О тех, кого помним и любим
“...Образ твой, чарующий и нежный, передо мною всплыл”
Сначала хочу представить вам программу сольного концерта Людмилы Чекировой в Башкирской государственной филармонии (ей как раз присвоили тогда почётное звание народной артистки Башкортостана). В первом отделении - Аve Maria Баха-Гуно, “Канцона” Листа, романсы “Примирение”, “День ли царит” Чайковского, “Не верь мне, друг”, “Не пой, красавица”, “О, не грусти!” Рахманинова, “О, если б грусть моя” Глиэра, “Ирис” Вольфа, заключительная сцена из оперы “Евгений Онегин”, исполненная с Ямилем Абдульмановым. Второе отделение - полностью оперное, сложнейшие произведения мировой классики: ария Адриенны Лекуврёр из одноимённой оперы Чилеа, арии Леоноры, Амалии, Эболи из опер Верди “Сила судьбы”, “Бал-маскарад”, “Дон Карлос”, арии Тоски и Манон из одноимённых опер Пуччини, ария Джоконды из одноимённой оперы Понкьелли, романс Сантуццы и дуэт с Туриду (Андреем Зараевым) из оперы Масканьи “Сельская честь”. Даже неискушенному меломану понятно, что такое под силу только певице высочайшего класса.
Людмила Чекирова таковой и была. Девчонка из простой шахтерской семьи города Прокопьевска с первого раза, без блата и протекции поступила в лучший музыкальный вуз страны - Московскую государственную консерваторию имени Петра Ильича Чайковского. Её учила знаменитая певица Дебора Пантофель-Нечецкая. Та самая, которой Глиэр посвятил свой Концерт для голоса с оркестром. Затем она попала в класс тоже замечательного педагога Елены Ивановны Шумиловой. А класс фортепиано у студентки Чекировой вела Эмилия Бем, первый педагог Святослава Рихтера.
Карьеру молодая певица начинала в Ашхабадском театре оперы и балета - приехала вслед за мужем на его родину. Здесь, кроме красивых, романтических национальных спектаклей, шла мировая классика. Людмила пела в операх “Травиата”, “Макбет”, “Трубадур”, “Кармен”, “Тоска”, “Пиковая дама”, специально на неё ставились оперетты “Сильва” Имре Кальмана, “Прекрасная Елена” Жака Оффенбаха, “Цыганский барон” Иоганна Штрауса. Чекирову обожала публика, благосклонно относилось к ней и правительство республики, ей дали квартиру, почетное звание заслуженной артистки Туркменистана, которым она всегда дорожила.
Но... Наступили времена, когда в одночасье благополучие рухнуло, пришлось всё бросить и бежать, спасая детей. Так она оказалась в Уфе. Талант, добрая душа, общительный, живой характер помогли ей довольно быстро завоевать место под новым небом. Она стала примадонной Башкирского государственного театра оперы и балета второй половины 1990-х годов. С первого появления на сцене в партии Аиды Людмила покорила уфимцев, обрела массу поклонников. Её сильное, полетное, красивейшего тембра лирико-драматическое сопрано, незаурядное актерское дарование брали в плен и уже не отпускали. Аида, Чио-Чио-сан, Мими, Лиза, Татьяна, Ярославна, Земфира, Шафак... Она пела в театре практически весь репертуар своего голоса. Мечтала о Саломее, Тоске... Но не пришлось.
У Людмилы Дмитриевны был богатейший вокально-камерный репертуар. Её имя в афише привлекало слушателей на концерты, музыкальные гостиные. И все-таки опера для неё, верной жрицы храма оперного искусства, была главным. Как признавалась сама певица, в опере её привлекала красота чувства, сила человеческих страстей. Наполнить партию музыкальной глубиной, создавая в то же время драматический образ - это Чекирова любила и делала мастерски. При виртуозном исполнении сложнейших партий её отличала сдержанная, но полная скрытого огня игра, особая искренность и сила её героинь. Они разные, делилась Людмила, но почти все умирают от любви, во имя любви. Тема жертвенности была близка её душе, и это тоже одна из граней творческой индивидуальности Людмилы Чекировой.
Может быть, это отпечаталось вообще на её судьбе...
- Бог своей искрой меня не обидел, - поделилась она как-то. - Правда, моя судьба так складывается, что я не всегда оказываюсь в нужном месте в нужное время - пролетаю мимо или недобегаю. Я имею в виду карьеру. Например, в Турции мне предлагали контракт - из-за детей отказалась. В другой раз, когда что-то намечалось в Англии, - из-за квартиры, которую вот-вот должны были дать...
Семейные неурядицы отняли у неё много сил, а недавняя смерть сына и вовсе надломила. Внезапная кончина Людмилы Чекировой буквально сразила всех, кто её знал. Так горько обидно, что не все свои способности ей удалось реализовать. Это при том, что Чекирова, бесспорно, была выдающейся певицей и актрисой, незаурядной женщиной.
Людмила запомнилась живой, страстной, энергия била ключом, и невозможно представить себе, что её нет...
Нина ЖИЛЕНКО.
НА СНИМКАХ: Людмила Чекирова; а это она в спектакле “Евгени Онегин”.
НА СНИМКАХ: Людмила Чекирова; а это она в спектакле “Евгени Онегин”.
21-03-2017 (0) Просмотров: 1 327 Номер: 23(13099) Версия для печати