$ - 100.6798
€ - 106.0762

ЧИТАЙТЕ В НОМЕРЕ

Горячая биография огнеборцев столицы

Пронзая столетья, зажигая сердца…

«Ещё книги – будут!»

Девятьсот пятьдесят шагов по улице Уфимской

Душа кочующего театра, или Праздник на нашей улице

Реконструкция

Голубые трубы “прогладят” утюгом


Голубые трубы “прогладят” утюгом Голубые трубы “прогладят” утюгом

По данным Росстата, ванна или душ имеются в доме у 74 процентов россиян, туалет - у 89 процентов. Вы из числа счастливчиков? Тогда в курсе, как важна канализация. Без этого блага цивилизации современный город представить невозможно. Эта система должна работать непрерывно. Благо так оно и есть. Сегодня в нескольких точках Уфы проводится плановая замена изношенных коллекторов. Кое-где из-за ремонта ограничено движение транспорта, но в целом дискомфорта обитатели столицы не ощущают. У каждой канализационной насосной станции (а в мегаполисе таких 36) - две напорные “нити”.
В случае отключения одной стоки полностью прокачивают через вторую.


- Сейчас мы стоим на одной из труб, по которой идет две трети всех стоков города, - разговор с главным специалистом, руководителем службы эксплуатации систем водоснабжения и водоотведения МУП “Уфаводоканал” Алматом Садвокасовым мы начинаем, стоя напротив снегосплавного пункта на улице Трамвайной. - Речь практически о всех районах Уфы, кроме Черниковки. Потому пункт тут и построен.
Между зданием и проезжей частью роется котлован, вдоль дороги завершены подготовительные работы. Теперь предстоит самое главное: одну металлическую “нитку” заменить на новую, полиэтиленовую, вторую - проложить с нуля. Дело в том, что последняя протянута чуть ли не в метре от трамвайной линии.
- Настолько близко, что при вскрытии грунта точно пострадают пути. Уж и не знаю, как их строили в советское время... - пожимает плечами Алмат Тулигенович.
К слову, впервые в столице применяются трубы со специальным полипропиленовым покрытием. Красивая ярко-голубая оболочка толщиной около пяти миллиметров призвана по максимуму защитить полиэтилен от повреждений камнями и металлом во время установки.
- Видите? Следа почти не остается, - специалист проводит по лазурной глади ключом. - Такие производят всего-то два года.
Сами же полиэтиленовые трубы отличаются повышенной износостойкостью. Гарантия на них - двадцать пять лет, но по факту прослужат гораздо дольше. Полимерная поверхность в сравнении со стальной менее шероховата, что снижает трение (в транспортируемой воде много твердых включений) и даже при меньшем диаметре трубы позволяет пропускать больший объем жидкости. Коррозия полиэтилену вовсе не страшна.
- На такие, к примеру, перешла фирма, занимающаяся намывкой песочно-гравийной смеси с реки. С ее опытом мы ознакомились на выставке в Москве. Вот показывают нам кусочек использованной трубы, видим - полиэтилен стал бахромистым, с волокнами. Крупинки при движении водного потока в нем застревают, и в итоге получается, что песок трется о песок. Словом, ресурс износостойкости у материала очень серьезный, - подчеркивает Алмат Садвокасов.
А еще ценно то, что прокладывать линию планируют без масштабных раскопок. Через каждые метров сто вырыты несколько компактных котлованов, в них подготовлены приямки, в грунте пробурены отверстия, через которые протащат трубы. Конечно, стоит такой метод (в Уфе взят на вооружение около семи лет назад) несколько дороже обычного, однако в конечном счете его применение позволит сэкономить немалые деньги на восстановлении благоустройства. А нужно ли напоминать о цене асфальта или тротуарной плитки?
Что касается ветки, которую предстоит заменить, делать это будут методом разрушения. Прежде такое мы уже наблюдали. По сути, требуются те же два котлована - стартовый и приемный. Из них вырезают участок старых линий и ставят специальную гидравлическую установку, именуемую разрушителем труб. Машина проталкивает через оставшуюся в земле трубу штангу. К ее концу (или, говоря языком водоканальцев, к серьге) крепят новую трубу с наконечником, снабженным мощным ножом, и агрегат тащит штангу обратно. Лезвие безжалостно разделывается со ржавым предшественником, части металла так и остаются на глубине. В определенной степени они послужат дополнительной защитой для полиэтиленовой канализационной ветки - наподобие кожуха или гильзы.
Как объяснил Алмат Тулигенович, каждая труба длиной 385 метров тянется от снегосплавного пункта до улицы Адмирала Макарова. Диаметр новых линий тот же, что и у старых, - 600 миллиметров. Кстати, сваривают полиэтиленовые трубы тоже по-особому. Алгоритм задается компьютером: не догреешь полимер - беда, перегреешь - тоже плохо. Сначала края труб обрабатывают автоматическими ножами так, чтобы они слепились между собой как родные. Затем помещают в середину утюг, напоминающий по форме блин, - он-то трубы и спаивает. Длится процедура около двух часов: стружка летит, пила визжит, из труб доносится эхо...
- Шов выходит настолько прочным, что если попытаться трубу согнуть и сломать, переломится она в точке рядом, но никак не в месте спайки, - уверяет эксперт.
Помимо модернизации канализационных коллекторов на Трамвайной переустроят узлы переключения и установят запорную арматуру из антикоррозионных материалов. Завершить работы планируют к началу учебного года.
...Кроме того, мы осмотрели фронт работ в южной части столицы. По поручению главы Администрации города, в рамках инвестиционной программы там развернулась масштабная реконструкция напорного коллектора диаметром 1000 миллиметров. Проложен он еще в 1987 году, тянется от станции “Главная” по улицам Собинова, Прахоменко, Округ Галле, Кадомцевых. Фактически с помощью этой ветки канализуется весь исторический центр города: на очистные сооружения транспортируются стоки из Ленинского, Кировского, Советского районов.
- Именно за эту работу мы долго не принимались, поскольку никак не могли найти подрядчика. Никто не хотел сюда лезть, - признается Алмат Садвокасов.
Почему, мы и не спрашиваем. Чтобы понять причину, достаточно окинуть взглядом один из участков, в котором прокладывается линия, - Сафроновский овраг (в нескольких метрах от дома №190 на улице Ленина). Долгие годы подобных проектов в Уфе не воплощали, но вот крайний срок настал. Тут не раз случались протечки. Притом обычно таковые, по словам Алмата Тулигеновича, носят характер глобальный и сопровождаются большим выходом стоков наружу.
- В течение часа-полутора работники успевают лишь отключить ветку, существует целая процедура, - отмечает он. О запахе и говорить не приходится.
Действовать на дне обрыва нелегко, и все же выбранный подрядчик рискнул, у компании имеется неплохой опыт. Реконструкция ведется с использованием полиэтиленовых труб методом “инлайнер”, или “труба в трубу”. Алгоритм напоминает метод разрушения, только без ножа: труба диаметром немного меньше старой просто протягивается внутри нее.
Первый этап намечено закончить 30 ноября, второй запланирован на 2019-й. В нынешнем году хотят проложить трубопровод до Затонского кольца и смонтировать новый узел подключения. Протяженность изношенного участка составляет 1525 погонных метров, по состоянию на 27 июня было проложено уже 686.
Следующий шаг - укладка труб по улице Пархоменко. В связи этим здесь частично перекроют движение транспорта до 20 августа. Так что планируйте свой маршрут заранее!

Арина АСТАФЬЕВА.
Фото Лилии ЗАГИРОВОЙ.

Дата создание новости 3-07-2018   Комментарии (0)   Просмотров: 957     Номер: 53(13233)     Версия для печати

19 ноября 2024 г. №81(13825)


«    Ноябрь 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930 





ВАКАНСИЯ

Редакция газеты «Вечерняя Уфа» примет на работу корреспондента с опытом работы. Зарплата по результатам собеседования (оклад плюс гонорары). Резюме присылайте на почту ufanight@rambler.ru с пометкой «корреспондент». Обращаться по телефону: 286-14-65.



 
© 2011-2023, Редакция газеты «Вечерняя Уфа»
Использование материалов без письменного согласия владельца сайта запрещено.