Перспектива
«Звездный» проект «Тавриды»
Много ли вы знаете имен победителей Всероссийского молодежного образовательного форума «Таврида»? А ведь они есть. Получателями грантов, например, стали представительницы Уфимского государственного института искусств: дважды Камилла Валеева (проект ансамбля современной музыки «Самрау»); их перформанс «In С» полюбился не только уфимцам, но и пермякам, екатеринбуржцам, жителям Казани; грант «Музыка о мире» – мессу Дженкинса «Вооруженный человек» в городах Башкортостана исполнили детские хоры, Молодежный симфонический оркестр и Адэлина Алчинова («Легенда о Саошианте»). Но это – уже свершившиеся факты.
…Композитор же Виринея Белоусова совсем недавно добилась реализации идеи, зародившейся ещё в 2012 году (режиссёр Раушания Аюпова предложила тогда Виринее создать музыку для спектакля «Семь девушек», превратившуюся в сюиту, представленную на окончание УГИИ). Она стала обладателем гранта в 100 тысяч рублей. Это было летом 2017-го, премьера планировалась на минувшую весну, однако рождение дочери немного отодвинуло событие. В сентябре начались репетиции, а 27 ноября проект под названием «Семь звёзд» получил воплощение! Соратниками Виринеи стали её друзья. Были задействованы Народный театр танца «Ренессанс», Мастерская «МеЖдуТанцем» (хореографы-постановщики – Александр Родионов и Ольга Даукаева), этногруппа «Йатаган», электронная музыка – Магуля Мезинова, Live-электроника – Рустам Имамов, костюмы – Олеся Султангулова, грим - Александра Клих, песочная анимация – Халил Валеев. О тщательности работы говорит тот факт, что в области этнографии создателей консультировала настоящий знаток фольклора, профессор Розалия Султангареева («Нет ли песни о семи девушках, чтоб была она редкая?» - спросили у Розалии Асфандияровны постановщики. Султангареева поделилась с ними своим сокровищем, и мы теперь можем слышать этот замечательный напев – «Олкэрйондоз»). Роли «звёзд» исполнили Рената Крицкая, Зарина Кинзина, Алиса Черепанова, Евгения Имаева, Ляйсан Набиуллина, Радмила Биглова. Седьмая – Альбина Файзуллина – танцевала и пела.
Хореографический спектакль – и пение танцовщицы? Девушка, становясь на сцене центральной фигурой – назовём её Спасительницей, – поёт. Выразительное пение действительно изумляет. Чуть матовый тембр голоса, красивые низкие ноты, осмысленные фразы на башкирском языке, одухотворённое лицо, опутанная некими верёвками-косами-корнями изящная фигура – какой образ раскрывает она? Воспользуемся рассказом Альбины: «Первая песня “Мал” (Богатство). Слова такие: Ваши дома сосновые / Ваша мелодия звенит / Провожая, плачет суженая: «мал». У башкир не было понятия денег, ценным был скот – дословно «мал» – это скот, но это и синоним к слову «богатство». Исполняемая песня – размышление о социальном неравенстве, о богатстве народной души и нищете простолюдинов. Для меня больше важна атмосфера – чувство грусти, тоска по несбыточному, созерцание, уход в другое время и другое измерение, это как разговаривать с большой текущей рекой или слушать голос, дыхание земли, почвы, её – такой бесконечно уставшей, большой, мудрой… Вторая песня «Олкэрйондоз». Смыслов она содержит множество. И первое – звезда (йондоз) Етегэн (Большая Медведица) не может покинуть своих Олкэр (Плеяд, семерых сестёр). Второе: отдала бы часть своей души, но как мне быть без неё? И третье: на небе звёзды так редки, до Плеяд и Большой Медведицы далеко.
Сама я пою «Олкэрйондоз» о жертвенности, о юности, о капле, растворившейся в космосе, ставшей космосом. В «Мал» чувствую тепло земли, в «Олкэрйондоз» хранится свет звёзд».
Осмысливая, вбирая в себя песни, мы вплетаем их в общую ткань музыкально-театрально-пластического действа».
…В день премьеры в Государственном концертном зале «Башкортостан» был сверханшлаг. Сначала прозвучала чёткая вступительная, обращённая со сцены речь автора проекта Виринеи Белоусовой к зрителям: «Мы думали о том, что такое свобода и что такое несвобода». И должна сказать, исполнители ищут ответ на этот вопрос в течение всех сорока минут. Музыка перетекает из начального электронного звучания (с вкраплениями симфонического), а также горлового узляу в животворящие образы природы, затем – в этнофрагменты звуков башкирских инструментов: переборы струн йатагана, мелодии кыл-кубыза, курая… Положившись на волю создателей, зал узнаёт народную песню «Семь девушек»… Видит блики гениального танца Файзи Гаскарова…
Рассказывая о замысле, Виринея, Ольга и Александр делают акцент на экспериментальном начале своей работы. Их влекло желание вскрыть глубинную, выходящую за рамки чисто региональной привязки философию знаменитой, «брендовой» легенды. Это должно быть не понято, а прочувствовано! Об этом надо говорить по-современному! Поэтому звёзды, а не девушки, поэтому в начале – механистичность, несвобода (скрежещущие намёки-шорохи синтетического звука, работа в металлических каркасах стульев-клеток, облачение в грубые «робы» из войлока). За превращениями следить нелегко. И правда, ключевую роль играют песни. Реагируя на голос, героини постепенно обретают индивидуальность (в разделе «Деревья» выходят в цветных платьях), осознают свою красоту (соло Ренаты Крицкой), силу, стремление вырваться (раздел «Побег», соло Зарины Кинзиной). Пластика придумана в духе современных исканий (танцевальные техники модерн, contemporary). Декорации – их роль выполняет песочная анимация. Ужасающий дракон, рождающиеся, насыпающиеся на наших глазах горы, дорогие нам пейзажи, наскальные рисунки охотников, светящиеся родовые знаки – тамгэ… И – мерцающие звёзды.
Драматургия спектакля, может быть, не всегда отчётливая, акцентирует главное – оптимистическое, светлое видение жертвы. Обретя свободу, наши героини, как гласит одна из версий легенды, превращаются в созвездия – Плеяды, Большую Медведицу. Даря свет, они несут надежду! Единение всех участников проекта, коллективное сотворчество привело их к красивому решению. Прозрачно-серебристо-белые платья, эксклюзивные, подлинные женские шейные украшения и особая культура звука – прекрасный башкирский «мон» – воплощение души, народного духа.
Можно ли поставить спектакль за средства, что получены в качестве гранта? Приходилось слышать, каковы цены даже самых скромных постановок… Не сравнить! Все участники «Семи звёзд» – бессребреники. Вложены не только талант и труд, но и беззаветная увлечённость, одержимость стремлением к переменам, обновлению.
Обретут ли «Семь звёзд» продолжительную историю? Хотелось бы. По крайней мере, в репертуар театра «Ренессанс» спектакль способен войти, при том что энтузиазм постановщиков не исчерпан. Могут предстать перед зрителем и иные замыслы образовавшегося творческого союза. Мне остаётся нам всем этого только пожелать.
Cветлана ПЛАТОНОВА.
ДОБАВИМ…
Всероссийский молодежный образовательный форум «Таврида» впервые прошел в 2016 году в Крыму. Организаторами выступили Федеральное агентство по делам молодежи, Общественная палата Российской Федерации и ФГБУ «Роспатриотцентр». Форум проводится в соответствии с поручением Президента Российской Федерации от 20 апреля 2015 года.
11-12-2018 (0) Просмотров: 4 195 Номер: 99(13279) Версия для печати