Страсти Страстного бульвара
В наше время история стала играть особенную, стратегическую, можно сказать, роль, и хочется тебе того или нет, но ты обязан ее знать, причем без политических извращений, по типу того, что мы наблюдаем сегодня на Украине. Иначе есть опасность попасть под чуждое влияние. Хочешь светлого будущего для своих детей? Знай историю, а не ее суррогат!
Именно поэтому в России популярно движение военно-исторической реконструкции. Именно поэтому умная власть знает ему цену и пользуется его возможностями. Ради этого с 2011 года в Москве проводится историко-фольклорный фестиваль "Времена и эпохи". Причем с размахом, достойным столицы великой державы - 30 площадок, разбросанных по всему городу, охватывают исторические действа начиная с античности и до ХХ века. Происходит максимальное погружение в исторические реалии при помощи 6 000 участников (из них 1000 - иностранные гости), обеспечивается поддержка со стороны властей и СМИ, полная, но в пределах разумного, свобода самовыражения для участников фестиваля и полная же их доступность для общения с окружающими. Я уж не говорю о таких "мелочах", как бесплатная еда и экскурсионные поездки, концерты и, чего греха таить, некоторая "компенсация" за то, что почти две недели безвылазно вкалываешь в центре Москвы. Все это нельзя не оценить!
Полк в походе
Военно-исторический клуб "Уфимский пехотный полк" за почти 30 лет своего существования достиг многого и приобрел заслуженный авторитет, а потому, когда поступило предложение принять участие в таком фестивале, оно было воспринято как честь - не каждому бывает доверено представлять свой край на форумах столь высокого уровня. Клуб мобилизовал все свои ресурсы и выставил в "дальний поход" 8 бойцов: Рамиль Рахимов (поручик, руководитель ВИКа), Сергей Петров (фельдфебель), Анвар Янгуразов (унтер-офицер, барабанщик), Александра Останина (рядовая, флейтистка), Альберт Рахимов (рядовой, барабанщик, кадет), автор этих строк (рядовой), Владимир Чернов (рядовой), Семен Дулясов (нестроевой, кадет). По нашим меркам сила внушительная, тем более что принять участие в "походе" смогли не все желающие.
Надо сразу сказать, что идея отправиться на фестиваль нашла должный отклик - до Москвы мы с комфортом доехали в купе скорого поезда, причем бесплатно! И еще нас, конечно, поразил тот уровень безопасности, с которым пришлось столкнуться и на транспорте, и в Москве - "рамки" и детекторы, патрули с собаками и личные досмотры. Впрочем, это не слишком отразилось на проведении фестиваля, так как народ совершенно свободно посещал как нашу "площадку", посвященную событиям начала XIX века, так и все прочие - по истории кино, например, или по парикмахерскому делу, рыцарский "бугурт" (турнир)... А также народ оценил схватку гладиаторов, дореволюционную усадьбу, средневековую осадную технику и многое-многое другое.
Тем более наша площадка выгодно располагалась в самом центре города, на Страстном бульваре, возле станции метро "Пушкинская".
"Солдат спит..."
В Москве мы разместились в хостеле, то есть в некоем подобии дореволюционной "ночлежки". Только условия проживания в нем были, естественно, несравнимы с теми, в которых обитали герои горьковской пьесы "На дне": четырехэтажный старинный дом близ Курского вокзала, чистое белье, душ, кинотеатр, бар самообслуживания, запрет на курение в номерах и регулярная уборка. Хотя само жилье было рассчитано именно на ночевку, ибо жить в нем продолжительное время, да еще с комфортом, не всякому придется по душе: комнатка площадью от 12 до 18 квадратных метров рассчитана на то, что в ней станут именно только ночевать 7 человек, потому там нет ничего "лишнего", а только кровати в два яруса, узенькие шкафчики и столь же узенький столик вдоль стены. Тесно, но, впрочем, не обидно, тем более что бесплатно - все за счет принимающей стороны.
Удивительно, но спалось на жестких матрасах прекрасно! Да и обслуживание оказалось неплохим.
Но главной целью нашего "похода" было участие в празднике - мы, подобно артистам (а всякий реконструктор хоть чуточку, но артист), должны были работать с публикой, развлекать людей. Причем все должно быть честно и натурально. И мы старались все отпущенное нам время - с утра и до позднего вечера.
"... а служба идёт"
А потом мы пошли на бивак. Там, в парке на Страстном, нас ждали наши друзья: под началом командира "лейб-гвардии Литовского полка" Ильи Ульянова, одного из самых уважаемых реконструкторов России, раскинули свои палатки "семеновцы", "московцы", "егеря", а также "супостаты" в лице "конногренадеров", "улан", "карабинеров", "невшательских гренадеров" (в просторечии "канарейки", за цвет мундиров) и прочие адепты военно-исторической реконструкции из ближнего и дальнего зарубежья. Плюс пара пушек (потом стало 5) и 2 лошади (стало 3). Они "тусовались" здесь уже четвертый день и наше прибытие восприняли как "дар божий", поскольку нести службу уже подустали. Поэтому уфимцы без промедления были поставлены "под ружье" - ударил барабан, взвизгнула флейта, и под началом "фельдфебеля всея бивака" Михаила Папсуева, признанного авторитета в области воинского ритуала, мы впервые встали в караул - у полосатой будки, у пушки и возле офицерской палатки.
Тонкость дела заключалась в том, что при этом полагалось досконально владеть искусством ружейных манипуляций - тогдашние государи придавали всей этой "шагистике" едва ли не сакраментальное значение, добиваясь от солдат виртуозного исполнения всех этих "подвысь", "под курок". Два года вбивали в головы бывших землепашцев всю эту "науку", прежде чем определить их в полки, но ежели кто из рекрутов доживал до благословенного момента, то под картечь шел не колеблясь, а мушкетом орудовал, словно циркач. От нас такого не требовалось, но показать класс перед лицом многочисленной публики было делом чести. Поэтому всякое свободное время уделялось тренингу, причем добровольному. Но даже наши музыканты, для которых все эти процедуры не обязательны, время от времени сбивались в кружок, чтобы лишний раз помузицировать. Иногда можно было наблюдать интересную картину: в одном строю с затянутыми в мундиры ветеранами бородинских "баталий" с серьезными лицами стоят мальчишки и, что удивительно, девчонки и, высунув от усердия язык, всеми силами стараются четко произвести приемы с деревянными мушкетами. Бывало, что и их родители присоединялись.
Этому способствовало еще и то, что на территории бивака шла непрерывная, в прямом смысле слова, работа со зрителем и в первую очередь с детьми. "Рабочий день" начинался, как и положено, с молитвы: Илья Ульянов вызывал из строя гренадера Максима Максикова, и тот бойко читал "Отче наш". После этого наступали трудовые будни - драгуны учили вездесущую детвору верховой езде на деревянном "тренажере", кирасиры - бою на палашах (пластиковых, само собой), гренадеры-"литовцы" гоняли "мелких" с деревянными ружьями в "штыковые атаки" на мешок с сеном, а артиллеристы учили обслуживать орудие. Неподалеку маркитантки из "французского обоза" учили готовить на костре старинные блюда, белошвейки в кокетливых шляпках - вышивать бисером, а известный художник-баталист Алексей Темников - рисовать лошадь, так что творениями ребятишек были облеплены все окружающие его палатку деревья. При желании можно было даже собственноручно отчеканить самому себе памятную медаль из латуни при помощи молотка и пуансонов.
Взрослые тоже не скучали; в одном месте седоусый гусар давал "мастер-класс" по эффектному откупориванию бутылки шампанского при помощи сабли, что тоже искусство, а в другом, на невысоком подиуме у памятника композитору Рахманинову, дамы и кавалеры обучали публику древним менуэтам и мазуркам в сопровождении "живой музыки" от представительниц одного из театров. Интересный факт: когда дамы приглашали на белый танец кого-нибудь из толпы, то дюжие мужики почему-то сразу превращались в робких телят и с круглыми глазами прятались за спины своих подруг. А зря - танцы были великолепны!
"Парад - смирно!"
Но было и еще одно показательное выступление реконструкторской братии, которое неизменно вызывало восторг и рукоплескания зрителей - так называемое шествие. Три-четыре раза в день - в начале "вахты" и в конце её, и в любую погоду, которая нас не баловала и ничем, кстати, не отличалась от уфимской, - бой барабана сзывал всех "под знамёна". Выстроившись в "коробочку" - а во главе ее господа офицеры вместе с добрым десятком музыкантов - и взяв ружья "на плечо", наш сводный отряд численностью в 20-30 человек под бой барабанов и свист флейт начинал маршировать по периметру парка. Это надо было видеть! Вроде ничего особенного, шагистика, но завораживает - народ аплодирует, некоторые даже честь отдают, а ребятня, как в старых фильмах, топает рядом с воинами, пытаясь попасть в ногу, и глядит на солдат в киверах словно на каких-то кинозвезд. Прибавьте к этому еще лихие команды унтера Папсуева с загадочными для современного человека терминами... Ну и "на сладкое" - штыковая атака (имитация, конечно) на "невшательцев" с громогласным "ура!". И как тут не влюбиться в таких героев?
Безусловно, зрители "таяли": стоишь, бывало, в карауле, а народ с некоторой робостью и восхищением во взоре бродит возле тебя и если не фотографируется рядом, то непременно забрасывает вопросами. Иногда вполне деловыми, а зачастую довольно наивными. Но это не страшно, ведь главное, что они задают вопросы! И, конечно, получают ответы, которые для многих становятся настоящим откровением - люди приобщаются к истории... С нашей подачи! Добавлю: было много иностранцев, а они, приехав в свою дорогую Индию или Африку, непременно покажут там фотоснимки и скажут доброе слово и о нас, и о России.
Встречались нам люди, ради которых можно было стоять в карауле хоть всю ночь. Например, нам подарил свою книжку Леонид Александрович Китаев-Смык, член федерации космонавтики России. Глядя на этого седого, маленького пожилого мужчину, и не подумаешь, что он работал бок о бок с Королевым и Гагариным, испытывая космические корабли.
Кроме того мы неожиданно познакомились с потомком одного из офицеров "нашего" Уфимского полка. Его далекий предок был ранен во время войны с Турцией в 1829 году. Естественно, что мы предложили нашему питерскому "земляку" стать ассоциированным членом клуба, ведь найти такого человека - честь для любого ВИКа. Тем более провинциального, типа нашего.
Где мы только не бывали!
Устроители фестиваля предусмотрели и обширную культурную программу. Это не только ночные экскурсии по городу или посещение московских музеев и концертов, но и, что особенно вдохновило нас, поездки в Танковый музей и парк "Патриот" в Кубинке и на знаменитое Куликово поле в Тульской области. Причем - бесплатно и в классных автобусах! Пройти мимо таких соблазнов было невозможно. И мы не устояли...
Первым делом, конечно, жертвою нашего любопытства пали недавно созданный Музей Отечественной войны 1812 года и выставка в честь 140-летия русско-турецкой войны 1877-1878 годов. Впечатления незабываемые!
Поездка в Кубинку заняла уже полдня, но была великолепна - жалели только о том, что времени было мало. А посмотреть там есть на что - тут и танки, и самолеты, и бронепоезд, и "Партизанская деревня", танк, расписанный "под Хохлому" по золоту, и пушка, разрисованная голубыми цветочками "под Гжель". Поразила и совсем не показушная работа инструкторов в подростковом "юнармейском" лагере, расположенном там же - среди необычных белых куполообразных палаток несколько детских групп под началом деловитых мужчин в камуфляже учились оказывать первую медицинскую помощь.
Путешествие на Куликово поле, где в 1380 году сошлись в великой битве войска Руси и Золотой Орды, оказалось не менее интересным, хотя и более продолжительным - выехали из Москвы в 7, а вернулись в 20 часов. Но поездка того стоила, потому что мы увидели своего рода музейный комплекс будущего - наглядный, интерактивный, интересный, такой, какой можно не только смотреть, при том слушая во все уши, но и трогать и даже брать на память из него "частичку прошлого" в виде черепка древней керамики. Само здание музея необычно и похоже на курган, а внутри него - сплошная электроника. Можно было увидеть круговую кинопанораму битвы, "вживую" пообщаться с Мамаем, князем Дмитрием и другими историческими персонажами, выстрелить из лука-тренажера, подержать в руках настоящий меч и даже примерить доспехи дружинника. В этот музей вложено много и с любовью - недаром Куликово поле считается одним из трех "полей Славы" в России наряду с Бородиным и Прохоровкой. Возникает невольная зависть, тем более что я и сам связан с музейным делом.
Пора домой
Однако наша миссия подходила к концу - 10 июня был для нас последним днем участия в акции "Времена и эпохи". И уфимцы стремились провести его по-особенному. Не могли же мы ударить в грязь лицом перед нашими друзьями и коллегами по биваку, пригласившими нас на этот фестиваль. В общем, мы ощущали большую ответственность. Суббота - день выходной, а посему гостей очень много. Так что работали "по полной". Тем более, что и погода соответствовала - прохладно, но солнечно. Поучаствовать в празднике приехали настоящие французы-реконструкторы в форме Старой гвардии Наполеона, причем среди барабанщиков была одна женщина в возрасте уже за пятьдесят, барабанила она виртуозно. Именно виртуозно, так, что только треск стоял! И вообще, надо отдать должное, французские барабанщики и флейтист стали подлинным украшением нашей площадки: прохаживаясь строем по аллее, они неизменно вызывали восторг публики. Гвардия! Поэтому закономерным стало их участие в завершающем "шествии" уфимцев, когда в ряды нашей пехоты встали не только французские гренадеры, но и "невшательцы", и драгуны с карабинерами, и даже "полковые дамы" с маркитантками. И когда под боевую музыку эта колонна пошла парадом, то казалось, что все замерло в восхищении, и только автомобили на дороге по соседству продолжали отчего-то катить по непонятной причине.
Все завершилось общим фото на фоне памятника поэту Александру Твардовскому. А потом каждому вручили по небольшой медали в память об участии в военно-историческом фестивале "Времена и эпохи". Эти медали на георгиевской (для французов - на синей) ленточке были изготовлены здесь же, на наших глазах и с нашим участием. А в День России москвичи выразили пожелание встретить праздник совместно с нами, в парадном строю на Тверском бульваре. Но это было уже выше наших возможностей, ибо праздник скоро закончится, а уже 13-го нас ожидают трудовые будни в родном городе. Не успеваем! Но на следующий год мы это учтем. А может, и у нас что-то похожее появится? И тогда мы с удовольствием пригласим наших друзей в Уфу...
Геннадий ШЕВЕЛЕВ,
член Российского
Военно-исторического Общества,
заведующий полиграфическим музеем.
Фото из архива автора.
член Российского
Военно-исторического Общества,
заведующий полиграфическим музеем.
Фото из архива автора.
1-08-2017 (0) Просмотров: 986 Номер: 61(13137) Версия для печати