«Комсомольскую реконструировать – не поле перейти»…
Реконструкция 5-километрового участка улиц 8 Марта и Комсомольской стала не только самым крупным объектом дорожного строительства в центральной части города, но и самым протяженным по времени - работы начались два года назад, в июле 2019-го. Представителям подрядных дорожных организаций много раз приходилось слышать вопрос: «Почему так долго?». А заказчикам из Управления по строительству и ремонту дорог Администрации Уфы, а также корреспондентам, которые видели и вникали во все сложности работ, объясняли, какой огромный объем по переносу и строительству новых сетей пришлось выполнить, чтобы лишь затем укладывать новую дорожную одежду.
…В отделе капитального строительства УСРДИС – как в штабе стройки. Вопросов по реконструкции Комсомольской – море.
- Вот, смотрите, сегодня прошла оперативка в районе хлебозавода, - показывает фото начальник ОКСа УСРДИС Евгений Кулешов.
На снимке - гора из десятков футляров под кабели энергоснабжения целого ряда предприятий и организаций. Предстоит вынести 19,5 километра кабелей. Основная сложность на участке от путепровода до улицы Шафиева из-за того, что здесь очень много выносов. Приходится проводить оперативки на месте, приглашать представителей проектного института. Плюс много бесхозных сетей, обрывать их сразу нельзя, пока разберешься, выяснишь, что кабель ничейный - только тогда копаешь дальше. И так по всей улице.
На каждом из участков реконструкции свои нюансы. Много проблем было на отрезке от улицы Бессонова до улицы Галле.
- Когда мы делали проект, на территории бывшего молзавода только начинали возводить новый жилой комплекс, стройплощадка была обнесена забором. Когда зашли туда, рельеф там оказался уже другим, сверху насыпали грунта. В итоге на этом участке пришлось менять проектное решение, сооружать подпорную стенку из блоков. А по соседству оказались транспозиционные колодцы, которые заложили при демонтаже высоковольтных опор. Эти колодцы нужно было выносить с дорожной части. И здесь отдельно разрабатывались проекты.
Также на данном участке строилась ливневая канализация. Если выше, от Бессонова в сторону бульвара Хадии Давлетшиной - скальные грунты, там даже экскаваторы зубья ломали, то ниже, от Бессонова к Галле, грунт пошел болотистый, пришлось укреплять стенки котлована, чтобы они не обрушились, забивать шпунты...
- Очень сложный был участок на пересечении Комсомольской и улицы Галле, – рассказывает Евгений Александрович. - Здесь целый клубок коммуникаций – теплотрасса, газопровод, везде паутина кабелей. Мы дорогу расширяем, а на железобетонных опорах, помимо системы освещения, еще и линии связи, электрические сети, идущие к частному сектору. Все эти коммуникации необходимо вынести, чтобы не было перерыва в энергоснабжении местных жителей. Собираемся на объекте, определяем время, когда демонтируют столбы…
Большие проблемы возникли с переустройством сетей газопровода. Труба прямо под дорогой, ее выносили на обочину. Сейчас эта работа завершена. Во время переврезки отключать газ просто так тоже не могли, необходимо стопроцентное оповещение жителей, чего добиться тяжело. А работы проводились весной, еще морозы стояли, и частные дома, расположенные рядом, не могли оставить без отопления. Снова ждали. Как появилась возможность, газопровод переврезали, только потом дорожные работы продолжались.
Вообще, в дорожном полотне не должно оставаться сетей, которые могут выходить из строя, ведь затем придется перекапывать проезжую часть для ремонта. Поэтому по максимуму выносят все коммуникации. Так что, перефразируя известное выражение, Комсомольскую реконструировать – не поле перейти…
После масштабных работ улица Комсомольская станет магистралью с полноценной инфраструктурой. Самое главное, она получила новую систему ливневой канализации. Пресловутые потопы на Комсомольской ушли в прошлое. Здесь появится дополнительная полоса шириной в 4,5 метра, запланированная под движение общественного транспорта. Остальные полосы - в среднем по 4 метра. В итоге уфимцы получат современную 6-полосную магистраль, полноценный дублер проспекта Октября, который наконец вздохнет свободнее.
Проезжая часть Комсомольской будет очень прочной. Вместо щебня на основание дорожной одежды шел так называемый тощий бетон, то есть у дороги теперь бетонное основание и три слоя асфальта общей толщиной 19 сантиметров. До капитального ремонта на Комсомольской был сборный пирог, который «пекли» во время текущих ремонтов - толщина слоев уложенного асфальта была где 2 сантиметра,
где 3.
Кроме надежного основания, широкой проезжей части, новой ливневки, здесь появились гранитные бордюры. Это очень удобно в эксплуатации. При очистке дороги грейдером уже через пару лет бетонные борта начинают крошиться, с гранитными бордюрами такого не происходит.
Плюс обновились тротуары, газоны, появилась техническая полоса.
Освещение планируется светодиодное, светильники – экономичные, но яркие. Недавно инспекторы Госстройнадзора проверяли яркость таких же светильников на участке, который открыли на улице 8 Марта, их все устроило.
Помимо того что Комсомольская станет надежным помощником главной магистрали столицы, приняв на себя новые маршруты пассажирского транспорта, она останется и важнейшей дорогой для грузового автотранспорта.
С качеством асфальта все в порядке. На днях специалисты городской дорожной лаборатории делали контрольные вырубки, замеряя толщину уложенного покрытия на улицах 8 Марта и Комсомольской. Проверка показала, что на некоторых участках было даже значительное превышение толщины покрытия, подрядчики перестраховываются. Гарантия на дорожное полотно - 5 лет, на разметку из термопластика – 12 месяцев.
Сергей ОСАДЧИЙ.
НА СНИМКАХ: во время реконструкции улицы Комсомольской.
Фото с сайта ufacity.info.
НА СНИМКАХ: во время реконструкции улицы Комсомольской.
Фото с сайта ufacity.info.
27-07-2021 (0) Просмотров: 744 Номер: 52(13522) Версия для печати