$ - 100.2192
€ - 105.8090

ЧИТАЙТЕ В НОМЕРЕ

Горячая биография огнеборцев столицы

Пронзая столетья, зажигая сердца…

«Ещё книги – будут!»

Девятьсот пятьдесят шагов по улице Уфимской

Душа кочующего театра, или Праздник на нашей улице

Закулисье

Люстре театра оперы и балета устроили банный день


 Люстре театра оперы и балета устроили банный день

Большая театральная люстра медленно поползла вниз на толстых тросах и, наконец, замерла над самыми креслами партера. Потянись рукой - и дотронешься до висюлек хрустального стекла, что обычно посверкивают под куполом. Утром минувшего четверга красавица, отвечающая за освещение главного зала театра, чистить перышки была готова.

- Раньше мы опускали главную люстру часто - как минимум два раза в год. По простой причине - лампочки перегорали. Их здесь триста одиннадцать, и к середине сезона около сотни требовали замены, - рассказывает главный специалист по электротехническому оборудованию БГТОиБ Олег Клищ.
К саммиту ШОС и БРИКС главная люстра прошла “перезагрузку” - лампы накаливания уступили место более долговечным галогенным и светодиодным. Девяносто галогенных “свечек” вкручено сейчас по внешнему кругу, остальные двести двадцать - диодные. К такому соотношению пришли не сразу. Поначалу уж очень большие приходили счета за электричество. Почесали голову, рассчитали энергоэффективность и вывели оптимальную формулу. Нынешняя общая мощность люстры -12 кВт.
Служат современные лампочки не в пример дольше предшественниц. С 2015 года люстру не опускали, не было в том технической необходимости. Да и 10 августа инженеры технической службы театра Денис Елистратов и Алексей Васильев заменили всего десяток ламп.
Светильник, конечно, и другого профилактического пригляда требует. Воспользовавшись случаем, проверили состояние электроначинки светового оборудования. Обратили внимание на подвески. Сильный звук во время спектаклей заставляет элементы вибрировать (известный факт - когда в Большом театре пел Федор Шаляпин, люстра позвякивала), поэтому смотрят, все ли крепко держатся. Непросто добраться до каждого элемента. Ребята аккуратно проникают внутрь конструкции, там пристраивают стремянку, стараясь достать до верхнего яруса...
Даже неловко называть эту красотищу электротехническим оборудованием.
- Наша люстра “засветилась” в воспоминаниях великих современников, - кивает заведующая музеем БГТОиБ Рамиля Латыпова. - Известно, что 1 января 1945 года мама Рудольфа Нуреева впервые привела Рудика в театр. Давали балет “Журавлиная песнь” с Зайтуной Насретдиновой. В автобиографии, вышедшей в 1962 году Лондоне, Нуреев пишет о том, что его поразили и красный бархат кресел, и люстра, и то невообразимое, что происходило на сцене. Первый поход в театр зажег в нем особый огонь, с тех пор он стал неудержимым, услышал “зов”.
К слову, в 1987 году, когда Рудольф Нуреев приезжал в Уфу и зашел в театр, люстра тоже была спущена. В зале шли ремонтные работы. Он поздоровался с председателем Художественного фонда БАССР Рустямом Фаткуллиным, взбежал на сцену, прошел круг батманов. Фотокорреспондент ТАСС Дмитрий Воног не успел сделать исторический снимок. Попросил артиста повторить, но тот отказался.
...Когда же установили эту люстру в театре? По версии корифеев, в 1944 году она уже висела. Изготовили по специальному заказу в Москве, в Строгановском училище. И спустя годы она, выполненная в традициях русской театральной культуры, смотрится современно.
Надежно ли закреплена конструкция? Весит-то она 950 килограммов!
- Можете не сомневаться, не упадет! - отвечает Адонис Газизов, работающий в оперном почти 40 лет и ныне пребывающий в должности инженера-механика. - Наверху установлена ручная лебедка, запас прочности тросов превышает необходимый в шестнадцать раз!
По словам Рамили Латыповой, в свое время первый секретарь обкома партии Мидхат Шакиров сам проверял надежность такелажа.
Когда же сильный пол закончил с зоной своей ответственности, пришел черед капельдинеров, вооруженных ведрами, тряпками, моющими средствами. И началась масштабная гигиеническая процедура - большая мойка главного светоча. Женщины смахивали пыль, мыли позолоченные детали, натирали стекло. В поте лица трудились несколько часов - 30 сентября, на открытии юбилейного 80-го сезона, который стартует премьерой балета “Аленький цветочек” на музыку Владимира Купцова, главная люстра БГтОиБ должна сверкать!

Людмила КОНДРАШОВА.
Фото Лилии ЗАГИРОВОЙ.


И ещё...
Пока электрические лампы еще не вошли в обиход, театры освещали свечи. Перед началом представления люстры спускали в партер и “заправляли” свечами. Продолжительность действия равнялась времени их горения. Затем публика выходила из зала, люстру опускали и меняли свечи. Сидеть под таким светильником было небольшим удовольствием. Сверху капал расплавленный воск. Зрители спасались широкополыми шляпами. Был и другой вариант - люстры размещали не над партером, как это принято сейчас, а над сценой. Естественно, что во времена свечных люстр спектакли шли при полном освещении.

 Люстре театра оперы и балета устроили банный день Люстре театра оперы и балета устроили банный день Люстре театра оперы и балета устроили банный день Люстре театра оперы и балета устроили банный день Люстре театра оперы и балета устроили банный день

Дата создание новости 15-08-2017   Комментарии (0)   Просмотров: 2 719     Номер: 65(13141)     Версия для печати

19 ноября 2024 г. №81(13825)


«    Ноябрь 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930 





ВАКАНСИЯ

Редакция газеты «Вечерняя Уфа» примет на работу корреспондента с опытом работы. Зарплата по результатам собеседования (оклад плюс гонорары). Резюме присылайте на почту ufanight@rambler.ru с пометкой «корреспондент». Обращаться по телефону: 286-14-65.



 
© 2011-2023, Редакция газеты «Вечерняя Уфа»
Использование материалов без письменного согласия владельца сайта запрещено.