям, не выходящим из дома. Это услуги парикмахера, исправление небольших поломок несложной бытовой техники. Центр организует медицинские консультации, обеспечивает малоимущих людей медикаментами, продуктами.
Большой популярностью клуб пользуется у людей “золотого возраста”: они собираются вместе на чаепития, смотрят видеопрограммы. Руководит клубом Марина Шадрина. Надо сказать, что основу “Хэсэд Лея” всегда составляли волонтеры, отдающие свое свободное время и бескорыстно помогающие нуждающимся.
В 1993 году еврейская религиозная община была зарегистрирована в Уфе вновь. В 2000 году с приездом раввина Дана Кричевского она получила официальный статус.
В 2008 году на собранные уфимскими евреями пожертвования было построено здание синагоги на улице Блюхера. Образовательный Центр при ней носит название “Бейт Швидлер” (“Дом Швидлера”) в честь бизнесмена, бывшего уфимца, который выделил средства на его строительство.
...При входе в синагогу вас встречает предназначенная для цдаки коробка-копилка. Уфимская еврейская религиозная община и сегодня постоянно оказывает помощь всем нуждающимся, независимо от вероисповедания: центру лечения детей с ДЦП и аутизмом, больным, которым требуется лечение, многодетным и малообеспеченным. При синагоге открыт бассейн для детей с ДЦП, благотворительная столовая.

Дата создание новости 11-01-2017   Комментарии (0)   Просмотров: 1088     Номер: 3(13079)     Версия для печати


Добавить комментарий
Ваше Имя:
Ваш E-Mail:
Полужирный Наклонный текст Подчеркнутый текст Зачеркнутый текст | Выравнивание по левому краю По центру Выравнивание по правому краю | Вставка смайликов Выбор цвета | Скрытый текст Вставка цитаты Преобразовать выбранный текст из транслитерации в кириллицу Вставка спойлера
Вопрос:
8+2-5=?
Ответ:
Код:
Включите эту картинку для отображения кода безопасности
обновить, если не виден код
Введите код:


 
© 2011-2019, Редакция газеты «Вечерняя Уфа»
Использование материалов без письменного согласия владельца сайта запрещено.