Весна идёт!
И солнце к Белой потянется
В Уфе приступили к чернению речного льда
Ступаем на затвердевшую сугробную корку - и ноги проваливаются почти по колено (хорошо, что в резиновых сапогах!). Кое-как подбираемся к полотну, покрывающему реку Белую, - здесь должно быть проще. Проще… но со второго шага с неприятным хрустом стопа уходит вниз сантиметров на пять... А чего мы ждали? Как признают синоптики, первая половина марта выдалась нетипично теплой. Такая погода характерна для первой декады апреля, а 6 марта и вовсе оказался самым «прогретым» днем за последние сорок девять лет — столбик термометра поднялся до отметки плюс 3,7. Именно поэтому в нынешнем году к чернению льда на уфимских реках сотрудники «Специализированного управления по ремонту и содержанию искусственных сооружений» приступили раньше обычного. Чтобы увидеть, как это происходит, мы все-таки дошли до середины Белой. Точкой приложения стал участок у подножия моста в районе монумента Дружбы, в створе улицы Воровского.
Благо дистанция оказалась не такой страшной, как казалось в начале. По словам начальника производственно-технического отдела Равиля Габбасова, несмотря на местами подтаявший верхний слой, в целом речная «шуба» пока надежная. В центре водоема ее толщина достигает сантиметров 80, ближе к берегу — 50. Кстати, сейчас главная задача для сурсисовцев — ослабить ледяное поле так, чтобы, когда Белая «проснется», замороженные глыбы не сгрудились вокруг мостовых опор и, не дай Бог, не снесли одну из них. Только представьте, с какой силой способен давить лед на сооружение, если один его «куб» весит под тонну.
Пожалуй, самый известный пример разрушительной мощи ледохода — безвозвратно уничтоженный в 1342-м каменный мост в Праге через реку Влтаву, Юдитин мост. Но, поверьте, печальных инцидентов предостаточно и в современной истории: в 2006 году затор напрочь снес опоры моста через реку Нейву в Свердловской области, в 2012-м рухнули два пролета сооружения, соединявшие берега алтайской реки Башкаус, в 2013-м серьезно пострадал бетонный мост в Усть-Куте Иркутской области. Подобные случаи за последние пять лет происходили в Нижнем Тагиле, Новолитовске, Забайкалье… Словом, недаром чернение льда называют одним из самых важных этапов в подготовке к весеннему половодью. А ведь ничего сложного в этой процедуре, по сути, нет.
Сначала наносят разметку на поле площадью 240 метров: оно должно располагаться перед мостовыми опорами, притом с той стороны сооружения, которая находится под давлением течения реки.
- Затем бурим через каждые три метра лунки, надпиливаем между ними поверхность, а шов посыпаем каменным углем, - рассказывает Равиль Габбасов.
После двухчасовой обработки поле становится похожим на решетку для игры в крестики-нолики. Смысл меры в том, чтобы черный цвет привлекал солнечные лучи, и лед таял интенсивнее, не давая «швам» снова стянуться, - так образуются проталины. Позже, когда Белая оживет, у льдин будет пространство для маневра, и устоям сооружения они не навредят.
...Вибрирующее метровое сверло с каким-то жутким хлюпающим звуком почти полностью погружается в Белую. Бур - мужчинам по грудь, за рукоять держат двое.
- Уже десятый год участвую в чернении рек, это нетрудно. Научиться может каждый, - делится ремонтник Венер Терегулов. - Самая трудоемкая часть процесса — работа с бензопилой.
Вообще, все члены бригады утверждают, что чернить лед неопасно и нестрашно. Впрочем, мы-то видим: их уверенность подкреплена железными мерами. Каждый человек на льду - в резиновых сапогах, спасательном жилете, каске и со страховочным поясом. Тросы удерживают коллеги: по одному спасателю на каждого бурильщика и распильщика.
- Главное — вовремя среагировать и крепко держать, - Максим Зайцев не сводит глаз с напарника, орудующего буром. - Страхуем, чтобы человек не ушел под лед. Вероятность небольшая, но она есть всегда.
Что ценно, за все время работы бригада не припомнит ни единого провала под белую толщу…
В нынешнем году мост рядом с монументом Дружбы стал первым сооружением, который поспешили обезопасить сурсисовцы. До конца марта специалисты планируют ослабить лед у всех девяти столичных мостов: четырех — через реку Белую, трех — через Уфимку, двух — через Дему. Следующие на очереди — мосты в Затоне и Шакше.
Арина АСТАФЬЕВА.
Фото Риты ИШНИЯЗОВОЙ.
Фото Риты ИШНИЯЗОВОЙ.
И ЕЩЁ...
Напомним, что, по данным Башкирского управления по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды, средние сроки вскрытия рек в республике – 8-15 апреля. На реке Белой в Уфе ледоход обычно наблюдается 9-12 апреля. Главное - не упустить момент! Что касается мощи паводка, в нынешнем году максимальный уровень воды на реках Белой и Уфе ожидается на 10-15 процентов ниже средних многолетних значений. По прогнозам Башгидромета, на Белой он снизится на 180 сантиметров: в пик паводка достигнет 5-6 метров. А в районе Шакши на реке Уфе ожидается снижение на 8 сантиметров: тут прогнозируемая планка 6,4-7,4 метра.
ПОЧЕМУ ИМЕННО ТАК?
- Почему в некоторых городах при чернении льда используют торф или песок, а у нас уголь?
Как объяснил Равиль Габбасов, выбор в его пользу делают из-за насыщенного черного цвета. Он активнее привлекает солнечные лучи.
- Не эффективнее ли лед взрывать? Ведь где-то эта мера тоже в ходу…
Применять такой метод в черте города строго запрещается.
- Почему лед чернят не вокруг мостовых опор, как в предыдущие годы, а перед ними?
По словам Габбасова, этот вариант в столице Башкортостана решили опробовать впервые. Во-первых, предполагается, что он позволит в большей степени снизить нагрузку на устои сооружения, поскольку лед ослабят со стороны конструкции, находящейся под максимальным давлением течения реки. Во-вторых, такая смена географии — дополнительная мера безопасности работников. Из-за движения транспорта по мосту вниз порой падают камни и снег, удар может оказаться сильным. К тому же пространство вокруг устоев влажное: «зеркальное поле» тут образуется, потому что вода постоянно стекает с проезжей части через водоотвод.
- А вдруг ледоход нанесет менее значительные повреждения. Сразу их не заметят, но мало ли, как они аукнутся в будущем...
После паводка сурсисовцы исследуют состояние несущих конструкций мостов с помощью эхолота. Обычно серьезных нарушений не выявляют, мелкие же фиксируют и передают в Управление коммунального хозяйства и благоустройства Уфы.
19-03-2019 (0) Просмотров: 31 851 Номер: 20(13304) Версия для печати