О наших первых учебных заведениях
Юбилей столицы Башкортостана пробудил большой интерес к ее истории. Внимание к культурным аспектам развития Уфы вызвано особенностями формирования городской культуры в контексте сложных историко-социальных, религиозных и политических условий того времени. Своеобразной чертой явилась среда несовпадающих религиозных вероисповеданий: христианства и мусульманства, которые обогащали друг друга в процессе взаимодействия.
Ощутимое влияние на развитие города оказала организация системы образования в Уфимской губернии. В конце XVIII века в Уфе начинают появляться первые учебные заведения. В 1789 году было открыто Главное народное училище, преобразованное в декабре 1818-го в уездное. Первое духовное среднее учебное заведение - Уфимская духовная семинария – появилось в 1800-м.
Еще через 60 лет свои двери распахнул Пансионат благородных девиц (женская гимназия) - казенное училище с шестилетним курсом обучения. В его стенах получили первоначальное специальное образование многие уфимские музыканты и фортепианные исполнители.
На сохранившейся с тех времен открытке, выпущенной издательством Д.П.Ефимова, изображена уфимская Mариинская женская гимназия. Ныне - это ордена Дружбы народов гимназия №3 имени А.М.Горького. А в 1882 году начала работать Бирская инородческая учительская школа, которая занималась подготовкой педагогов для повышения грамотности населения Башкирии. Выпускники школы обязаны были прослужить в должности учителя не менее 6 лет.
Специально для изучения грамоты детьми разночинцев, мещан и крестьян во второй половине XIX века также были открыты губернская гимназия, казенное, частное и приходское училища.
В результате в 1877 году в Уфимской губернии насчитывалось 135 училищ. В то время в нашем городе обучались около 700 детей и взрослых, на селе – около 4 тысяч детей. Одновременно с ростом числа обучающихся встал вопрос о повышении качества образования. В учебных заведениях стали внедряться программы по самым разным предметам, разработанные педагогами России. Наряду с традиционными общеобразовательными появляются дисциплины, направленные на формирование эстетического вкуса и музыкальных способностей.
В штатные расписания училищ включаются учителя пения. В Бирском приходском училище такие педагоги трудятся из числа церковнослужителей, например, дьякон Бирского Свято-Троицкого собора Н.П.Яковлев. В уфимском «Александрийском училище» учителем пения был почетный гражданин города П.А.Соколов. А в Бирской инородческой учительской школе А.M.Крылов и его помощник К.А.Ладыгин вели уроки не только пения, но и скрипичной игры. Благодаря занятиям воспитанники образовательных учреждений приобщались к ценностям музыкальной культуры.
Не осталось без внимания и коренное население Уфы. Постепенно открывались школы (мектебе и медресе), обучение в которых велось на башкирском и татарском языках. Особенно много их появилось после Указа 1736 года, согласно которому строительство школ проводилось на основании специального разрешения властей.
Прославленное своими известными учениками медресе «Галия» (на нижнем снимке) было открыто в Уфе в 1906 году для детей башкир и татар. Большое внимание в нем уделялось творческому воспитанию молодых людей. Были организованы музыкальные кружки, в которых студенты медресе, называемые шакирдами, учились играть на мандолине, гитаре и скрипке, был создан и струнный оркестр. Также работал литературный кружок, на заседаниях которого читались стихи известных поэтов. Воспитанники медресе ставили спектакли на башкирском языке, организовывали творческие вечера.
Интересна и трагична судьба заведующего медресе, имя которого Зия Камали. Он был эрудированным и смелым человеком, стремился всесторонне образовывать учащихся. При нем впервые в истории национальной культуры в учебный план школы введены запрещенные Кораном художественные дисциплины. Однако это вызвало недовольство в среде хранителей традиционного ислама. В 1908-1909 годах были приняты репрессивные меры по отношению к дирекции медресе: произведены обыски, директор школы был задержан.
Несмотря на многие запреты, школа продолжала работать, и новаторские для того времени методики обучения оказали большое влияние на национальную культуру республики в дальнейшем. Из стен школы вышли признанные деятели культуры и искусства Башкирии. Свои литературные способности здесь смогли проявить и развить Сайфи Кудаш, Шайхзада Бабич и многие другие.
Таким образом, становление образовательной системы, увеличение числа учебных заведений явилось фундаментальной предпосылкой развития города, оказало значительное влияние на рост потенциала Уфы. Существенно обогатило городскую среду появление новой прослойки населения - учителей, которые считались наиболее образованными и уважаемыми горожанами.
Параллельное существование и развитие двух разных культур, их плодотворное взаимообогащение позволило в дальнейшем обеспечить новое качество Уфы как культурного центра Урала в XX столетии.
Зухра ГАРИПОВА,
ведущий научный сотрудник Института стратегических исследований Академии наук РБ, кандидат экономических наук, доцент.
Фото предоставлено автором.
ведущий научный сотрудник Института стратегических исследований Академии наук РБ, кандидат экономических наук, доцент.
Фото предоставлено автором.
Сегодня, 07:00 (0) Просмотров: 0 Номер: 6(13841) Версия для печати