Многая лета
Композитор полон сил и планов
Во вторник, 22 августа, исполнилось 80 лет старейшему башкирскому композитору, заслуженному деятелю искусств Российской Федерации и Республики Башкортостан Данилу Давлетшиновичу Хасаншину. Автора семи симфоний, оперы "Великий рядовой", балета "Свадьба" можно считать легендой. На рабочем столе - наброски нового произведения, в мыслях - новые мелодии, возможно, тема очередной симфонии или песни... Как оказалось, солидный возраст лишь добавил композитору сил и энергии.
Уникальная советская система подготовки композиторских кадров позволила ему, выходцу из крестьянской семьи, закончить Казанскую государственную консерваторию и аспирантуру, стать признанным мастером, чьи сочинения привлекают не только профессионализмом. Музыка Данила Хасаншина полна глубокой лиричности, сокровенности, духовности...
Как сейчас вспоминает юбиляр, первые опыты сочинительства пришлись на студенческие годы. В консерватории юноше посчастливилось попасть в классы профессоров Альберта Семёновича Лемана и Нажиба Гаязовича Жиганова, которые воспитали целую плеяду композиторов так называемой "пентатонной зоны" России: от Поволжья от Урала. Среди учителей оказался и признанный симфонист, классик современной татарской музыки Алмаз Закирович Монасыпов. Дипломной работой Данила Хасаншина по окончании Казанской консерватории была "Башкирская симфония". Это крупное четырёхчастное оркестровое произведение, связанное и с героическим фольклором башкирского народа, и с тонкой лирикой протяжной песни озон-кюй.
Вместе с другими молодыми композиторами - выпускниками Московской государственной консерватории и "Гнесинки", которым суждено было стать и первыми педагогами Уфимского государственного института искусств, в начале 1970-х годов Данил Хасаншин входит в состав творческого цеха - Союза композиторов БАССР.
Вернувшись в Уфу, композитор активно пишет хоровые произведения, например, "Сцены из народной жизни" и "Песни о Салавате", где архаика музыкальной почвы сочетается с современными приемами хорового письма. В 2006 году в Казани, на Фестивале композиторов Поволжья и Урала незабываемое впечатление произвела на слушателей хоровая кантата "Из восточной поэзии" в великолепном исполнении женского хора Уфимского государственного института искусств под управлением Владимира Никитенкова.
Сегодня автор вдруг неожиданно обратился к русскому, в том числе детскому, фольклору. Опираясь на народные поэтические тексты, он создал ряд хоровых сочинений, например, "Дождик, лей!", "Небылица", "Бодливый теленок" и яркую кантату-обряд "Величание солнца", очевидно, находясь под впечатлением от трогательных встреч со своей любимой внучкой Аишей.
Второй крупный пласт творчества Данила Хасаншина - симфонический. В библиотеке Национального симфонического оркестра Республики Башкортостан хранятся партитуры его регулярно исполняемых сочинений - увертюры "На празднике", Концерта для оркестра "Айтыш", Концерта для фортепиано с оркестром и Концерта для скрипки с оркестром, посвящённого, что важно, памяти Учителя - Альберта Лемана.
В жанре камерной музыки юбиляр создал множество фортепианных пьес для детей, а также цикл "Между Волгой и Уралом" на фольклорном материале братских народов. Отрадно, что мастерство композитора совершенствуется, стиль обновляется. Вспомним, что в конце 1990-х годов Данил Хасаншин, автор крупных хоровых сочинений, основанных на башкирском фольклоре, в кантате "Фронтовые песни" неожиданно обращается к стилистике массовой советской культуры. Известно, что это сочинение было горячо поддержано и великолепно исполнено безвременно ушедшим из жизни Тагиром Сергеевичем Сайфуллиным, талантливым хормейстером и дирижёром, создателем Башкирской государственной академической хоровой капеллы, которая ныне носит его имя.
В последние годы композитор не теряет накала творческой энергии. Добавим, 5 лет назад, к 75-летнему юбилею, в творческом архиве появились шесть Концертов для скрипки с оркестром. Вышла в свет Антология детской песни "Книга для пения" на трёх языках: башкирском, татарском и русском. В новых сочинениях для фортепиано - "Рапсодия-баит" и "Соната-кубаир" - композитор вновь обратился к неиссякаемому источнику вдохновения - башкирскому фольклору.
В прошлом году он дописал новую симфонию "Притча о журавлях", которая во многом является автобиографичной и тесно связана с темами Природы и вечной борьбы Добра и Зла. По словам Данила Давлетшиновича, в симфонии он вспоминает своё военное детство. В годы Великой Отечественной войны, когда мужчины сражались с врагом на фронтах, он, будучи ещё совсем ребёнком, помогал деревенскому пастуху и совершено случайно увидел таинственный, волшебный танец журавлей. Более 70 лет Данил Хасаншин мечтал написать произведение, в котором бы в каком-то смысле показал жизнь журавлей, их рождение, полёт, брачный танец, появление птенцов... Тем самым он словно хотел вернуться в детство.
Образы мирных Журавлей и злых Охотников раскрыты ярко, картинно и даже театрально, чему способствует введение видеоряда, рисующего жизнь птичьей стаи, а также игра актёров миманса. По словам Данила Давлетшиновича, для него особо важен образ Пастушка, безусловно, автобиографичный. Премьера симфонии была посвящена Дню защиты детей и Году экологии в России и состоялась в ГКЗ "Башкортостан" в исполнении Национального симфонического оркестра РБ под управлением Камиля Абдуллина 1 июня нынешнего года.
Сегодня композитор ощущает себя счастливым и любит говорить о будущих планах. Многое создано, многое ещё предстоит... Его лучшие песни "На берегах реки Сюнь", "Если ты придёшь в Илишево", "Талкас" обрели популярность в республике и настолько полюбились людям, что зачастую воспринимаются как народные. Их исполняют оперные певцы, звучат они и в самодеятельных коллективах.
...В свой день рождения композитор, конечно, постарался сделать себе подарок: вновь сел за рояль и начал сочинять новую мелодию...
Эльмира ИЖБОЛДИНА.
Фото Лилии ЗАГИРОВОЙ.
Фото Лилии ЗАГИРОВОЙ.
25-08-2017 (0) Просмотров: 1 290 Номер: 68(13144) Версия для печати