$ - 100.6798
€ - 106.0762

ЧИТАЙТЕ В НОМЕРЕ

Горячая биография огнеборцев столицы

Пронзая столетья, зажигая сердца…

«Ещё книги – будут!»

Девятьсот пятьдесят шагов по улице Уфимской

Душа кочующего театра, или Праздник на нашей улице

На соискание Государственной премии РБ имени Салавата Юлаева

Восточная мудрость «Аркаима»


Отрадно, что Башкирский государственный театр оперы и балета выдвинул творческую команду постановщиков балета «Аркаим» - композитора Лейлу Исмагилову и хореографа Андрея Петрова - на соискание Государственной премии Республики Башкортостан имени Салавата Юлаева. Спектакль с успехом идет уже продолжительное время. За эти годы фрагменты из балета прозвучали на съезде Союза композиторов России в Москве, в Государственном концертном зале имени П.И.Чайковского. Балетом, который носит название древнего городища, открылся VII Международный театральный фестиваль имени Федора Волкова в Ярославле, успешно зарекомендовавший себя в музыкальном и театральном пространстве. Это свидетельствует о том, что творение авторов из Башкортостана интересно и за пределами нашей республики.

Восточная мудрость «Аркаима»

Лейла Исмагилова – композитор, чья профессиональная оснащенность обеспечена московской школой. Композиторская техника Лейлы Загировны включает весь арсенал необходимых средств. Она, как и её отец – Загир Гарипович Исмагилов, умеет найти тему для сочинения. Аркаим – явление, бередящее сознание вот уже несколько десятилетий. И сегодня интерес к нему не иссякает. Люди устремляются к месту раскопок так называемого круглого города. Многим хочется «подпитаться» его силой, они встречают там восход солнца. Лейла же Загировна «перевела» полученные на Аркаиме импульсы на язык музыки.
Андрей Петров – воспитанник московской школы и художественный руководитель театра «Кремлевский балет», чьи творческие принципы взаимодействуют с лучшими традициями классического балета. Это известный хореограф, постановки которого вошли в репертуарные афиши столичных театров России (Москва, Челябинск, Воронеж, Казань, Уфа), Болгарии, Греции и Таиланда.
Либретто балета, историю всеуничтожающей войны, любви и возрождения человечества, основанную на изучении исторических источников, сочинил московский театровед Ярослав Седов, и они в хореографических решениях, исполненных национального колорита, обрели масштаб символа. Все образы характерны для восточной ментальности – это небо и звёзды, свет и тьма, огонь, земля и вода, ветер, люди-птицы, всадники, воины, шаманы, которые имеют свои лейттемы как в музыке, так и в хореографии. Здесь нет прямого цитирования башкирских народных мелодий, но они проглядывают сквозь ритмические фигуры, подходящие и для жанровых сцен, и для бешеных скачек, и для кровавых баталий. Для демонстрации территориального обозначения, а этот памятник истории расположен на границе Челябинской области и Башкортостана, композитор включила в музыкальную партитуру звучание аутентичных народных инструментов – курая, кубыза. И мы слышим звуки птичьего пения, шумовые эффекты, имитирующие завывание ветра, цокот копыт, даже удары капель падающей воды, отсчитывающих неотвратимый ход времени…
Художественное пространство «Аркаима» вбирает и человеческий голос – это, собственно, один из главных персонажей балета. В начале второго действия мужской хор, размещённый на балконе, скандирует сухие чеканные фразы (на сцене в данный момент под скрежет мечей воинствующее племя готовится к битве), вступает он и в заключительном апофеозе, восславляющем победу добра над злом: человечество возродилось, жизнь взяла верх над смертью.
Поражает сольный вокал богини Хумай – покровительницы влюбленных, даровавшей уже практически уничтоженному народу путь возрождения, который слышится в последующей кульминации. В этом отрывке воспроизводится подлинная музыкальная традиция, где сквозь призму дуэта курая и сопрано композитор словно обнажает сложные, противоречивые чувства главного героя.
Новизна темы, фантастическая загадочность Аркаима побудили авторов обратиться к специалистам, общаться с учёными. С их помощью для персонажей были найдены имена, а музыке и хореографии придана большая достоверность, что по сути – ближе исторической правде происхождения одной из мировых цивилизаций.
Роль произведения «Аркаим» в развитии национального башкирского балета определяется и заявленной значительной темой, и убедительным качеством воплощения.
Балет Лейлы Исмагиловой и Андрея Петрова нашел активную поддержку и заинтересованное участие руководства республики, дирекции Башкирского государственного театра оперы и балета. Его премьера состоялась в дни празднования 250-летия со дня рождения национального героя башкирского народа Салавата Юлаева. А 31 мая 2018 года счастливо состоялось его сценическое «возрождение», поскольку автор хореографии внёс в палитру спектакля новые пластические акценты и нюансы. В этот вечер публику порадовали два дебютных выступления. Партию Йондоз исполнила Карина Салимова, Богини – Татьяна Любавцева. В остальных партиях к залу вышли: Сергей Бикбулатов (Самбулат), Лилия Зайнигабдинова (Эрке), Ромен Хурматуллин (Сур), Артем Доброхвалов (Буга), Анастасия Алексеева, Софья Доброхвалова, Разиля Мурзакова (невесты), Дмитрий Марасанов и Андрей Брынцев (шаманы). За дирижерский пульт поднялся Герман Ким.
Как и в прежние годы, спектакль получил положительный резонанс. Уверена, что произведение искусства тогда интересно, когда его тайну хочется раскрывать ещё и ещё раз. Ведь «…нужно опираться на вечные человеческие ценности, эмоции. Это рождение человека, любовь, счастье, смерть, ненависть, предательство...», а они неизменны во все времена. Все это есть в «Аркаиме», который завершается апофеозом светлого начала, и в том есть убедительная восточная мудрость.

Восточная мудрость «Аркаима» Восточная мудрость «Аркаима» Восточная мудрость «Аркаима» Восточная мудрость «Аркаима»

Светлана ПЛАТОНОВА.
НА СНИМКЕ: сцены из балета “Аркаим”.

Дата создание новости 14-09-2018   Комментарии (0)   Просмотров: 1 475     Номер: 74(13254)     Версия для печати

19 ноября 2024 г. №81(13825)


«    Ноябрь 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930 





ВАКАНСИЯ

Редакция газеты «Вечерняя Уфа» примет на работу корреспондента с опытом работы. Зарплата по результатам собеседования (оклад плюс гонорары). Резюме присылайте на почту ufanight@rambler.ru с пометкой «корреспондент». Обращаться по телефону: 286-14-65.



 
© 2011-2023, Редакция газеты «Вечерняя Уфа»
Использование материалов без письменного согласия владельца сайта запрещено.