$ - 100.2192
€ - 105.8090

ЧИТАЙТЕ В НОМЕРЕ

Горячая биография огнеборцев столицы

Пронзая столетья, зажигая сердца…

«Ещё книги – будут!»

Девятьсот пятьдесят шагов по улице Уфимской

Душа кочующего театра, или Праздник на нашей улице

Перспектива

«Звездный» проект «Тавриды»


«Звездный» проект «Тавриды»


Много ли вы знаете имен победителей Всероссийского молодежного образовательного форума «Таврида»? А ведь они есть. Получателями грантов, например, стали представительницы Уфимского государственного института искусств: дважды Камилла Валеева (проект ансамбля современной музыки «Самрау»); их перформанс «In С» полюбился не только уфимцам, но и пермякам, екатеринбуржцам, жителям Казани; грант «Музыка о мире» – мессу Дженкинса «Вооруженный человек» в городах Башкортостана исполнили детские хоры, Молодежный симфонический оркестр и Адэлина Алчинова («Легенда о Саошианте»). Но это – уже свершившиеся факты.
…Композитор же Виринея Белоусова совсем недавно добилась реализации идеи, зародившейся ещё в 2012 году (режиссёр Раушания Аюпова предложила тогда Виринее создать музыку для спектакля «Семь девушек», превратившуюся в сюиту, представленную на окончание УГИИ). Она стала обладателем гранта в 100 тысяч рублей. Это было летом 2017-го, премьера планировалась на минувшую весну, однако рождение дочери немного отодвинуло событие. В сентябре начались репетиции, а 27 ноября проект под названием «Семь звёзд» получил воплощение! Соратниками Виринеи стали её друзья. Были задействованы Народный театр танца «Ренессанс», Мастерская «МеЖдуТанцем» (хореографы-постановщики – Александр Родионов и Ольга Даукаева), этногруппа «Йатаган», электронная музыка – Магуля Мезинова, Live-электроника – Рустам Имамов, костюмы – Олеся Султангулова, грим - Александра Клих, песочная анимация – Халил Валеев. О тщательности работы говорит тот факт, что в области этнографии создателей консультировала настоящий знаток фольклора, профессор Розалия Султангареева («Нет ли песни о семи девушках, чтоб была она редкая?» - спросили у Розалии Асфандияровны постановщики. Султангареева поделилась с ними своим сокровищем, и мы теперь можем слышать этот замечательный напев – «Олкэрйондоз»). Роли «звёзд» исполнили Рената Крицкая, Зарина Кинзина, Алиса Черепанова, Евгения Имаева, Ляйсан Набиуллина, Радмила Биглова. Седьмая – Альбина Файзуллина – танцевала и пела.
Хореографический спектакль – и пение танцовщицы? Девушка, становясь на сцене центральной фигурой – назовём её Спасительницей, – поёт. Выразительное пение действительно изумляет. Чуть матовый тембр голоса, красивые низкие ноты, осмысленные фразы на башкирском языке, одухотворённое лицо, опутанная некими верёвками-косами-корнями изящная фигура – какой образ раскрывает она? Воспользуемся рассказом Альбины: «Первая песня “Мал” (Богатство). Слова такие: Ваши дома сосновые / Ваша мелодия звенит / Провожая, плачет суженая: «мал». У башкир не было понятия денег, ценным был скот – дословно «мал» – это скот, но это и синоним к слову «богатство». Исполняемая песня – размышление о социальном неравенстве, о богатстве народной души и нищете простолюдинов. Для меня больше важна атмосфера – чувство грусти, тоска по несбыточному, созерцание, уход в другое время и другое измерение, это как разговаривать с большой текущей рекой или слушать голос, дыхание земли, почвы, её – такой бесконечно уставшей, большой, мудрой… Вторая песня «Олкэрйондоз». Смыслов она содержит множество. И первое – звезда (йондоз) Етегэн (Большая Медведица) не может покинуть своих Олкэр (Плеяд, семерых сестёр). Второе: отдала бы часть своей души, но как мне быть без неё? И третье: на небе звёзды так редки, до Плеяд и Большой Медведицы далеко.
Сама я пою «Олкэрйондоз» о жертвенности, о юности, о капле, растворившейся в космосе, ставшей космосом. В «Мал» чувствую тепло земли, в «Олкэрйондоз» хранится свет звёзд».
Осмысливая, вбирая в себя песни, мы вплетаем их в общую ткань музыкально-театрально-пластического действа».
…В день премьеры в Государственном концертном зале «Башкортостан» был сверханшлаг. Сначала прозвучала чёткая вступительная, обращённая со сцены речь автора проекта Виринеи Белоусовой к зрителям: «Мы думали о том, что такое свобода и что такое несвобода». И должна сказать, исполнители ищут ответ на этот вопрос в течение всех сорока минут. Музыка перетекает из начального электронного звучания (с вкраплениями симфонического), а также горлового узляу в животворящие образы природы, затем – в этнофрагменты звуков башкирских инструментов: переборы струн йатагана, мелодии кыл-кубыза, курая… Положившись на волю создателей, зал узнаёт народную песню «Семь девушек»… Видит блики гениального танца Файзи Гаскарова…
Рассказывая о замысле, Виринея, Ольга и Александр делают акцент на экспериментальном начале своей работы. Их влекло желание вскрыть глубинную, выходящую за рамки чисто региональной привязки философию знаменитой, «брендовой» легенды. Это должно быть не понято, а прочувствовано! Об этом надо говорить по-современному! Поэтому звёзды, а не девушки, поэтому в начале – механистичность, несвобода (скрежещущие намёки-шорохи синтетического звука, работа в металлических каркасах стульев-клеток, облачение в грубые «робы» из войлока). За превращениями следить нелегко. И правда, ключевую роль играют песни. Реагируя на голос, героини постепенно обретают индивидуальность (в разделе «Деревья» выходят в цветных платьях), осознают свою красоту (соло Ренаты Крицкой), силу, стремление вырваться (раздел «Побег», соло Зарины Кинзиной). Пластика придумана в духе современных исканий (танцевальные техники модерн, contemporary). Декорации – их роль выполняет песочная анимация. Ужасающий дракон, рождающиеся, насыпающиеся на наших глазах горы, дорогие нам пейзажи, наскальные рисунки охотников, светящиеся родовые знаки – тамгэ… И – мерцающие звёзды.
Драматургия спектакля, может быть, не всегда отчётливая, акцентирует главное – оптимистическое, светлое видение жертвы. Обретя свободу, наши героини, как гласит одна из версий легенды, превращаются в созвездия – Плеяды, Большую Медведицу. Даря свет, они несут надежду! Единение всех участников проекта, коллективное сотворчество привело их к красивому решению. Прозрачно-серебристо-белые платья, эксклюзивные, подлинные женские шейные украшения и особая культура звука – прекрасный башкирский «мон» – воплощение души, народного духа.
Можно ли поставить спектакль за средства, что получены в качестве гранта? Приходилось слышать, каковы цены даже самых скромных постановок… Не сравнить! Все участники «Семи звёзд» – бессребреники. Вложены не только талант и труд, но и беззаветная увлечённость, одержимость стремлением к переменам, обновлению.
Обретут ли «Семь звёзд» продолжительную историю? Хотелось бы. По крайней мере, в репертуар театра «Ренессанс» спектакль способен войти, при том что энтузиазм постановщиков не исчерпан. Могут предстать перед зрителем и иные замыслы образовавшегося творческого союза. Мне остаётся нам всем этого только пожелать.
Cветлана ПЛАТОНОВА.


ДОБАВИМ…
Всероссийский молодежный образовательный форум «Таврида» впервые прошел в 2016 году в Крыму. Организаторами выступили Федеральное агентство по делам молодежи, Общественная палата Российской Федерации и ФГБУ «Роспатриотцентр». Форум проводится в соответствии с поручением Президента Российской Федерации от 20 апреля 2015 года.

Дата создание новости 11-12-2018   Комментарии (0)   Просмотров: 4 195     Номер: 99(13279)     Версия для печати

19 ноября 2024 г. №81(13825)


«    Ноябрь 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930 





ВАКАНСИЯ

Редакция газеты «Вечерняя Уфа» примет на работу корреспондента с опытом работы. Зарплата по результатам собеседования (оклад плюс гонорары). Резюме присылайте на почту ufanight@rambler.ru с пометкой «корреспондент». Обращаться по телефону: 286-14-65.



 
© 2011-2023, Редакция газеты «Вечерняя Уфа»
Использование материалов без письменного согласия владельца сайта запрещено.