Премьера
Этот безумный, безумный, безумный мир
В Русском академическом театре с невероятным успехом прошла премьера спектакля “Дом для сумасшедших”.
Понятно, что режиссер спектакля “Дом для сумасшедших” римлянин Паоло Эмилио Ланди не просто так выбрал одну из пьес своего соотечественника неаполитанца Эдуардо Скарпетта. Скажу больше, каким-то невероятным образом умудряясь уже не один год жить между двумя государствами, проводя достаточно много времени не только в Италии, но и в России, господин Ланди составил свое представление о нашей стране, и это тоже в определенном смысле отражается в названии избранной им комедии. Кого-то это обижает? Меня, например, нет, поскольку, мы же тоже делаем весьма уверенные выводы по поводу “их нравов”, высказываясь достаточно резко о политике, скажем, госпожи Меркель или главы Соединенных Штатов Дональда Трампа... А в свое врем не мы ли “полоскали” на всех кухнях итальянского премьера Берлускони?.. Так что делать собственные выводы и умозаключения и хранить им верность, даже если они не имеют под собой оснований, - в натуре человеческой... В общем, неча на зеркало пенять, даже если это зеркало сцены!
“Вечерка” уже рассказывала своим читателям о том, кто такой Эдуардо Скарпетта, чью пьесу ныне принял к постановке Государственный академический русский драматический театр РБ. Да-да, итальянский актер, руководитель труппы и комедиограф, оставивший нам неплохое наследие. И речь не только о драматургии, и о том, что пьесы он, безусловно, создавал на свою труппу, по ходу дела расписывая персонажей на существующие в ней типажи, но и в том, что речь идет об отце выдающегося мастера - Эдуардо Де Филиппо, спектакль по одному из произведений коего в репертуаре ГАРДТ тоже есть. А еще Скарпетта создал “маску” (что дано далеко не каждому) простака по имени Феличе Шошаммокка, принесшую ему подлинный, если не сказать ошеломительный, зрительский успех.
Фамилия этого персонажа состоит из слов “каштан” и “рот”, поскольку подчас итальянские бедняки от голода держали во рту каштан. Именно поэтому речь у господина Феличе путаная (достаточно вспомнить русские аналоги - во рту каша). Шошаммокка, по ходу действия “Дома для сумасшедших” приехавший в Неаполь на несколько дней, каждый раз подчеркивает в разговоре с новыми знакомыми, коих по стечению обстоятельств все время принимает за обитателей Дома скорби, почитая их безумными, что он из города Роккасекка.
Что же это за географическая точка на карте Италии - крохотный городишко, населением в 7 с лишним тысяч человек, занимающий площадь в 43 квадратных метра? В Италии он известен не только тем, что в нем обретается знаменитый простак Феличе Шошаммокка, но и тем, что некогда, примерно в 1225 году, в нем родился Фома Аквинский - итальянский философ, теолог, учитель церкви, который связал христианское вероучение (идеи Блаженного Августина) с философией Аристотеля и был канонизирован католической церковью как святой...
А ведь по сути Роккасекка количеством населения во многом уступает нашим родным Чишмам (22 400) и чуть-чуть опережает их по площади (33600 квадратов). К чему я это? А к до боли знакомому: “Деньги есть - Уфа гуляем, денег нет - Чишма сидим”. И знаю я, что речь в этом случае шла о точках общепита, но... При всем при этом как все мы, провинциалы, похожи между собой! Природа простодушия выдает нас с головой. И безумие большого города, которое доводит наивного Феличе (блистательная работа заслуженного артиста России Владимира Латыпова-Догадова) до того, что он, забыв себя, в ужасе бежит из пансиона “Стэлла”, представленного ему Домом скорби. Так вот это уже упомянутое безумие большого города мало-помалу ползет в такие заповедные уголки, как Роккасекка - ведь дон Феличе с супругой приезжают познакомиться с жизнью учреждения для такого рода пациентов. Мэр их родного города надумал открыть у себя нечто подобное. То бишь сумасшествие, завоевав большие пространства, уже внедряется в тихие местечки... Вы ничего не узнаете, читатель?
Смешной дурачок, которого морочит проходимец-племянник, принимает все за чистую монету, постоянно попадая то в одну, то в другую ловушку. Более того, опираясь на учение своего великого земляка Фомы Аквината, исповедовавшего путь сверхъестественного откровения, дон Феличе действительно невероятно и даже пугающе по нашим временам открыт, что, собственно, и является причиной многих его проблем. Своими любезными манерами, обаянием, откровенностью и желанием соглашаться со всеми он вызывает симпатию у так называемых обитателей Дома скорби, навлекая на себя все новые и новые беды...
...И, глядя на все это, зал уже завывает от смеха в голос, даже не догадываясь, мне кажется, что смеется над собой, поскольку все типажи, выведенные в комедии Эдуардо Скарпетта, невероятно узнаваемы, и, несмотря на расстояние почти в сто лет, ничего в нашей жизни не меняется, и мы остаемся все такими же, на каком бы языке ни говорили, - с нашими страстями, желаниями, мечтами и несбывшимися надеждами... И во всех наших неудачах мы стремимся обвинить этот мир, который откровенно сошел с ума! А понять это публике помогает приехавший из тьму-таракани простачок...
Илюзя КАПКАЕВА.
НА СНИМКЕ: сцены из спектакля “Дом для сумасшедших”.
Фото Булата ГАЙНЕТДИНОВА.
НА СНИМКЕ: сцены из спектакля “Дом для сумасшедших”.
Фото Булата ГАЙНЕТДИНОВА.
8-06-2018 (0) Просмотров: 1 537 Номер: 46(13226) Версия для печати