Больше денег – на подъезды
Сколько стоит отремонтировать «нестандарт»?
Осматриваем, казалось бы, рядовую «панельку» в Сипайлово (улица Королева, 19). Внутри все, вроде, как у всех: двери, лестницы, окна, мусоропровод… Все в меру страшненькое, облупленное, да и люди живут тут обычные. Однако с недавних пор двенадцатиэтажку окрестили «нестандартной». Выяснилось, что ремонт здешних подъездов будет стоить очень и очень недешево: на каждый потратят сумму в пределах 3,1 миллиона рублей.
Уточним. «Интерьеры» здесь обновляют в рамках республиканской программы комплексного ремонта подъездов, стартовавшей в нынешнем году. Как сообщалось еще при ее запуске, на работы в зданиях разной этажности предполагалось расходовать не более определенной суммы: предельные величины утвердили и, на первый взгляд, немалые. Вот только позже выяснилось, что уложиться в них реально не всегда (об этой проблеме не раз упоминалось в «Вечерней Уфе»). Скажем, те же сипайловские двенадцатиэтажки – одна другой рознь. В той, куда мы наведались, подъезды как бы поделены на две части: одна – с лифтами и квартирами, другая – с лестничными клетками. На каждом этаже – по длинной лоджии, служащей переходом между лифтовой площадкой и лестницей. Конечно, это не роскошь, и оригинальностью планировка не блещет, но дело – в ином: оговоренных первоначальной сметой 1,3 миллиона на ремонт такого пространства при всем желании не хватит. Похожие проблемы возникли и в десятках других включенных в программу домов.
- Сравнили две пятиэтажки. На подъезд в хрущевке установленных 320 тысяч рублей достаточно, а вот со вторым зданием – отдельная история. На все пятиэтажное общежитие – один подъезд: заходишь и видишь длинный коридор, с двух сторон – лестницы, впереди – какая-то площадка (наверное, в прошлом – гардероб). Посчитали, и получилось, что ремонт такого подъезда будет стоить больше миллиона, - приводит пример начальник отдела информационного обеспечения НОФ «Региональный оператор РБ» Олег Койда.
Свои нюансы всплыли и в, казалось бы, типичных стареньких двухэтажках и «сталинках» с их высокими потолками (и снова плюсуйте метры). Дополнительных вложений потребовали дома со сквозными входными группами: тут надо приводить в порядок сразу два крыльца, менять две тамбурные двери… Примеров много. Кстати, если вы заметили, то при упоминаниях о подобных подъездах слово «нестандартные» всякий раз берется в кавычки. По сути, понятие используется в отношении вполне стандартных зданий с конструктивными особенностями, из-за которых неминуемо придется увеличить объем работ - не более того.
Но вернемся к нашей ситуации. В итоге профильные ведомства направили в Правительство Башкортостана предложение о пересмотре финансирования, а позже вышло постановление с новыми стоимостными «границами» для «нестандартных» домов, притом расширились они серьезно: например, для двухэтажек – со 129 тысяч рублей до 787 тысяч, для девятиэтажек – с 732 тысяч до почти 2 миллионов рублей. В целом, из регионального бюджета выделили дополнительно 206,7 миллиона рублей (напомним, изначально на реализацию программы в 2019-м направили около миллиарда), порядка 70 миллионов уйдет только в столицу. Всего же по республике насчитали 871 нестандартный подъезд (в 379 зданиях), а в Уфе таковых – 342 (в 175). Напомним, в целом в программу на нынешний год вошли 1288 подъездов в 444 столичных домах.
…В двенадцатиэтажке на Королева работа уже кипит. Подрядчики в темпе наносят декоративную штукатурку (на верхнем снимке). Всюду ведра с серой «жижей», инструменты, строительные столы…
- Двери на лестничных клетках заменят на всех этажах. Поставят металлические, такие же, как тамбурные, - объясняет Олег Койда.
Сам перечень работ стандартный, предусматривающий замену окон, почтовых ящиков, перил, установку светильников… Единственное – ремонтом предстоит охватить сравнительно большую площадь.
Имеются и нюансы. Скажем, поросшие мхом деревянные стеклопакеты на «общих» лоджиях менять не собираются, поскольку их поставили сами жильцы (бюджет не резиновый!). Скрипучие двери, установленные хозяевами на входе в почти каждое жилое крыло, тоже не тронут – их и быть-то не должно.
Спрашиваем, планируют ли обновлять тамбуры? Это ведь тоже часть общедомового имущества, хоть и самовольно захваченная местными обитателями.
- В данном вопросе мы готовы пойти жильцам навстречу. Если они откроют дверь, выровняем стены и покрасим их обычной, но качественной масляной краской, а вот если демонтируют - как и во всем подъезде, нанесем декоративную штукатурку, - говорит Койда.
Предложение логичное, но кто захочет расставаться с теперь уже родными «квадратами»? Звоним в первую попавшуюся квартиру, выглядывает приветливая женщина. В уютном коридорчике за ее спиной – пуфики, полочки, лари и… осыпающаяся штукатурка.
- Нас и масляная краска устроит, - уверенно отвечает она. – Проем освобождать не станем точно. Живем тут тридцать лет - с момента заселения дома. Тамбур на три квартиры всегда считали своим преимуществом, со временем его даже расширили, линолеум постелили. Спасибо, конечно, за варианты, но…
К слову, на десятом этаже подрядчики уже бодро обрабатывали стены жилого крыла, и, похоже, приглашать их за двери никто не собирался. Попытались достучаться до хозяев, откликнулась лишь одна семья – квартиросъемщики, которые «без понятия что происходит»…
Следующим пунктом назначения стала старенькая двухэтажка под номером 31 на улице Султанова (на среднем снимке). Дому – почти шестьдесят лет. Готовились увидеть дряхлый барак, но выглядит здание отнюдь не ужасно. Интересуемся, что же тут нестандартного?
- Как минимум подъезд не вписывается в бюджет из-за дощатых полов. Их тоже придется ремонтировать, притом плитку использовать нельзя: под досками – земля, а бетонную стяжку делать слишком дорого, - отмечает представитель регоператора.
И пусть лестничные клетки здесь тесные, узкие, зато потолки высоченные – метра три. Стены же, судя по облупившимся проплешинам, давно мечтают «переодеться» (на нижнем снимке). По словам местного жителя, обещанного ремонта люди ждут четыре года.
- Тогда с управляющей компанией договорились, что подъезд приведут в порядок, если согласимся повысить тариф за содержание с 12 до 25 рублей за «квадрат». Повысили, платили, надеялись… Но жилконтора то подрядчика найти не может, то еще что-нибудь… А тут раз – и ремонт за счет республиканского бюджета. Деньги, сказали, не вернут, - пожимает плечами Николай Никлеенов.
И все же история двухэтажки на Султанова далеко не самая печальная.
- Дома действительно в жутком состоянии – не в Уфе, а в районах. Вот, полюбуйтесь, к примеру: это в Малоязе, - Олег Койда показывает снимок на смартфоне.
Да-а… Такого мы, пожалуй, и правда еще не встречали. На фото – «убитая» двухэтажка с дырой, зияющей на месте крыльца! Вместо пола и ступеней в проеме – земля, край фундамента разрушается. Его-то как жилищники обслуживали?
- Этот дом мы тоже включили в перечень как нестандартный, - добавляет Койда.
Охотно верим. Вот это, понимаем, – нестандарт, и без всяких кавычек!
Арина АСТАФЬЕВА.
Фото Лилии ЗАГИРОВОЙ.
И ЕЩЁ...
Если у жильцов ремонтируемых подъездов возникают вопросы по качеству, срокам проведения работ или конфликты с подрядчиками, обращаться можно к региональному оператору по номеру «горячей линии» 216-49-11, в муниципалитет или в Министерство ЖКХ РБ по номеру 218-00-25 (отдел жилищного хозяйства и охраны труда).
По предварительным данным, завершить ремонт нестандартных подъездов планируется к 1 декабря.
12-11-2019 (0) Просмотров: 2 733 Номер: 82(13366) Версия для печати