Реконструкция
Голубые трубы “прогладят” утюгом
По данным Росстата, ванна или душ имеются в доме у 74 процентов россиян, туалет - у 89 процентов. Вы из числа счастливчиков? Тогда в курсе, как важна канализация. Без этого блага цивилизации современный город представить невозможно. Эта система должна работать непрерывно. Благо так оно и есть. Сегодня в нескольких точках Уфы проводится плановая замена изношенных коллекторов. Кое-где из-за ремонта ограничено движение транспорта, но в целом дискомфорта обитатели столицы не ощущают. У каждой канализационной насосной станции (а в мегаполисе таких 36) - две напорные “нити”.
В случае отключения одной стоки полностью прокачивают через вторую.
- Сейчас мы стоим на одной из труб, по которой идет две трети всех стоков города, - разговор с главным специалистом, руководителем службы эксплуатации систем водоснабжения и водоотведения МУП “Уфаводоканал” Алматом Садвокасовым мы начинаем, стоя напротив снегосплавного пункта на улице Трамвайной. - Речь практически о всех районах Уфы, кроме Черниковки. Потому пункт тут и построен.
Между зданием и проезжей частью роется котлован, вдоль дороги завершены подготовительные работы. Теперь предстоит самое главное: одну металлическую “нитку” заменить на новую, полиэтиленовую, вторую - проложить с нуля. Дело в том, что последняя протянута чуть ли не в метре от трамвайной линии.
- Настолько близко, что при вскрытии грунта точно пострадают пути. Уж и не знаю, как их строили в советское время... - пожимает плечами Алмат Тулигенович.
К слову, впервые в столице применяются трубы со специальным полипропиленовым покрытием. Красивая ярко-голубая оболочка толщиной около пяти миллиметров призвана по максимуму защитить полиэтилен от повреждений камнями и металлом во время установки.
- Видите? Следа почти не остается, - специалист проводит по лазурной глади ключом. - Такие производят всего-то два года.
Сами же полиэтиленовые трубы отличаются повышенной износостойкостью. Гарантия на них - двадцать пять лет, но по факту прослужат гораздо дольше. Полимерная поверхность в сравнении со стальной менее шероховата, что снижает трение (в транспортируемой воде много твердых включений) и даже при меньшем диаметре трубы позволяет пропускать больший объем жидкости. Коррозия полиэтилену вовсе не страшна.
- На такие, к примеру, перешла фирма, занимающаяся намывкой песочно-гравийной смеси с реки. С ее опытом мы ознакомились на выставке в Москве. Вот показывают нам кусочек использованной трубы, видим - полиэтилен стал бахромистым, с волокнами. Крупинки при движении водного потока в нем застревают, и в итоге получается, что песок трется о песок. Словом, ресурс износостойкости у материала очень серьезный, - подчеркивает Алмат Садвокасов.
А еще ценно то, что прокладывать линию планируют без масштабных раскопок. Через каждые метров сто вырыты несколько компактных котлованов, в них подготовлены приямки, в грунте пробурены отверстия, через которые протащат трубы. Конечно, стоит такой метод (в Уфе взят на вооружение около семи лет назад) несколько дороже обычного, однако в конечном счете его применение позволит сэкономить немалые деньги на восстановлении благоустройства. А нужно ли напоминать о цене асфальта или тротуарной плитки?
Что касается ветки, которую предстоит заменить, делать это будут методом разрушения. Прежде такое мы уже наблюдали. По сути, требуются те же два котлована - стартовый и приемный. Из них вырезают участок старых линий и ставят специальную гидравлическую установку, именуемую разрушителем труб. Машина проталкивает через оставшуюся в земле трубу штангу. К ее концу (или, говоря языком водоканальцев, к серьге) крепят новую трубу с наконечником, снабженным мощным ножом, и агрегат тащит штангу обратно. Лезвие безжалостно разделывается со ржавым предшественником, части металла так и остаются на глубине. В определенной степени они послужат дополнительной защитой для полиэтиленовой канализационной ветки - наподобие кожуха или гильзы.
Как объяснил Алмат Тулигенович, каждая труба длиной 385 метров тянется от снегосплавного пункта до улицы Адмирала Макарова. Диаметр новых линий тот же, что и у старых, - 600 миллиметров. Кстати, сваривают полиэтиленовые трубы тоже по-особому. Алгоритм задается компьютером: не догреешь полимер - беда, перегреешь - тоже плохо. Сначала края труб обрабатывают автоматическими ножами так, чтобы они слепились между собой как родные. Затем помещают в середину утюг, напоминающий по форме блин, - он-то трубы и спаивает. Длится процедура около двух часов: стружка летит, пила визжит, из труб доносится эхо...
- Шов выходит настолько прочным, что если попытаться трубу согнуть и сломать, переломится она в точке рядом, но никак не в месте спайки, - уверяет эксперт.
Помимо модернизации канализационных коллекторов на Трамвайной переустроят узлы переключения и установят запорную арматуру из антикоррозионных материалов. Завершить работы планируют к началу учебного года.
...Кроме того, мы осмотрели фронт работ в южной части столицы. По поручению главы Администрации города, в рамках инвестиционной программы там развернулась масштабная реконструкция напорного коллектора диаметром 1000 миллиметров. Проложен он еще в 1987 году, тянется от станции “Главная” по улицам Собинова, Прахоменко, Округ Галле, Кадомцевых. Фактически с помощью этой ветки канализуется весь исторический центр города: на очистные сооружения транспортируются стоки из Ленинского, Кировского, Советского районов.
- Именно за эту работу мы долго не принимались, поскольку никак не могли найти подрядчика. Никто не хотел сюда лезть, - признается Алмат Садвокасов.
Почему, мы и не спрашиваем. Чтобы понять причину, достаточно окинуть взглядом один из участков, в котором прокладывается линия, - Сафроновский овраг (в нескольких метрах от дома №190 на улице Ленина). Долгие годы подобных проектов в Уфе не воплощали, но вот крайний срок настал. Тут не раз случались протечки. Притом обычно таковые, по словам Алмата Тулигеновича, носят характер глобальный и сопровождаются большим выходом стоков наружу.
- В течение часа-полутора работники успевают лишь отключить ветку, существует целая процедура, - отмечает он. О запахе и говорить не приходится.
Действовать на дне обрыва нелегко, и все же выбранный подрядчик рискнул, у компании имеется неплохой опыт. Реконструкция ведется с использованием полиэтиленовых труб методом “инлайнер”, или “труба в трубу”. Алгоритм напоминает метод разрушения, только без ножа: труба диаметром немного меньше старой просто протягивается внутри нее.
Первый этап намечено закончить 30 ноября, второй запланирован на 2019-й. В нынешнем году хотят проложить трубопровод до Затонского кольца и смонтировать новый узел подключения. Протяженность изношенного участка составляет 1525 погонных метров, по состоянию на 27 июня было проложено уже 686.
Следующий шаг - укладка труб по улице Пархоменко. В связи этим здесь частично перекроют движение транспорта до 20 августа. Так что планируйте свой маршрут заранее!
Арина АСТАФЬЕВА.
Фото Лилии ЗАГИРОВОЙ.
Фото Лилии ЗАГИРОВОЙ.
3-07-2018 (0) Просмотров: 957 Номер: 53(13233) Версия для печати