Взгляд специалиста
Столица экскурсионная
Сегодня мы публикуем последнюю часть материала искусствоведа Светланы СЕМЕНОВОЙ из цикла об экскурсионных маршрутах по старой Уфе.
Окончание.
Начало в №67, №69.
Деревянное кружево города
Переходный период в деревянном зодчестве, когда эклектика начала включать и народную резьбу, продемонстрирован в кварталах улиц Октябрьской Революции, Гоголя, Коммунистической, Чернышевского и других. Он начался в Москве в 1870-х годах, а в провинции с некоторым запозданием.
Народные узоры прибивали и на вновь выстроенные здания, и на уже существующие классические фасады, возведённые в первой половине XIX века по официальным образцовым проектам, часто не убирая прежние детали декора. В последнем случае получалась, образно выражаясь, «классика в ажуре», а специалисты иногда используют термин «деревянный «классицизм», заключая слово «классицизм» в кавычки, поскольку он вбирает и элементы других стилей. Какое отражение он нашел в нашем городе?
Ответ даст экскурсия «Деревянное кружево Уфы». Экскурсанты убедятся, что на фасады домов по улице Октябрьской Революции под номерами 15, 20/1, 21, 23, 23а, 25/1, 32, 51 и по улице Гоголя - №№ 48, 50, 52, которые были построены в 1820-1860 годах в стиле «классицизм», позже прибили богатые кружева с народными мотивами. А есть и детали, похожие на зашифрованные знаки: «перевернутый веер», «пики», «трефы», «виноградная лоза», число 69, «розы» и «лилии» - это уже признаки модерна.
Реально ли сегодня в Уфе найти «деревянный «классицизм» без эклектики, вернее, образцы чистого классицизма по образцовым проектам, полученным из столицы в начале XIX века? Да! Таковы одноэтажные здания по улице Октябрьской революции - №№27, 37, 42, и флигель бывшей усадьбы купца Кобякова по улице Гоголя, 48/1. Его почему-то не завуалировали кружевом, главный фасад до сих пор имеет три полуциркульных окна со строгим классическим наличником из профильных реек. Думаю, подобные наличники украшали главный дом усадьбы Кобякова. Он и сегодня занимает видное место на перекрестке улиц. Поэтому, когда в 80-е годы XIX века строгость и прямые линии классицизма надоели, то мода на узоры и орнаменты не прошла мимо дома №48, и наличники увенчали высокой «короной из червленого золота».
Словом, для экскурсионного показа данные дома на Гоголя образуют великолепный зрительный ряд, очень удобный для сравнительного анализа архитектурных стилей. В этой связи вышеназванный флигель приобретает дополнительные признаки памятника архитектуры, тем более что в Уфе официальных образцов «деревянного «классицизма», осталось считаное количество. Среди последних особо почетное место занимает скромный, с образцовой архитектурой домик по улице Гоголя, 1 – в 1891 году здесь снимал угол начинающий карьеру Федор Иванович Шаляпин. Окружающая его двухсотлетняя застройка и великолепный вид на реку Белую с ее далями, на мой взгляд, повышают статус этого памятника местного значения до регионального.
К официальным образцам классицизма с большой долей вероятности принадлежал пятиоконный дом с крупным мезонином по улице Бехтерева, 4. Думаю, молодой художник Михаил Нестеров застал этот первоначальный строгий классический наряд. Легко представить, как примерно в последнее десятилетие XIX столетия были добавлены резные украшения с крупным пропильным рисунком (дырочки, ромбики, треугольники и в разных видах «S»), которые сделали его примером нареченного «деревянного «классицизма».
Сложившийся к началу XX века приятный для глаза архитектурный облик другого отрезка улицы Гоголя – а именно дома с 20 по 30-й – сделал его престижным местом для жительства. Советская власть в награду за добросовестный труд выделяла здесь квартиры, и он стал «кварталом пионеров в науке, медицине, культуре». В доме №28 жил писатель Мажит Гафури, в 22-м - первый башкирский ученый биогеограф Александр Куприянович Носков и пионер иммунологии и бактериологии Владимир Николаевич Крыжановский, офтальмолог Габдулла Хабирович Кудаяров поселился в доме №21, основатель терапевтической школы Башкирии Дмитрий Иванович Татаринов - в №26…
Сказочный теремок – срубная изба по Гоголя №22/1 – появился стараниями мещанина, местного общественного деятеля Гурылева в начале 1890-х годов. Судя по старому фото, через лет десять фасадный декор немного изменили, в частности, сруб зашили гладким тесом. Первоначальный вид терема был создан неизвестным нам архитектором в одном из направлений «русского» стиля в рамках эклектики - «ропет-гартман», копирующего деревенское зодчество.
В то время для провинциальных городов эта архитектура была новаторской, смелой. Смею сделать предположение об ее авторстве. В 1891 году в Уфе от преследования властей за политические взгляды скрывался наш земляк Илья Евграфович Бондаренко. Тогда он был студентом архитектурного отделения Московского училища живописи, ваяния и зодчества. Позже в Москве занялся исследованием зодчества Древней Руси. С 1900 года его считают одним из пионеров неорусского стиля, соединяющего модерн с зодчеством Руси.
На старых открытках Уфы и ее окрестностей запечатлено несколько особняков, построенных в духе этого направления. До наших дней сохранились не все. В опубликованном списке проектов зданий известного зодчего Бондаренко отсутствуют воплощенные на малой родине. Но вполне возможно, что Илья Евграфович имеет отношение к домам по улице Гоголя, 22/1 и 21/2, по улице Аксакова, 18 и улице Зорге, 15/1, известному как дом с петушком.
«Поздняя» эклектика с использованием элементов народного зодчества и приемов модерна, необарокко представлена на Гоголя, 22, где вентиляционное окно на крыше выполнено в форме «шляпа жандарма», в зданиях №21/2 (с колпаком и чешуями), №21 (с буклями и ракушками)…
Все эти архитектурные приемы свидетельствуют, что в Уфе XIX и XX века серьезно относились к зодчеству, участвовали в развитии архитектурной мысли, модных направлений, порой весьма смелых для неискушенной провинции. Многие ли губернские города обладали подобной профессиональной строительной культурой?! Во многих ли городах можно провести экскурсии по схожей тематике?
Сейчас идет обсуждение проекта планировки территории старого города. Хочется надеяться, что будет предусмотрено сохранение существующих экскурсионных маршрутов, которые, без сомнения, помогают в воспитании патриотизма, организации досуга уфимцев и гостей нашего города.
Светлана СЕМЕНОВА,
кандидат
искусствоведения.
Фото Дмитрия
МУХАМЕТКУЛОВА.
4-09-2018 (0) Просмотров: 1 482 Номер: 71(13251) Версия для печати