ИМЕНА
VIVA LA ФЛАРИДА!
В Башкирской государственной филармонии с успехом прошла сольная программа VivaLaDiva Флариды Иркиной. Этот проект организаторы назвали сопрано-экшн, где гибкость и блеск женского голоса сопровождались вихревым разнообразием жанров и событий на сцене.
Это удивительное шоу - neo classic - захватило зал с первых же секунд. На концерте не просто звучала популярная классика в современном обрамлении и композиции в стиле modernity, всё это великолепие было зрелищно преподнесено. Чего только не проделывала певица на сцене! Выезжала на красном мотоцикле, исполняя при этом известную песенку Пепиты из мюзикла "Вольный ветер", в образе современной байкерши пела "Испанское болеро" Делиба, порадовала публику ставшей популярной в последнее время "Мамбой" Имы Сумак из сериала "Кухня" в образе официантки, а в светодиодном плаще пела наисложнейшую арию Дивы Плавалагуны из культового "Пятого элемента".
На концерте раскрылась ещё одна грань дарования артистки - талант педагога. Известный дуэт - братья Айрус (Айдар и Рустем) Губайдуллины - представились учениками Флариды, тепло называли Иркину "мамой Фло".
В программе всё было необычным: поразил фантастическим звучанием кураист Ильнур Хайруллин, который исполнил на курае культовое танго-нуэво Пьяццоллы "Либертанго". Удивительно романтичным был Тимур Рамазанов, харизматичным - Дамир Таипов, нежной и хрупкой - Татьяна Теплова... В роли пылко влюбленного поклонника предстал молодой артист, чтец, вчерашний выпускник - обаятельный Данил Гуфранов. А мощные театрализованные идеи режиссера Сулпан Аскаровой просто поражали. Надо ли говорить, что весь концерт шёл в живом исполнении, и это была настоящая феерия!
Несколько слов о самой Флариде... Она всегда ищет что-то новое в музыке, многие произведения впервые исполнила именно на филармонической сцене. В начале её пути в Башкирской филармонии публику покорило исполнение арии куклы Олимпии из "Сказок Гофмана" Жака Оффенбаха. Вокал всегда сопровождался актёрской игрой. Фларида не ищет лёгких путей! Чего только стоит сверхсложная ария Кунигунды из оперетты Леонарда Бернстайна "Кандид" или Песенка Трубочиста Верди (Lo spazzacamino) на итальянском... Даже известную арию Адели из "Летучей мыши" Штрауса она поёт на языке оригинала!
И вот тогда появляется мысль, что мало кто из филармонических певцов осмелился бы на подобное представление-фантасмагорию. На вопрос, откуда появилась идея проведения концерта именно в таком формате, Фларида ответила:
- За восемь лет работы в филармонии я подготовила и провела шесть сольных концертов в Малом зале, два из них дуэтных, к ним - плановые лекции-концерты в залах и школах. Это были академические концерты, где я пела Алябьева, Моцарта, Рахманинова, Маркези, Штрауса, Пуленка, Делиба, Оффенбаха. Старалась привнести что-то новое и для себя, и для зрителя! И вот настал тот момент, когда я задалась вопросом, что ещё я могу показать? И тут судьба мне дарит Иму Сумак с её невероятной "Мамбой"! Как известно, сама певица владела уникальным диапазоном почти в пять октав. Это меня воодушевило. Появился творческий задор: а смогу ли я осилить арию Дивы Плавалагуны? Ведь она основана на классике - это ария "Il dolce suono" из оперы "Лючия ди Ламмермур" Гаэтано Доницетти. В принципе - близкая мне тема. Эта композиция в той форме, в которой она стала известна, исполняется не одним человеком. Арию из оперы на итальянском "за кадром" исполнила оперная певица Инва Мула. Часть арии Лючии ди Ламмермур Плавалагуной исполнена синтетическим вокалом, спета не человеческим голосом, а создана на компьютере. А мне пришлось её спеть целиком и живьём. Спасибо замечательной Татьяне Тепловой, которая помогла разложить эту песню на две вокальные партии и спела со мной дуэтом. Надеюсь, композиция от этого стала выигрышней.
К большому залу пришла постепенно: захотела показать свои вокальные возможности в современной обработке, в форме шоу. Выбрала те произведения, которые могу показать своим голосом.
Для меня сопрано-экшн - это голосовые и человеческие возможности без границ. Ведь голос нужно совмещать с активным действием на сцене, конечно, это было сложно. С ноября специально ходила на танцы, чтобы к концерту тело привыкло к нагрузкам и раскрепостилось. Огромная благодарность Марату Асхатовичу Галимханову, балетмейстеру, артисту балета Башкирской оперы. Я просто приходила в Башкирский хореографический колледж имени Р.Нуреева, вставала позади танцующих в его группе и повторяла все движения. Эта практика мне очень пригодилась, ведь на концерте пришлось быстро двигаться и даже бегать.
На проекте делала всё, что могла, и даже то, что не могла. К концерту вся команда готовилась в форсированном темпе, мы были так увлечены, что некоторые детали додумывались за пару часов перед концертом. Байк - идея режиссера Сулпан Аскаровой. Она сказала, что видит меня, поющую классику и разъезжающую на мотоцикле. Мне показалось это интересным. Его нашёл супруг - за три дня до концерта пригласил байкера, который согласился помочь. Им оказался блогер Артём Болдырев, творческая и медийная личность, он участвовал в программе "Пусть говорят".
Конечно, идеи Сулпан - просто фантастические! Интрига Примы и её поклонника, мамба в образе официантки, классика на байке, езда на гироскутере возле импровизированного фонтана... Будучи хореографом, она ставила мне все сценические движения вплоть до того, на какой ноте я должны выйти, на каком слове я должна повернуться или пробежать...
Конечно же, проведение концерта в Большом зале - огромная ответственность. Получается, что ради меня задействовано большое количество людей - от художественно-постановочной части до творческой: режиссер, артисты балета, вокалисты, музыканты, звукооператоры, гримеры, монтировщики... И я постаралась оправдать и их старания, и свои, и зрительские надежды. Ведь публика пришла на концерт получить эстетическое удовольствие.
- Думаю, Вам это удалось. А как отнеслись родные к такому повороту событий?
- Сын Аскар в восторге! Второй сын Эрик сейчас в Оренбурге, к сожалению, не смог увидеть всё это... А супруг, как я уже говорила, помогал как мог!
Небольшая ремарка: мало кто знает, что Фларида Иркина - мама двух взрослых сыновей-близнецов, спортсменов-рапиристов, членов сборной России. Эрнст - вице-чемпион Европы, вице-чемпион России, призер этапов кубка мира, мастер спорта России. Сейчас - тренер в Федерации фехтования Оренбургской области, преподает в частной спортивной школе. Аскар - член сборной России по фехтованию, победитель этапов Кубка мира, чемпион России, обладатель Кубка России, серебряный призёр чемпионата Европы и Всемирной Универсиады.
Муж - Халил Хамзин, музыкант по образованию, сейчас работает в ГКЗ "Башкортостан" с художественными коллективами. Интересно, что в школьные годы Халил увлекался хоккеем, был включен в состав сборной республики. Работал в системе правоохранительных органов. В начале двухтысячных был с концертами в рамках благотворительной миссии в полуразрушенном Грозном. В 2006 году участвовал в организации морского фестиваля в Санкт-Петербурге и Кронштадте.
- Фларида, Вы такая молодая, а у Вас уже взрослые состоявшиеся сыновья.
- Да, я стала мамой очень рано и всю себя отдавала воспитанию сыновей. У них сильно развиты семейные ценности. У нас в семье обязательна традиция - собираться вместе за одним столом и обсуждать свои дела. Аскар учится в Финансовой магистратуре, журналист, хороший организатор. Это у него от папы. А Эрику больше по душе тренерская работа, этим - наставничеством - он пошёл в меня. Эрик сейчас одним своим именем привлекает детей в спортивную школу. И своё имя он сделал сам. Горжусь!
- На сцене мы имели удовольствие Вас видеть. А какая Вы в семье? Как смогли совместить профессию с воспитанием детей?
- Я по гороскопу - Скорпион. Для меня важен порядок в доме, в делах, в голове. Сызмальства я целенаправленно и порой жёстко прививала сыновьям любовь к порядку и умение планировать. Сон - по расписанию. Вещи - на свои места. Испачкали, порвали? Вот нитки, вот мыло - исправляйте всё сами! А потом потихоньку за ними переделывала. Но они знали изначально, что в ответе за свои поступки и действия. Я - мать, я пожалею, но жизнь длинная, кто потом их будет жалеть и исправлять их ошибки?! Только сами. Были моменты, когда вместе с ними разбиралась с их обидчиками (смеётся).
Да мне и некогда было с ними особо нянчиться. Я была слишком молода и совершенно нереализована в профессии. Был период - оставляла детей на маму и уезжала в Питер заниматься у Тамары Дмитриевны Новиченко, профессора Санкт-Петербургской государственной консерватории имени Н.Римского-Корсакова. (К слову, имя педагога, заслуженной артистки России Тамары Новиченко известно не только российским, но и зарубежным вокалистам, в частности, благодаря одной из самых успешных ее учениц, Анне Нетребко - авт.) Чтобы оплатить частные уроки, работала в трёх местах, бралась за любую возможность заработать. Но сейчас я знаю, что все трудности - и в семье, и в профессии были даны для того, чтобы сейчас я ценила всё, что имею.
А нам остаётся только пожелать Флариде ещё не раз удивлять публику своими новыми креативными проектами. Она смогла разрушить стереотипы и изменить представление об академическом певце. Мы знаем, что её идеал в профессии - артист-универсал. Искренне надеемся, что эта творческая "неуспокоенность" (по выражению выдающегося педагога Миляуши Галеевны Муртазиной) и жажда нового помогут ей в осуществлении задуманного!
Оксана ИВАНОВА.
27-04-2018 (0) Просмотров: 1 637 Номер: 34(13214) Версия для печати